Видеофильмы на уроках английского языка
Семенова А.К.,
учитель английского языка МБОУ
«Гимназия №14 управления, экономики и права»
г. Красноярск
Что является увлекательным и интересным для детей? Что может привлечь их внимание? Не задумываясь, мы находим ответы на данные вопросы, несомненно, это телевидение. Роль телевидения, конечно, спорна; многие утверждают, что телевидение несет в себе только вред, но, безусловно, это не так. Невозможно отвергать просветительскую и информационную роли, благодаря которым «раздвигаются стены квартир до границ планеты». Это ценнейшее качество, которым необходимо пользоваться в процессе обучения детей, особенно, на уроках иностранного языка. Просмотр фильмов может погрузить ученика в мир носителей языка и культуры, что делает урок интересней, и, главное, продуктивнее, потому что ученики, просматривая тот или иной фильм, изучают культуру, традиции, обычаи, знакомятся с архитектурой, природными условиями страны. Всё это, несомненно, необходимо, вследствие чего просмотр фильмов на уроке иностранного языка выполняет обучающую, развивающую и воспитательную цели.
Обучающая цель несет в себе, прежде всего, развитие коммуникативных умений (аудирования, говорения), развивающая содержит развитие способности к догадке, качеств ума, таких как, гибкости и логичности, коммуникабельности, способность осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия. Воспитательная цель – это воспитание толерантного отношения к мнению других людей, толерантность к другой вере и культуре. Просматривая фильмы, ученики развивают умение понимать иностранную речь на слух, что является очень важным и в то же время сложным для многих учеников, поэтому необходима практика, необходимо слышать речь, желательно носителей языка. Также школьники учатся свободно выражать мысли на основе увиденного фильма, как правило, в менее формальной обстановке дети больше расположены к общению, вследствие этого, фильмы на уроке необходимы для снятия напряжения, для установления комфортной атмосферы. Но для того чтобы осуществить выполнение целей и задач необходимо тщательно выбрать фильмы или отрывки из фильма. Фильм должен нести образовательный материал, соответствовать теме урока.
Урок должен включать преддемонстрационную работу, просмотр фильма, проверку основного содержания, развитие коммуникативных умений.
На этапе преддемонстрационной работы необходимо подготовить детей к просмотру фильма. Ознакомить с темой данного фильма, незнакомой лексикой. На этапе проверки основного содержания можно предложить различные типы заданий: ответить на вопросы по фильму, описать сцену из фильма, описать героев, выбрать нужный вариант, подобрать говорящего к прямой речи.
Этап коммуникативных умений характеризуется выполнением заданий на говорение, размышление, высказывание собственного мнения. Здесь могут быть использованы такие задания как: 1. Предположи, что было ДО этой сцены, почему герой так поступает. Предположи, что будет ПОСЛЕ. 2. Представь, что ты герой данного фильма, расскажи, что ты чувствуешь, о чем думаешь… 3. Вспомни и расскажи о похожих фильмах, сюжетах, героях…
На уроках можно и нужно использовать мультипликационные фильмы научной направленности. Например, в 8 классе на уроках, посвященных теме науки, научным фактам и открытиям, возможен и нужен просмотр мультипликационных биографических фильмов таких как, «Мари Кюри», «Луи Пастер» и многих других, которые не только выполняют коммуникативную функцию, но несут в себе интересные научные факты и, как следствие, знания. Ученики с интересом смотрят данные мультипликационные фильмы, задают вопросы, сопоставляют с теми знаниями, которые у них уже есть по данному предмету. Урок после просмотра фильма может превратиться в беседу, без выполнения определенных заданий на лексику или грамматику. У самих школьников возникает потребность в обсуждении и учитель должен позволить беседу о герое, его судьбе, открытиях. Пусть ученики обсуждают открытие нового химического элемента или определенного вида бактерий и учитель должен поддержать беседу, потому что высшая и главная цель учителя иностранных языков – сделать язык для школьников не целью, а средством общения; чтобы ученики могли свободно общаться с носителями языка.
Ученики любого возраста с радостью делятся своими впечатлениями о фильме, о похожих фильмах и героях, с интересом обсуждают, что могло быть ДО и ПОСЛЕ фильма, делятся своими знаниями из других областей. Фильмы необходимо использовать в процессе обучения, потому что ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, а также по эффекту присутствия. |