Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 491.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации20.03.2014
Размер491.45 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4


Программа

«Шаги к успеху»



Авторы:

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Шовгенова Елена Александровна

Кузнецова Ирина Александровна


Содержание

Пояснительная записка

Тематический план 1 класс

Содержание 1 класс

Тематический план 2 класс

Содержание 2 класс

Тематический план 3 класс

Содержание 3 класс

Тематический план 4 класс

Содержание 4 класс

Список литературы


3

10

12

21

23

29

31

38

39

46



Пояснительная записка

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. В связи с этим мы создали программу, которая обеспечит возможность каждому ребёнку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Цель программы: создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;

  2. Формирование положительной Я – концепции;

  3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;

  4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;

  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;

  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

Программа имеет модульную структуру:

1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет”.

Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:

- диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе;

- формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли;

- формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

2 модуль «Основа волевой регуляции поведения и деятельности- духовные качества».

Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности средствами духовных качеств

3 модуль «Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений (психолого–педагогическое сопровождение учащихся)».

Задачи модуля:

- выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;

- определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.

Первая задача работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.

Вторая и третья задачи работают над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений, а также в условиях интерактивной работы. Учащимся представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю.

При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации к условиям обучения в школе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Планируемые результаты: Реализация этой программы позволит школьникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе, успешно функционировать в иной системе школьных отношений. В частности у выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний;

- выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика».

Реализуемыми технологиями являются:

-общедидактические: элементы развивающего обучения, блочного обучения;

- частнодидактические: игровые, технология проектной деятельности, интерактивные технологии (TASK, постерная, CASESTADY).

Принципы реализации программы:

- личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;

- культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

- деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В процессе реализации программы ученики примут участие в следующих видах деятельности:

- познавательная деятельность;

- игровая деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

В процессе обучения в 1-4 классах для учеников будут созданы условия для формирования универсальных учебных действий:

Личностных:

-самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметных:

- регулятивных:

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

- познавательных:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- коммуникативных:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Разделы программы отражают дидактические принципы: ознакомление с материалом от простого к сложному, учёт индивидуальных и возрастных особенностей.

Занятия организуются в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», ООП НОО, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"", Программой духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа рассчитана на 4 года обучения младших школьников в условиях ФГОС НОО.

Объём часов: 135 ч.: 1 класс-33 ч., 2 класс- 34 ч., 3. класс- 34 ч., 4 класс- 34 ч.

Тематический план




1 класс

33 ч.

К-во часов




1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет”.

33

1.

«Я – ученик»

1

2.

«Давайте познакомимся»

1




Работа с родителями. Собрание «Права и обязанности школьника».




3.

«Как вести себя в школе»

1

4.

этюд «Наш класс на перемене»

1

5.

Тренинг общения «Я и Мы»

1

6.

Пальчиковый игротренинг «Лесенка» в интерактивной форме

1

7.

Социоигры «Разведчики», «Найди пару»; игра «От улыбки солнечной одной».

3

8.

Игротренинги: «Конспиратор», «Закончи предложение», пальчиковый игротренинг « Утречко».

1

9.

Час общения «Добрые слова о моих близких»

2

10.

Групповой практикум: «Улыбка», «Дружба».

1

11.

Ролевое взаимодействие «Знакомство»

1

12.

Ролевое взаимодействие «Приветствие»

1

13.

Ролевое взаимодействие «Разговор по телефону»

1

14.

Речевое взаимодействие «Учимся благодарить»

1

15.

Речевое взаимодействие «Поздравление»; упражнения: «Мостик дружбы», «Подари камешек»

1




Сказкатерапия «Петушок и бобовоё зёрнышко»

1

16.

Сказкатерапия «Винни- Пух и все-все-все»А. Милн

1

17.

«Мы – дружные ребята»

1

18.

инсценировка «Друзья»

1




Работа с родителями. Родительский лекторий «влияние мультфильмов на детей»




19.

Тема дружбы в отечественных мультфильмах просмотр

1




Учимся анализировать поступки: свои и других:




«Рисуем картинки в уме»

1

«Догадайся о выборе»

1

Разбор жизненных ситуаций «Я на улице»

1

«Общественный транспорт» этюд

1

«Встреча с другом»; сказкотерапия

1

«Сова и Орёл»

1

«Мама»

1

«Злая мать и добрая тётя» В. Осеева

1

Просмотр видеофильма «Внимание, черепаха».

1

20.

Занятие- конференция: Я – ученик и вот мои достижения

1

итого

Занятий с детьми- 33, форм работы с родителями- 2

33/2


Содержание

1 класс

1 модуля «Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет».

Цикл 1.

Цель цикла занятий: создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах.
«Я – ученик» (1 ч.)

Статус ученика. Требования к ученику. Обязанности ученика. Отношение к процессу обучения и школе.
«Давайте познакомимся» (1ч.)

Правила знакомства. Качества личности и способы знакомства. Как познакомится друг с другом.
«Как вести себя в школе» (1 ч.)

Поведение в школе. Требования образовательного учреждения к поведению учеников. Устав образовательного учреждения. Поведение на уроке, внеурочной деятельности и на перемене (в классе, коридоре и на улице).

Этюд «Наш класс на перемене» (1ч.)

Создание этюда «Наш класс на перемене». Требования к этюду, критерии оценки.

Цикл 2.

Цель цикла занятий: стимулирование внутригруппового общения. Тренинг общения «Я и Мы» (1ч.)

Значимость Я и Мы для обучения. Отработка способов взаимовыручки и взаимодополнения; способов установления контакта.

Перспективные линии обучения: ближняя, средняя, дальняя.

Пальчиковый игротренинг «Лесенка» в интерактивной форме (1ч.)

Коллектиная работа. Роль помощи одноклассников при выполнении заданий. Лесенка достижений, становления в учёбе, прогресса развития (Что нового узнаю каждый день). Интерактивная работа TASK:

Вопросы для работы с кругом:

Как добиться успеха в обучении?

Мои успехи уже сегодня и как их не растерять?

Одноклассники и наши с ними отношения и тд.

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации. После того, как учащиеся получили четкое задание от учителя, происходит подготовка к работе и актуализация имеющихся знаний. Учащиеся могут использовать иллюстрации, словарь-глоссарий, тетрадные записи с целью определения возможных направлений работы. Таким образом, отдельные фрагменты складывается в цельную рабочую картину, происходит предварительное разделение ролей в группе.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат. Кроме того, учителю необходимо определить критерии работы на уроке, условия поисковой деятельности и включить всех учащихся в образовательный процесс.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте. На следующем этапе, когда будет проводиться жесткая выборка, они просто будут удалять листочки из общего ряда. Работа учителя на данном этапе состоит в стимулировании творческой активной учащихся, появление новых мыслей и идей.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи. Это логическая и рациональная фаза деятельности, прямо противоположная предыдущей. Здесь учащимся необходимо сообщить инструментарий для критического выбора. Например, можно предложить распределить идеи на листочках по степени актуальности, возможности, разумности, соответствию религиозной или культурной традиции и т.д.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем». Как правило, учащиеся на этом этапе концентрируются на технической стороне вопроса. Они могут спорить о том, какую бумагу выбрать для постера, или кто будет делать презентацию, или кому достанется та или иная роль в инсценировке. Учителю важно подчеркнуть учащимся, что главное – содержание, а не форма. Важно научиться думать, а не показать себя.

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект. На этом этапе развивается мотивация к обучению и совершенствованию собственной деятельности, увеличивается степень уверенности, обозначается практическое применение деятельности учащихся.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни. Другими словами, на завершающем этапе работы происходит трансляция умений и навыков, кристаллизация знаний, развитие стимулов к самостоятельному изучению и принципов самооценки.
Социоигры «Разведчики», «Найди пару»; игра «От улыбки солнечной одной» (3 ч.)

Проведение игр. Анализ поведения каждого.
Цикл 3.

Цель цикла занятий: развитие межличностного общения в группе.

Игротренинги: «Конспиратор», «Закончи предложение», пальчиковый игротренинг « Утречко»(1 ч.)

Проведение игр. Анализ поведения каждого.
Час общения «Добрые слова о моих близких» (2 ч.)

Добрые слова. Когда нужно говорить добрые слова. Поведение человека и добрые слова. Искренние и неискренние добрые слова.
Групповой практикум: «Улыбка», «Дружба» (1 ч.)

Понятие о дружбе. Дружба и отношение к ней. Создание ситуации при которой школьники проявляют дружбу. Анализ отношений в классе. Улыбка. Значение улыбки для общения.
Цикл 4.

Цель цикла занятий: развитие коммуникативных способностей.
Ролевое взаимодействие «Знакомство» (1 ч.)

Знакомство. Как знакомиться на улице. Как знакомиться с девочками и мальчиками. Разыгрывание ситуации знакомства.
Ролевое взаимодействие «Приветствие» (1 ч.)

Приветствие. Как приветствовать одноклассников, товарищей, друзей, взрослых родственников, бабушек и дедушек. Как приветствовать девочек, мальчиков. Разыгрывание ситуации приветствия.
Ролевое взаимодействие «Разговор по телефону» (1ч.)

Особенности ведения диалога по телефону. Положительный климат в разговоре. Требования к собеседникам. Уместные и неуместные темы для обсуждения по телефону.
Речевое взаимодействие «Учимся благодарить» (1 ч.)

Понятие о благодарности. Как нужно благодарить и за что. Благодарность от души и ехидство.

Речевое взаимодействие «Поздравление»; упражнения: «Мостик дружбы», «Подари камешек» (1 ч.)

Проведение игр. Анализ поведения каждого.
Сказкатерапия «Петушок и бобовоё зёрнышко» (1 ч.)

Чтение сказки. Анализ отношений героев.
Сказкатерапия «Винни- Пух и все-все-все»А. Милн (1 ч.)

Чтение сказки. Анализ отношений героев.
Цикл 5.

Цель цикла занятий: учить детей решать возникающие проблемы мирным способом.
«Мы – дружные ребята» (1 ч.)

Понятие коллектива. Качества коллектива. Коллективные дела. Лидеры и ведомые. Проявление дружбы в ученическом коллективе.
Инсценировка «Друзья» (1 ч.)

Сочинение рассказа «Друзья». Инсценировка. Требования к сценарию. Распределение ролей. Выступление перед зрителями.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск