Скачать 89.99 Kb.
|
Использование нетрадиционных форм обучения на уроках физкультуры 2.1.Уроки с использованием нестандартного оборудования. В последние годы всё большее число школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием. В первую очередь каждый нестандартный снаряд должен отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и поточной организации учебной деятельности учащихся, многопрофильного использования, быстрого приготовления и уборки, доступности и безопасности выполнения упражнений. Этим требованиям отвечают следующие снаряды и приспособления: 1.Тросы 2.Подвесной кронштейн 3.Подвижные вертикальные канаты и шесты для лазания. Опыт показывает, что всем запросам учебной программы вполне удовлетворяют 10 канатов и 2-3 шеста 4.Наклонные канаты с креплением в 3х-4х точках (у пола, на стене, на потолке и у пола). 5.Откидные наклонные гимнастические стенки. Тем самым можно создавать сложную полосу препятствий. 6.Пристенное гимнастическое бревно. Одним концом крепится у стены, другой конец на специальной подставке. 7.Откидные барьеры 8.Верёвочная лестница. Крепится к балкам перекрытие зала. Для проведения командных эстафет необходимо иметь 2 лестницы. 9.Подвижной «рукоход». Снаряд крепится на балке перекрытия зала и с помощью блочного приспособления и электромотора устанавливается на нужную высоту. В низком положении он может использоваться как качающийся мостик для переправы. Эффект в развитии физических качеств с помощью нестандартного оборудования будет выше, если дополнительно оборудовать и школьную площадку. На ней могут быть размещены качающиеся на цепях брёвна, подвижные доски-переправы (типа качелей с осью вращения для отражения мячей при метании, горизонтальные и арочные лестницы) рукоходы - вертикальные лестницы для лазания. Так же учителем могут использоваться не только нестандартное оборудование, но и нестандартные тренажёры. 1.Тренажёр для метаний. Состоит из натянутого наклонного троса и скользящего кольца, на которое крепится теннисный мяч. 2.Подвесные волейбольные мячи для обработки нападающего удара, разучивания блока и развития прыгучести. 3.Пружинные устройства. Используются как тренажёры для развития силы мышц спины, ног, рук и плечевого пояса. 4.Кистевой тренажёр для развития силы. Тренажёр представляет собой крепящийся к стене станок, на котором расположены ручки вращения с тормозящим устройством на оси. 5.Блочное устройство для облегчения усилий в подтягивании и при сгибании рук в упоре лёжа. Это устройство состоит из (пояса лонжи), на котором крепятся верёвочные тросы верхних и нижних блоков, через них натягиваются тросы, и гирь-разновесов, служащих для уменьшения усилий. 6.Разборные гантели весом до 8 кг. Полезны для укрепления мышц рук и плечевого пояса. Все вышеперечисленные снаряды и тренажёры, учащиеся с большим интересом используют на уроках, а так же в самостоятельных занятиях. Сюжетно – ролевые уроки В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Даны игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально-ритмическим элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется должного внимания. Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно-ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урок-праздник для детей. Одна из задач сюжетно - ролевого урока - познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно-эстетические задачи, стремясь, добиться от ребят уважительного отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках используются материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показывают слайды и фильмы. Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяют музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную музыку. Необычность сюжетных уроков - импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал танец - неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным. Сюжетный урок-это спектакль, а дети на нём - артисты. Задача учителя - раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей. С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетно-ролевых уроков могут служить игра «Зов джунглей» «В спортландии с Хотабычем» Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа: «Семеро смелых», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали». Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
В практике физического воспитания детей в качестве нетрадиционных форм обучения используются спортивные развлечения и прогулки. К спортивным развлечениям относятся катание на санках, коньках, велосипедах, плавание, элементы бадминтона, настольного тенниса и др. Эти упражнения из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи со своеобразием их применения: без установки не спортивный результат. Главное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов. Нельзя забывать, что спортивные развлечения представляют собой новые для детей виды двигательной деятельности и поэтому им необходимо последовательно обучать. Основное назначение прогулок - пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания. Главная, из них - применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Особое место занимают прогулки по пересечённой местности. Так, прогулки с постепенным подъёмом в гору применяются даже в лечебных целях для укрепления сердечной деятельности. Прогулки строго регламентируются, дистанция их постепенно удлиняется и усложняется.
Учитель физической культуры должен быть вооружён средствами и методами технических средств обучения (СТО), способствующими формированию у занимающихся навыков самостоятельных занятий, стимулирующими осознанное отношение к обучению. Важно научиться реализовывать мотивационную, информационно - обучающую, тренажёрную, контролирующую и вспомогательную функцию ТСО в процессе физического воспитания. Не случайно, поэтому в одну из трёх групп критериев педагогического мастерства учителя физической культуры входит умение пользоваться ТСО. Среди многообразия ТСО больше распространение получили диапроекторы, кинопроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны в комплексе с визуальными пособиями. Их используют в целях повышения наглядности изучаемого движения, а там же для показа практической значимости физических упражнений. Нередко учитель прибегает к демонстрации и таких упражнений, которые сам по каким-либо причинам не в состоянии выполнить. Кинофильм на уроках может быть использован в качестве иллюстрации к вводной беседе по новому разделу программы, к разделу «Основы знаний», а также в качестве наглядного пособия при обучении учащихся двигательным действием. Демонстрируя те или иные кадры, учитель знакомит учащихся со спортивными событиями, происходившими в разное время и в разных местах. Созданные при этом различные дидактические ситуации развивают интерес к физической культуре, способности, занимающиеся к критическим и целенаправленным наблюдениям, улучшают запоминание учебного материала. Таблица 1. Применение средств ТСО в учебном процессе физического воспитания.
|