№
п/п
| Разделы и темы
| Цель
| Содержание
| Новые понятия
| Примечание
|
I
| I четверть: «Музыка вокруг нас».
Как можно услышать музыку.
| Музыка и её роль в повседневной жизни.
Познакомить детей с миром звуков.
| Вокальные имитации
| -Звуки природы;
-звуки улицы;
-звуки города.
| Вводный урок.
|
2
| «И муза вечная со мной».
| Ввести детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас».
| -«Па-де-де» из балета»Щелкунчик»
П. Чайковского;
-«Песня о школе» Д Кабалевского,
В. Викторова;
-«Музыкант» Б. Окуджава.
| -Композитор, исполнитель, слушатель
-оркестр, дирижер.
| Организационный урок.
|
3
| «Хоровод муз».
| Раскрыть характерные особенности песен и танцев народов мира.
| -«Во поле берёза стояла» русская народная песня;
-«Берёзка» русский хоровод, обр. Е. Кузнецова;
-«Хора и сырба» молдавские народные наигрыши;
-«Сиртаки» М. Теодоракиса.
| Хор, хоровод, «Хора», «Сиртаки».
| Освоение нового материала.
|
4
| «Повсюду музыка слышна».
| Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке.
| -Литературный материал для импровизации;
-«Игра в композитора»;
-русские народные песни заклички.
| -Песенка-закличка;
-колыбельная.
| Закрепление материала.
|
5
| «Душа музыки - мелодия».
| Понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
| -П. Чайковский, «Детский альбом», «Вальс», «Сладкая грёза»;
-«Марш деревянных солдатиков»;
-«Весёлая песенка» Г. Струве, В. Викторова;
-«Па де-де» из балета «Щелкунчик».
П. Чайковского
| -Марш;
-танец;
-песня.
| Урок – игра.
|
6
| «Музыка осени».
| Связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
| -«Осенняя песнь» П. И. Чайковского;
-«Так уж случилось» Г. Струве
-«Осень, осень» русская народная песня;
-«Дождик накрапывает» А. Александрова;
-«Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;
-«Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко,
З. Петровой.
| -Скрипка, солист;
-спокойный темп;
-фраза, дирижер, куплет.
| Урок – концерт.
|
7
| «Сочини мелодию».
| Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.
| -Ролевая игра «Играем в композитора»;
-литературный материал для импровизации;
-«Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;
-«Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, З.Петровой;
-«Пестрая песенка. Сентябрь» И.Якушенко,
З. Петровой.
| -Мелодия, аккомпонимент.
| Игра в композитора.
|
8
| «Азбука, азбука каждому нужна».
| Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.
| -«Школьный корабль» Г. Струве;
-«Песня о школе» Д. Кабалевский,
В. Викторова;
-«Алфавит» Г. Струве;
-«Азбука» А. Островский, З. Петровой;
-«Спасибо Вам, учителя! Г. Струве.
В. Викторова
| - Ноты.
| Урок – путешествие по школе.
|
9
| «Музыкальная азбука».
| Знакомство с нотной грамотой.
| -«Семь подружек» В. Дроцевич, В. Сергеев;
-«Домисолька» О. Юдахин, В. Ключников;
«Нотный хоровод» В. Герчик, Н. Френкнль;
-«Музыка всегда с тобой» Г. Струве,
В. Семернин;
«Музыкальный корабль» Г. Струве,
В. Семернина.
| Знакомство с элементами нотного письма: нотами, нотным станом, скрипичным ключом, клавиатурой фортепиано, звукорядом.
| Закрепление.
|
1
| II четверть: «Музыка вокруг нас» - продолжение.
«Музыкальные инструменты».
| Познакомить детей с тембрами русских музыкальных инструментов.
| -«Полянка» русский народный наигрыш (свирель);
-«Во, кузнице» русский народный наигрыш (рожок);
-«Как под яблонькой» импровизация на тему русской народной песни (гусли).
-«Пастушья песня» французская народная песня, сл. Т. Сикорской;
-«Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, сл
. К. Алемасовой;
-«Камышинка-дудочка» В. Поплянова, сл.
В. Татаринова.
| -Дудочка, свирель, рожок, гусли.
| Урок – диалог.
|
2
| «Садко».
| Знакомство с жанрами музыки.
| -«Былинные наигрыши» Д. Локшин;
-песня Садко «Наиграйте, мои, гусельки» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков;
-«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
Н. Римский-Корсаков;
-«Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховен, сл.
К. Алемасовой.
| -Песни-пляски; песня-колыбельная.
| Закрепление нового материала.
|
3
| «Музыкальные инструменты».
| Сопоставление звучащих народных и профессиональных инструментов.
| -«Полянка» русский народный наигрыш (свирель);
-тема птмчки из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева. (флейта0;
-«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К. Глюка (флейта);
-Фрески Софии Киевской» часть1, «Орнамент» В. Кикта (арфа).
-«Кукушка»Л-К Дакен (арфа).
| -Свирель - флейта;
-гусли - арфа;
-фортепиано.
| Расширение знаний.
|
4
| «Звучащие картины».
| Научить слушать музыку, звучащую в картине.
| -«Полянка» русский народный наигрыш (свирель);
-«Былинные наигрыши» Д. Локшин (гусли);
-«Кукушка» Л-К Дакен (арфа);
-«Шутка» из оркестровой сюиты №» И. Баха (флейта).
| -Народная и композиторская музыка.
| Закрепление материала.
|
5
| «Разыграй песню».
| Познакомить детей с приёмами исполнительского развития в музыке.
| -«Почему медведь зимой спит?» Книппер;
-«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»
К. Глюка (флейта);
-«ФрескиСофии Киевской» часть 1, «Орнамент» В. Кикса (арфа);
-«Кукушка» Л-К Дакен (арфа).
| -Развитие, кульминация, трехчастная форма, пауза.
| Расширение знаний.
|
6
| «Пришло Рождество – начинай торжество».
| Приобщить детей к культуре и обычаям разных народов через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.
| -«Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббер;
-«Щедрик» украинская народная колядка;
--«Рождество Христово» колядка;
-«Все идут, спешат на праздник» колядка
-«Пойдем вместе в Вифлием» Е. Каверина;
-«Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение)
-«Колыбельная» польская народная песня;
-«Поспешают к Вифлиему пастушки» детская народная песня;
-«Зимняя сказка» С. Крылова.
| -Рождество;
-Иисус Христос;
-колядка.
| Расширение знаний.
|
7
| «Добрый праздник среди зимы».
| Выявить степень понимания музыки в жизни человека.
| -Балет «Щелкунчик» П. Чайковского;
-«Марш»;
-«Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де»;
-«Зимняя сказка» С. Крылова;
-«Новогодний хоровод» Г.Струве,Н. Соловьёва;
- «Ёлочка любимая» Г. Вихарева;
-«Дед Мороз» Г. Вихарева.
| -Закрепление, повторение понятий.
| Урок - спектакль.
|
II
1
| III четверть: « Музыка и ты».
Край, в котором ты живешь.
| Музыка в жизни ребёнка.
Знакомить детей с патриотической музыкой
| - «Песня о Родине»
| -Родные места, родительский дом, народ, род, Родина.
| Введение в тему.
|
2
| Поэт, художник, композитор.
| Показать детям взаимосвязь трех составляющих музыки.
| «Пастораль», «Наигрыши» А. Шнитке;
-«Пастораль» Г. Свиридов.
| -Художник;
-поэт;
-композитор.
| .
|
3
| Музыка утра.
| Показать, что инструментальная музыка может выражать мысли, чувства, настроение, рисовать природу.
| «Зимнее утро» из детского альбома П.Чайковского;
-«Утро» из сюиты «Пер - Гюнт» Э. Грига.
| -Инструментальная музыка.
| Закрепление знаний.
|
4
| Музыка вечера.
| Цель предыдущего урока на новом музыкальном материале.
| _Колыбельные, фортепианные пьесы на выбор. (С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Салманова)
-«Вечерняя музыка» В. Гаврилин.
| -Перезвоны.
| Расширение знаний.
|
5
| Музыкальные портреты.
| Музыка рисует характер человека.
| -«Баба Яга» из «Детского» П. Чайковского;
-«Болтунья» С. Прокофьева
| -Разговорная речь;
-музыкальная речь; интонация.
| Закрепление знаний.
|
6
| Разыграй сказку
| Развитие вокальной и инструментальной импровизации детей.
| -Народная игра «Баба Яга».
|
| Ролевая игра.
|
7
| У каждого свой музыкальный инструмент.
| Развитие приёма инсценированного пения.
|
|
| Ролевая игра.
|
8
| «Музы не молчали»
| Показать детям тему защитников Отечества в искусстве.
| Симфония №2 «Богатырская» А. Бородин.
| -Подвиг;
-богатырь;
-Отечество.
|
|
9
| Мамин праздник.
| Показать образ матери в музыке.
| Песни о маме.
| -Мама.
|
|
10
| Музыкальные инструменты.
| Продолжить знакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
| -«Кукушка» К. Дакен;
-«Менуэт» из сюиты до мажор И. Конради;
-«Тамбурин» Ж - Ф. Рамо;
-«Романс» неизвестный композитор.
| -Лютня;
-клавесин;
-гитара;
-фортепиано;
-волынка.
|
|
1
| IV четверть: «Музыка и ты» - продолжение»
Музыка в цирке.
| Знакомство с музыкой в различных сферах жизни.
| -«Выходной марш»из музыки к к/ф «Цирк»;
-«Клоуны» Д. Кабалевского.
|
|
|
2
| Дом, который звучит.
| Познакомить с театром оперы и балет
| -Фрагмент балета «Щелкунчик» П. Чайковского;
-Фрагмент балета «Конёк-горбунок»
Р. Щедрина.
| -Театр;
-опера;
-балет.
|
|
3
| Дом, который звучит.
| Познакомить с театром оперы и балет
| -Фрагмент оперы «Снегурочка» Н. А. Римского - Корсакова.
| -Театр;
-опера;
-балет.
|
|
5
| Опера-сказка для детей.
| Знакомство с оперой.
| Фрагмент оперы «Волк и семеро козлят»
М. Коваля;
-Заключительный хор из оперы «Муха Цокотуха» М. Красева.
|
| Закрепление новых знаний.
|
6
| «Ничего на свете лучше нету»
| Познакомить с музыкой в мультфильмах.
| -Песни из мультфильма «Бременские музыканты».
|
|
|
7
| Афиша.
| Обобщение тем года.
| -Материал года.
| -Афиша, программа.
|
|
8
| Заключительный урок.
| Обобщение.
| Полюбившиеся музыкальные произведения.
|
| Урок – концерт.
|