Программа патриотического воспитания учащихся
«Отечество»
МБОУ гимназии №2 на 2010 – 2015 годы.
Раздел I. Общие положения
1.1. Необходимость разработки и реализации программы «Отечество» (далее программа) вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно- нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
Таким образом, в условиях современного развития именно идея патриотизма и гражданственности может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества.
Поэтому проблема воспитания патриотизма, гражданственности и правовой культуры приобретает особую значимость для российского общества. Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей семье, родной школе, «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся чувства любви к своей Родине, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России.
1.2. Программа «Отечество» направлена на воспитание у обучающихся чувства гордости за свой город, государство и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, сохранению традиций.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального, регионального муниципального и школьного уровней:
1.2.1. Декларация прав ребенка
1.2.2. Конвенция ООН о правах ребенка
1.2.3. Закон Российской Федерации « Об образовании», Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012г.)
1.2.4. Федеральный закон « Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»
1.2.5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
1.2.6. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной социальной политики»
1.2.7. Указ Президента РФ «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
1.2.8. Долгосрочная Программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013- 2015 годы»
1.2.9. Программа Московской области « Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы»
1.2.10. Районная программа «Гражданско-патриотического и духовно- нравственного воспитания граждан Зарайского муниципального района на 2011-2013 годы»
1.2.11. План перспективного развития МБОУ гимназии №2 г. Зарайска на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
1.2.12. Программа развития МБОУ гимназии №2 г. Зарайска Московской области на 2010-2015 годы
1.3. В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ гимназия № 2 на период с 2010 по 2015 годы.
1.4. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Раздел II. Цели и задачи программы «Отечество»
2.1. Цель программы «Отечество»: Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности учащихся, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
2.2. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
2.1. Утвердить в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям; способствовать повышению престижа военной службы.
2.2. Воспитать учащихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни.
2.3. Привить учащимся чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
2.4. Формировать расовую, национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения между учащимися.
2.5. Воспитать правовую культуру учащихся и чувство причастности к международному сообществу.
2.6. Способствовать проявлению у учащихся собственной гражданской позиции, уважительного отношения к правам и свободам окружающих.
2.7. Организовать работу мониторинговой службы по отслеживанию эффективности и результативности формирования гражданско- патриотических, духовно-нравственных качеств учащихся.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение.
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Раздел III. Основные направления и формы деятельности
Патриотическое воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности гимназии и включает в себя пять направлений, каждое из которых, помимо общих целей и задач представленной программы, предполагает реализацию частных, более узких, но от того не менее значимых целей.
Направления
| Цель
| Основные формы деятельности
| Основные мероприятия
| 1.Гражданско-патриотическое
| Взаимодействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
| Система классных часов, нетрадиционных уроков
Исследовательские проекты
Социальные проекты
Участие в акциях
Деятельность органов ученического самоуправления
Участие старшеклассников в работе Управляющего совета гимназии
| Участие в акциях «Я – гражданин России», «Чистый город», «Марш парков»
Конференции «Сто вопросов к взрослому», «Я – избиратель», «Имею право»,«Конституция РФ– основной закон государства»
Участие в конкурсах «Лидер и его команда», « Права человека- глазами ребенка»
Выборы Президента ДО «РИД»
Олимпиады по праву, викторины
КТД « Россия –священная наша держава», посвященное Году Российской истории
| 2.Военно-патриотическое
| Формирование у молодежи патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, военных традиций, пропаганде героических профессий.
| Система классных часов, урочной и внеурочной деятельности по истории, ОБЖ
конференции, семинары, концерты, праздники
Выставки творческих работ
Участие в акциях
Организация встреч с ветеранами
Работа школьных музеев
Развитие социального партнерства с военным комиссариатом, Всероссийской общественной организацией « Боевое братство»
Общешкольные коллективно творческие дела (КТД)
Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, смотрах, фестивалях
| Пост №1 у Братских могил на городском кладбище, памятника Неизвестному солдату» (5-7 классы)
Тимуровское движение (4-9кл.)
Участие в митингах, посвященных Московской битве, годовщине вывода войск из Афганистана, Дню Победы (4-11кл.)
Работа клуба « Спасатель» (7-11кл.)
Военно-спортивные соревнования «А ну-ка , парни!» ( 9-11кл.)
Смотр строя и песни (2-8 кл.)
Военно-спортивная игра «Зарница» (1-7 кл.)
Участие в муниципальном и областных этапах «Школы безопасности» ( 8-10кл.)
Проекты «Правнуки Великой Победы»(4кл.), « Горсть земли» (7-9 кл.)
Акции «Алые тюльпаны», «Вахта памяти» (1-11кл.)
| 3.Духовно-нравственное направление
| Активизация духовно-нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, осознание высоких ценностей, идеалов и ориентиров.
| Система нетрадиционных классных часов, урочной и внеурочной деятельности
Научно- исследовательские конференции, семинары
Работа родительского всеобуча
Участие в акциях, проектах
Развитие социального партнерства с Зарайским благочинием, Зарайской межпоселенческой библиотекой
| Участие в акциях «Ладошки добра», «От сердца к сердцу»,«Свет в окне»
Участие в ежегодных Областных Рождественских чтениях
Организация туристических поездок, экскурсий, посещение музеев, галерей, выставок.
Ежегодное участие в православном Рожновском фестивале, Днях православной молодежи, конкурсах фотографов «Через просвещение – к нравственности», декоративно- прикладного творчества «Мир встречает Рождество», «Пасхальный сувенир», чтецов «Истории священные страницы», «Нам о душе забыть нельзя», «Живая классика»
| 4. Историко-краеведческое
| Создание системы мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней «малой родины», осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деянию предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
| Учебная деятельность по предметам – изучение местного материала в рамках требований краеведческой тематики программы
Деятельность детских творческих коллективов
Система воспитательных мероприятий школьной библиотеки, сотрудничество с Зарайской межпоселенческой библиотекой
Конференции, семинары
Система работы школьного музея, развитие системы сотрудничества с Государственным Историко-художественным музеем «Зарайский кремль» , Домом – музеем А.С. Голубкиной
Выставки творческих работ
Цикл радиопередач
| Участие в акции «Ветеран живет рядом»
Сотрудничество с Домом-музеем А.С. Голубкиной , Государственным Историко-художественным музеем «Зарайский кремль»
Участие в районных мероприятиях
«Полянчевские чтения», «Голубкинские чтения»,
Работа научного общества учащихся «Гимназист», научно-исторические конференции,
встречи с интересными людьми города и района,
работа школьного музея Боевой славы 58 истребительного батальона, комнаты памяти выпускника гимназии, воина –афганца Г.А.Каракулина, кабинета М.А.Шолохова
организация и проведение районного фестиваля «Шолоховская весна»
Конкурсы сочинений « Моя семья в годы войны», «Фотографии семейного альбома», «Моя родословная»
реализация проектов «Живая память», «Моя семья в годы войны», «Школа - мой дом», «Друзей моих прекрасные черты» (выпускники гимназии)
Вечер встречи с выпускниками (хроника школьных событий)
| 5. Спортивно-патриотическое
| Развитие морально-волевых качеств, силы, ловкости, выносливости, воспитание мужества, дисциплинирован-ности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
| Патриотическая направленность уроков физической культуры, ОБЖ
Военно-прикладная подготовка учащихся
Развитие системы внеурочной деятельности, дополнительного образования
Система спортивных мероприятий
Походы, туристические слеты
Военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, викторины
Акции
Совместные мероприятия с родителями
| Участие в акциях « Здоровье нации в наших руках», «Наркотикам – НЕТ!», « Брось сигарету!»
Реализация проектов « Займись спортом – стань первым», «Команда, без которой нам не жить», « Спорт, походы и игра- вот, что любит детвора!»
Спортивный праздник «О спорт ! Ты - праздник! Ты - успех!»
Малые олимпийские игры
Конкурс «Лучший спортивный класс года»
Спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», « Королевы спорта»
Участие в районной спартакиаде школьников, спортивных соревнованиях « Путь к Олимпу», «Президентские игры», «Президентские состязания»
Проведение месячников и Дней безопасности в гимназии
Спортивные состязания « Мама, папа и я – спортивная семья», « Веселые старты»
Лыжные походы
Летние туристические походы
Районный туристический слет
|
|