Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»
Факультет Социологии
Кафедра анализа социальных институтов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
Уличное исполнение музыки как социальная практика
(на примере музыкантов г. Москвы)
Студентка группы № 434
Вдовенко Д.А.
Научный руководитель
Николаев В.Г.
Москва 2013
Введение 3
Глава 1. Тема Уличного Исполнения Музыки в Социологии 5
Проблема маргинальности и профессиональной идентификации уличного музыканта 5
Предпосылки уличной музыки 21ого века в современной России 9
Уличный музыкант: идеологический анализу 10
Социальная роль уличных музыкантов. Исторические примеры 13
Глава 2. Специфика уличного исполнения музыки как социальной практики 17
Музыкальный звук как социальное явление 17
Городское пространство как платформа для творчества 18
Глава 3. Программа исследования 22
Глава 4. Методология 24
Глава 5. Описание результатов эмпирического исследования 28
Типичный портрет уличного музыканта города Москвы 28
Факторы определяющие выбор уличного исполнения музыки 34
как социальной практики 34
Заключение 36
Литерататура: 38
Приложение №1. 40
Приложение №2. 40
Введение В современной социологии тема уличного исполнения музыки как социальной практики не является достаточно популярной. В связи с этим, на сегодняшний день существует не так много исследований непосредственно связанных с уличными музыкантами, их сообществами и так далее. Однако, современные исследования этого вопроса являются весьма перспективными, подразумевающими дальнейшее развитие и более детальное проникновение в данную тематику. Данное исследование так же является первым для меня в данной сфере и подразумевает дальнейшее более детальное изучение сообщества уличных музыкантов. На сегодняшний день в условиях городского пространства совершается множество творческих перфомансов. Город становится площадкой для самовыражения и реализации, однако до сих пор происходит столкновение с проблемам легальности такого рода деятельности. Из этой проблемы вытекает следующая – проблема профессиональной идентификации и престижа. И тем не менее, количество уличных музыкантов не снижается, так почему же люди выбирают именно эту социальную практику?
Такое явление как уличный перфоманс сегодня является привычным элементом внутренней структуры мегаполисов и менее крупных городов. Современные уличные музыканты актуальны в контексте урбанистической экологии, «экологии города» и сохраняют не только свое фактическое существование, но и свое значение во времени. Уличный перфоманс набирает силу в некоторых уголках мира, в частности, в таких странах как США, Канада и Великобритания1. За рубежом существуют официальные сообщества уличных артистов, которые легко можно обнаружить через Интернет: они имеют официальные сайты, государство признает их деятельность как полностью легальную, обязывая их к получению лицензий и соблюдению регламентированных норм и правил уличного исполнения2. Помимо этого, за рубежом стали возможны официально разрешенные и анонсируемые фестивали3 и праздники уличной музыки, публично анонсируемые через СМИ4.
Однако в России уличное исполнение музыки до сих пор не признана законом, а существующие сообщества уличных исполнителей по-прежнему маргинальны в профессиональной области музыки. Однако, смущает ли это самих музыкантов? Мешает ли это их самореализации? Как влияют подобные запреты на их мировоззрение и отражается ли на их исполнении? И главное, в контексте российской действительности, кто такой – уличный музыкант?
|