МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский государственный университет
Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно-методической комиссии
______________О.М. Краснорядцева _______________________2011г.
Рабочая программа дисциплины
«Педагогика» Основной образовательной программы
Направление подготовки
040400 Социальная работа Профиль подготовки
«Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей» Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск
2011
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Педагогика» являются: обеспечение реализации ФГОС ВПО по направлению Социальная работа (бакалавриат) и формирование на этой основе у студентов общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стандарта третьего поколения по данному направлению подготовки.
В рамках освоения курса будут решаться следующие задачи:
- обеспечение современных установок на образование, на производство знаний как одного из самых актуальных направлений социального развития;
- становление образовательной деятельности, позиции человека, позиции субъекта влияния на собственное образование. 2.Место дисциплины «Педагогика» в структуре ООП бакалавриата
Изучение данной дисциплины предусматривается учебным планом на первом курсе и связана она с этапом формирования у студента профессиональных ориентаций и концептуальных представлений о профессиональной деятельности.
К этому времени, благодаря распределению дисциплин в учебном плане, у студента формируется большинство общекультурных компетенций, связанных с грамотным построением речи, аргументированным отстаиванием собственной точки зрения и умением реагировать на критику в свой адрес (культура речи), он готов к работе в разных формах соорганизации с другими студентами, к работе на общий результат, обладает навыками контроля и оценки эффективности собственной деятельности и деятельности других, приобретенных в рамках курса социология и курса коммуникативная компетентность менеджера. Также он владеет способами постановки цели, умеет рефлексировать собственный опыт и анализировать опыт других людей (психология). Кроме того, он владеет способами и средствами работы с информацией в т.ч. и в глобальных компьютерных сетях, имеет навыки работы с компьютером (основы информационной культуры и ИТ – практикум). Все эти общекультурные умения и навыки необходимы студентам для изучения курса «Педагогика» и выполнения практических и самостоятельных работ в рамках курса.
Также курс «Педагогика», как и большинство курсов второго семестра, связан с обеспечением перехода от формирования у студентов общекультурных компетенций – к профессиональным, и в процессе его освоения в соответствии с задачами курса будет делаться упор на формирование у них компетенций, связанных с самообразованием, обучением и развитием персонала. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Педагогика» Обучающейся по итогам освоения дисциплины овладеет следующими общекультурными компетенциями:
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), а именно обобщать разные представления о качестве современного образования, формулировать тезисы о собственном понимании качества современного образования; исследовать и анализировать собственный образовательный опыт и использовать собственный опыт и опыт других, исследовать и анализировать тексты; - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), в части сбора материала для критического анализа ситуаций инновационного опыта, написания эссе и других самостоятельных работ в курсе «Педагогика»;
- владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и трдиционного, социально-исторического и повседневно-прогматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18), в части подготовки педагогического проекта по преодолению проблемы антропологического дефицита и анализа инновационных педагогических практик;
- быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20), посредством описания действий студентов по участию и влиянию на свое образование; педагогического проектирования; решения педагогических проблем и разрешения антропологических дефицитов;
- быть готовым представлять результаты исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19), в части написания эссе, текста образовательной ситуации, рефератов, педагогического проекта и выступлениях на лекционных и практических занятиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: перспективы, направления и тенденции развития современного образования; понимать контекст современного образования; особенности современной ситуации в образовании, проблемы современного образования и способы их разрешения, использующиеся в рамках инновационных образовательных практик; модели организации педагогической деятельности и особенности организации совместной деятельности взрослых и детей, обусловленные их использованием.
Уметь: исследовать и анализировать собственный образовательный опыт и использовать собственный опыт и опыт других, а также теоретические знания по педагогике в качестве материала для обобщения; исследовать и анализировать тексты (кейсов, отрывки текстов инновационных образовательных практик и др.), идентифицировать образовательные ситуации, создаваемые в рамках инновационных образовательных практик, выявлять и обобщать приемы и способы организации совместной деятельности детей и взрослых, использующиеся в инновационных образовательных практиках; делать сравнительный анализ и оценку эффективности разных педагогических практик; выделять педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.
Владеть: способом реконструкции образовательного опыта (создание текстов образовательных ситуаций), способом сравнительного анализа, способом разработки учебных проектов.
4. Структура и содержание дисциплины «Педагогика» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, заканчивается изучение курса сдачей зачета.
Таблица 1 – Планирование деятельности по освоению содержании дисциплины «Педагогика»
№
п/п
|
Раздел (темы)
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| 1
| Введение: Субъекты влияния на современное образование и тенденции его развития.
| 2
| 1
| Лекция – 4 часа
|
| 2.
| Самостоятельная работа: Идентификация субъектов влияния и контекстов современного образования
| 2
| 2
| Самостоятельная работа: исследование текстов кейсов – 2 часа
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста аналитического обобщения результатов исследования по идентификации субъектов влияния и контекстов современного образования
| 3
| Подготовка к написанию эссе. Оценка качества современного образования (знакомство со стандартами 2-го поколения (общее образование), 3-го поколения (высшее образование), исследование кейсов, ситуаций инновационных образовательных практик и собственного образовательного опыта и выделение оснований оценки качества)
| 2
| 2,3,4
| Лекция – 2 час., консультации – 2 час.
| Самостоятельная работа: исследование и анализ кейсов и прецедентов инновационных практик – 2 час.
| Самостоятельная работа: исследование собственного образовательного опыта -
2 час.
| Семинар: обобщение результатов исследования и выделение оснований и критериев оценки качества современного образования – 2 час.
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой
текста эссе «Мое понимание современного образования» как обобщения результатов исследования
| 4
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики В.Ф.Шаталова.
| 2
| 5
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 5
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики С.Ю. Курганова.
| 2
| 5
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 6
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики Ш.А. Амонашвили.
| 2
| 6
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 7
| Мастер-класс: Особенности средовых педагогик.
| 2
| 6
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 8
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики М. Монтессори.
| 2
| 7
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 9
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики А.С. Макаренко.
| 2
| 7
| Семинар-2 час.
|
|
|
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 10
| Семинар: Обсуждение и анализ педагогической практики В.А. Сухомлинского
| 2
| 8
| Семинар-2 час
|
|
|
|
|
| Семинар-обобщение: Особенности инновационных педагогических практик (самостоятельная работа):
- проблемы образования, решаемые в инновационных педагогических практиках;
-приемы и способы, используемые в рамках практик для их решения;
-образовательные ситуации, характерные для разных педагогических практик;
- позиция педагога;
-особенности организации совместной деятельности педагога и детей;
- результаты и эффекты образования.
| 2
| 8,9
|
| Групповая работа по выделенным основаниям с первоисточниками и Интернет-ресурсами. Представление и обсуждение ее результатов – 4 часа.
| Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и рейтинговой системой
| 11
| Самостоятельная работа: Сравнительный анализ 3-х инновационных педагогических практик.
| 2
| 9,10
|
| Консультации – 2 часа
| Подготовка к самостоятельной работе -2 часа
| Оценивание в соответствии с рейтинговой системой текста сравнительного анализа 3-х инновационных педагогических практик (по выбору студента)
| 12
| Практическая работа: реконструкция собственного образовательного опыта с помощью теста выбора образовательных действий и их группировки в модели организации педагогической деятельности.
| 2
| 10
|
| Организация групповой работы по реконструкции
образовательного опыта выбору образовательных действий и их компановки
в модели педдеятельности
-2 часа
| Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и рейтинговой системой
| 13
| Лекция: Традиционная педагогическая практика, ее характерные особенности и проблемы.
| 2
| 10
| Лекция - 2час.
|
|
|
|
| 14
| Лекция: Модели педагогической деятельности и особенности организации совместной деятельности педагога и детей.
| 2
| 11
| Лекция - 3час.
|
|
|
|
| 15
| Практическая работа: Идентификация моделей педагогической деятельности (видеоуроки и протоколы уроков).
| 2
| 11,12
|
| Организация групповой работы по анализу и идентификации моделей педдеятельности (видеоуроки), индивидуальная работа по идентификации моделей педдеятельности (протоколы уроков) – 3 часа, консультация - 1 час
| Оценивание работы студентов на занятии в соответствии с картами оценивания эффективности групповой работы и оценивание индивидуальной работы в соответствии с рейтинговой системой
| 16
| Семинар. Сбор и оформление проблемного поля: актуальные проблемы педагогической деятельности. Выбор проблемы для педагогического проекта.
| 2
| 12
|
|
| Семинар – 3 часа
| Оценивание работы студентов на семинаре в соответствии с рейтинговой системой
| 17
| Практическое занятие: разработка педагогического проекта
| 2
| 13
|
| Организация групповой работы по разработке педагогического проекта – 3 часа, консультации – 2часа
|
| 18
| Представление и экспертная оценка педагогических проектов
| 2
| 14,
15
|
| 6час
|
|
|
| 19
| Представление и обсуждение экзаменационных вопросов и заданий, возможных форм сдачи экзамена, ответы на вопросы студентов
| 2
| 15
|
| 3 час
|
|
|
| 20
| Устная и письменная рефлексия организации работы в курсе и ее результатов
| 2
| 15,
16
|
| 2 час
|
|
|
| 21
| Представление результатов рефлексии и рейтинговых оценок студентов за работу в курсе
| 2
| 16
|
| 3 час
| Консультация – 1 час
|
|
|
|