Скачать 169.64 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Бейский Центр детского творчества Образовательная программа «Кудесница» Возраст обучаемых 7-14 лет. Срок реализации программы 2 года. Педагог дополнительного образования: Лапса Оксана Владимировна Бея, 2012 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Тип программы: адаптированная. Направленность деятельности: художественно-эстетическая. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, творческий. Уровень освоения содержания образования: общекультурный, углубленный. Уровень реализации программы: начальное и основное образование. Форма реализации программы: групповая, индивидуальная. Продолжительность реализации программы: двухгодичная Пояснительная записка Общение детей с искусством - большое и важное дело в их воспитании. Обычно в своем творчестве ребенок отображает то, с чем соприкасается, что лежит в пределах его восприятия окружающего мира. И в этом мире он устанавливает свое место, определяет степень своей подчиненности, выменяет свою роль. Конечно, эта роль проецируется и на будущее. Отсюда мечты, желания, поиски образа. Программа «Кудесница» разработана с использованием педагогических технологий, основываясь на типовой программе Министерства образования. Данная программа рассчитана на возраст 7-14 лет, разработана с учетом возрастных особенностей детей, представлена как система последовательно усложняющихся блоков занятий, имеющих своей целью формирование нравственных позиций ребенка, его эстетических идеалов самосознания и самореализации. Актуальность программы «Кудесница» заключается в том, что она дает возможность приобщения воспитанников с раннего возраста к миру декоративно-прикладного искусства. Дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть рукодельных работ, украшающих нашу жизнь. Кроме того, основные умения и навыки, получаемые на занятиях по художественной обработке материалов нужны каждому ребенку. У него не только развивается координация движений, моторика рук, вырабатывается усидчивость и внимание, терпение и аккуратность, но и формируются его личностные качества через развитие его творческих способностей. Цель данной программы - создание условий для развития целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих творческих возможностей. Для успешной реализации поставленной цели программа предусматривает выполнение следующих задач: обучающие:
воспитательные:
развивающие:
Принципы построения программы:
В объединение "Кудесница" занимаются дети 7-14 лет. Программа рассчитана на разновозрастной детский коллектив, что предполагает максимально индивидуализированный подход к каждому ребенку: при одной и той же поставленной художественной задаче ее практическое воплощение может быть более или менее сложным, в зависимости от возраста ребенка, а это требует личного подхода к каждому ребенку. Выполнение различных техник адаптировано к возрасту и уровню подготовки ребенка, техническую базу учреждения. При реализации программы используется различные методы и формы работы: Словесные - лекции, беседы, дискуссии. Возрастная дифференциация - метод поэтапного обучения. Наглядные - просмотр репродукции, образцов народного творчества. Привлечения индивидуального опыта ребенка. Практические - изготовление наглядных пособий, образцов и изделий. Метод сравнения (участие в выставках, конкурсах) Индивидуальные и групповые формы работы. Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников, конкурсных программ и других массовых мероприятий, куда приглашается и родители кружковцев. Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения В течение года воспитанники на занятиях кружка будут проектировать и исполнять в материале: аппликативные плоскостные и полуобъемные работы, предметы мелкой пластики, дети познакомятся с приемами и способами обработки различных материалов. Работы будут исполняться как коллективно, так и индивидуально. Особое внимание уделяется принципу формообразования, как ведущему в исполнении объемных работ из различных материалов. Так, знания и умения осваиваются по степени возрастания их сложности, от более легких решений к более сложным и совершенным формам освоения материала. Теоретическое занятие предшествует практике, причем теоретические занятия проводятся в форме активного обсуждения. Темы занятий поэтапно разбиты на теоретические и практические занятия, что достаточно традиционно, и позволяет последовательно развивать и закреплять знания и навыки, оговоренные в теоретической части. Объектом обучения предполагается творческий союз взрослого (педагога) и ребенка (воспитанника), поскольку дети не должны являться внешними наблюдателями, что происходит очень часто, а им необходимо реально участвовать в живом процессе общения, познания, труда. Наиболее полно личностный смысл в совместной с педагогом деятельности воспринимается детьми при взаимной ориентации на предоставление права выбора, позитивное восприятие каждого члена коллектива, искренность и честность не только в суждениях и поступках, но и в работе. Дети приходят в наше объединение на основе свободного набора, по интересам. Набор производится в сентябре. Группы первого года обучения состоят из 10-12 человек. Занятия продолжаются 3 часа в неделю. Данный курс обучения рассчитан на 108 часов в год. Группы второго года обучения состоят из 10 человек. Занятия длятся 2 часа, 4 часа в неделю. Данный курс обучения рассчитан на 144 часа в год. Также с детьми первого и второго года обучения, имеющих желание углубить знания и улучшить технику изготовления изделий и с детьми, отстающими от программы проводятся индивидуальные занятия по 36 часов в год. Хорошим способом увлечь детей являются конкурсы всех уровней - как уровень учреждения, так и более высокого уровня. Подготовка к ним, участие в них, и затем итоговая оценка работ самими детьми и педагогами, жюри и зрителями, являются мощным стимулом к дальнейшей деятельности и здорово повышают самооценку детей. Содержание программы. Содержание 1 года обучения включает в себя четыре блока: «Тестопластика» История лепки из солёного теста, виды ДПИ. Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности. Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака). Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами и фруктами, планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декоративное панно с налепными узорами и т.д.). Изготовление работы на выставку. 2.«Бисероплетение»: организация композиций при помощи простейших элементов; выполнение изделий из бисера, изготовление фенечек на основе однорядной цепочки; изготовление объемных композиций, знакомство с узелковой техникой, простейшим плетением косичек. Освоение техники плетения простых фенечек и фенечек - браслетов с именами и узорами. Изготовление выставочных работ. 3. «Изделия из атласных лент»: знакомство с различными видами швов и их особенностями, выполнение цветов из собранной ленты, Знакомство с техникой канзаши и вышивкой по декупажу. 4.«Аппликация»: освоение различных видов техник аппликации; знакомство с окрашиванием песка, выполнение комбинированных панно с использованием различных сыпучих материалов; техника оформления стеклянных сосудов и деревянных поверхностей с помощью песка, опилок, нарезанных нитей. Создание многофигурных композиций с разделением на ближний и дальний план. На втором году обучения приемы работы усложняются, а так же вводится дополнительный пятый блок - макраме. «Макраме»: Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники. Материалы и приспособления для плетения. Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами. Технология выполнения основных узлов. Система оценки результатов Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно индивидуальную (качество индивидуальной работы). Оценка знаний и умений в результате работы кружка проводится с помощью экспресс-опросов на итоговом занятии, также в объединении проводятся выставки, где сами дети оценивают ту или иную работу. Итогом работы детей является участие их в районных, городских и областных выставках и конкурсах. Также для отслеживания результативности реализации образовательной программы проводятся диагностические срезы: нулевой, промежуточный, итоговый. Анализ промежуточных результатов способствует корректированию образовательного процесса с целью наиболее эффективной реализации образовательной программы. В процессе отслеживания результатов творческой деятельности детей, в работе с материалами, необходимо обратить внимание на развитие следующих умений и навыков которые реализуются в прогнозируемом результате: «Изделия из атласных лент» Дети должны знать:
Дети должны уметь:
«Бисероплетение» Дети должны знать:
Дети должны уметь:
«Макраме» Дети должны знать:
Дети должны уметь:
«Аппликация» Дети должны знать:
Дети должны уметь:
«Тестопластика» Дети должны знать:
каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).
Дети должны уметь:
покрывать лаком готовые изделия.
Критерии отслеживания результативности
Оптимальный уровень - стремится во всем искать проявления красоты, ценить ее, увлечь этим других, лоялен и тактичен к творчеству тех, кто рядом с ним, отмечая достоинства и недостатки чужой работы, всегда стремится помочь. Достаточный уровень - умеет отличить эстетически высокие примеры из окружающего мира от китча, стремится соответствовать установленным эстетическим канонам, но вместе с тем неразумно потребляет масс культуру, без ее критического анализа. Недостаточный уровень - пренебрежительно и субъективно относится ко всему, что непонятно, предпочитая потребление низкопробных продуктов масс культуры. 2.Технические умения. Оптимальный уровень — охотно работает с разными видами материала, творчески комбинирует и изобретает новые цветовые сочетания. Ловко владеет инструментом. Переводит выкройки собственного изготовления, проектируя новые изделия. Изготавливает сложные изделия из бисера и стекляруса. Вышивка лентами аккуратна и технически правильна. Работает с упоением. Достаточный уровень - пытается работать с материалами, но не всегда удачно их комбинирует. С материалом не экспериментирует, предпочитая уже испытанные. Переводит только готовые выкройки. Изготавливает простые изделия из бисера и стекляруса. Вышивка аккуратна и правильна. Недостаточный уровень - слабо ориентируется в материалах, часто для работы выбирает неадекватный ей материал, с инструментом обращается робко, не используя до конца его возможности. Переводит только готовые выкройки. Изготавливает самые простые изделия. Вышивка лентами недостаточно аккуратна и правильна. 3.Творческие навыки. Оптимальный уровень - присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, способность к рождению новых идей. К полученной работе отношение исследовательское. Достаточный уровень - есть потребность в получении новых знаний, в открытии новых способов деятельности, но самостоятельно задачи решать не может. Рождает новые идеи, но не всегда в состоянии их воплотить. Недостаточный уровень - интерес к творчеству не проявляет. Охотно воспроизводит чужой опыт, но свои идеи не рождает. Учебно-тематический план первого года обучения
Учебно-тематический план второго года обучения
Список литературы для педагога.
Список литературы для детей.
|