Скачать 0.84 Mb.
|
Публичный доклад МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида № 79 Анализ учебно-воспитательной работы за 2012 – 2013 учебный год. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Особые образовательные потребности различаются у детей с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Учебно-воспитательный процесс в школе строился исходя из образовательной программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, разработанной в 2011 году. В соответствии с этой программой целью ОУ является развитие мотивации личности умственно-отсталого школьника к познанию; подготовка учащихся к трудовой деятельности; социально-бытовая адаптация и реабилитация школьников. Основные направления деятельности: - коррекция недостатков развития; - коррекционно-воспитательная работа; - общеобразовательная подготовка; - трудовая подготовка; - лечебно-профилактическая и оздоровительная работа В 2012-2013 учебном году в школе учащиеся седьмой год обучались в одногодичном допрофессиональном 10 классе для подростков, которые в силу своих психофизических особенностей не были готовы по окончании девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжить обучение в ПУ. Увеличение срока обучения преследовало следующие цели:
за основу был взят базисный учебный план СКОУ VIII вида ( II вариант), утвержденный приказом МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/ 2065 –и. Учебный план обеспечивает единство требований в общем образовательном пространстве РФ и реализует образовательные потребности УР. Наряду с общеобразовательными предметами в учебный план школы № 79 включены специфические, имеющие коррекционную направленность занятия, а так же индивидуальные и малогрупповые занятия по исправлению недостатков речевого и физического развития. С 1 по 4 и 10 классах в рамках национально-регионального компонента введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». С 6 по 10 класс ведется черчение (за счет одного часа ПТО). В течение года проходили факультативные занятия по ИЗО в 5-6 классах, в 7-10 классах «Компьютерная грамотность», в 5-9 классах по ОБЖ, которые посещались учащимися с большим желанием. На основе типовых учебных программ учителями школы были разработаны рабочие программы по всем предметам с учетом материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, индивидуальных особенностей учащихся. Учебный план за 2012-2013 учебный год выполнен на оптимальном уровне 100%. Практическая часть учебных программ выполнена полностью: проведены все запланированные программой практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии. В 2012-2013 учебном году в школе в 24 классах-комплектах обучалось 235 учеников, работало 12 групп продленного дня для учащихся 1-8 классов. В соответствии с программой «Дети-инвалиды» в ОУ одиннадцатый год шло обучение детей с умеренной умственной отсталостью. Первый год в школе обучались дети с тяжелой умственной отсталостью. В 9-х классах обучалось 22 человека, в 10-х классах -11 человек. Все девятиклассники и десятиклассники успешно сдали экзамены по ПТО. 9 девятиклассников продолжат обучение в 10 классе, 13 девятиклассников и 11 десятиклассников окончили школу. С учетом потребностей общеобразовательные программы в школе осваиваются и по индивидуальным учебным планам учащимися, занимающимися на дому по состоянию здоровья. Индивидуально, на дому в течение учебного года занимались 40 человек, умственная отсталость, которых осложнена сложными дефектами: - Психопатизация – 4 - Выраженная церебрастения – 7 - Эмоционально-волевая неустойчивость с церебрастеническим синдромом – 4 - Эпилепсия - 3 - ДЦП – 17 - Миопатия Дюшена – 2 - Синдром Каннера (детский аутизм) – 6 - Хромосомная паталогия – 9 Содержание образования для обучения на дому больных детей определено индивидуальными рабочими программами учителей – предметников, работающими на базе типовых учебных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучаемого, сложности структуры его дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения болезни. 98,3% учащихся успешно окончили учебный год и перешли в следующий класс. 98 (в прошлом году 76) учащихся окончили учебный год на 4 и 5, что составило 41,7% (в прошлом году-44,9% ) от общего числа учеников.
Выше приведенные данные говорят о стабильности результатов, что является результатом сложившейся в школе системы преподавания, знания и учета психофизических возможностей каждого ученика, единых подходов к оценке знаний и умений учащихся. Анализируя психофизическое состояние учащихся школы, можно сделать вывод, что контингент учащихся усложняется, это видно из таблицы. Синдромы
45 обучающихся состоят на диспансерном учете с хроническими соматическими заболеваниями: - Бронхолегочные заболевания – 2 человека - Заболевания сердца – 7 человек - Заболевания ЛОР органов – 2 человека - Заболевания почек – 4 человека - Заболевания ЖКТ – 7 человек - Ожирение – 8 человек - Заболевания нервной системы – 8 человек - Прочие – 7 человек В школе работают врач-психиатр, врач-стоматолог, фельдшер, мед. сестра. Работа врача ведется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В течение учебного года врач-психиатр дважды (осень – весна) проводит обследование учащихся с отражениями психического статуса в карте и назначением соответствующего лечения. При необходимости и с согласия родителей учащиеся направляются на стационарное лечение. В течение учебного года пролечено в стационаре РКПБ – 11 человек. В школе пролечено нейролептиками - 24,8 % учащихся, ноотропами – 76 %, Проведена: рассасывающая терапия – 13 %, дегидратирующая терапия – 15,3 %, противосудорожная терапия – 0,9 %. Проведен углубленный медосмотр с привлечение специалистов МСЧ №6. Фельдшером осуществляется систематический контроль за состоянием ногтей, кожи, проводится осмотр на педикулез. В течение учебного года педагоги школы, работая по выполнению Закона РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проводили серьезную систематическую индивидуальную работу с учащимися, склонными к пропуску занятий, и их родителями. На учете в ОДН состоят 2 учащихся (в прошлом году – 5 учащихся), на внутришкольном учете – 7 учащихся (в прошлом году 7 учащихся). Большое влияние на воспитание ребенка оказывает семья: - 32 учащихся воспитываются в неблагополучных семьях; -13 учеников являются сиротами, из них 2 круглые сироты, 11 человек является социальными сиротами. Коррекционная подготовка. При организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии особое значение имеет принцип коррекционной направленности. Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся, требует направленной коррекционной работы для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у учащихся на специальных предметах, которые предусмотрены учебным планом в школе VIII вида: СБО, ЛФК, ритмика, логопедия, игра и игротерапия, уроки по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Логопедические занятия проводятся логопедами Сидоровой В.Г., Серегиной С.А., Селиверстовой И.А. по индивидуальным планам. В течение учебного года логопедические занятия посещали 50 человек из 1-7 кл., из них с нарушением произношения 26 человек, с дисграфией и дислексией 35 человек, с выраженными трудностями в формировании грамматического строя речи – 20 человек. На конец года оставлено для продолжения занятий 50 чел. Занятия по ритмике, ЛФК, логопедии проводятся в специально оборудованных кабинетах. На занятиях ЛФК и ритмики осуществляется коррекция музыкального слуха и двигательных нарушений средствами физической культуры под музыку, что является обязательным и важным направлением коррекционно-воспитательной работы в школе. Учащиеся 8А и 9А классов с интересом занимаются на уроках СБО (социально-бытовой ориентировки), которые всегда оснащены необходимым оборудованием, наглядными средствами и дидактическим материалом, изготовленным в основном учителями Васильевой Е.Е. и Селиверстовой И.А. Основными формами и методами обучения СБО, являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Два раза в год заполняются карты диагностического обследования на каждого ребенка 1а, 2а, 3а, 4а, 8а , 9а классов (для учащихся с умеренной умственной отсталостью). По их результатам видно, что каждый ученик развивается, повышается уровень развития мышления, восприятия, памяти и внимания. Занятия «Игра. Игротерапия» в 1-4 кл. по развитию высших психических функций проводила учитель Гавшина М.Н. Каждое занятие оснащено наглядным и раздаточным материалом. Ребятам предлагаются разнообразные виды игр на развитие внимания, памяти, восприятия. Общеобразовательная подготовка. Обучение – основной путь коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта. Находясь в неразрывной связи с развитием, обучение располагает наибольшими возможностями для систематического и планомерного корректирующего воздействия на все стороны физической и психической сфер школьников. Начальные классы В начальных классах проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и ценностному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. Основы знаний закладываются именно в начальной школе, и то, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить в последствии. В начальных классах формируется и речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В начальных классах и классах ГУО обучались 120 учеников в 12 классах-комплектах. Одиннадцатый год шло обучение глубоко умственно отсталых детей: это 1 класс – 11 человек, 2 класс – 8 человек, 3 класс – 10 человек, 4 класс – 7 человек, 8 класс – 10 человек, 9 класс – 7 человек. Все учебные предметы: общеобразовательные, коррекционные для учащихся с умеренной умственной отсталостью индивидуализированы и направлены на решение вопроса развития речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. На каждого ученика заведены карты отслеживания результатов развития и обучения в течение учебного года. Прослеживается положительная динамика в развитии всех детей. Ребята подчиняются школьному распорядку, на уроках внимательны, понимают и выполняют инструкции учителя. Дети владеют элементарными навыками самообслуживания, с удовольствием посещают школу, учатся жить и работать в коллективе, что важно для дальнейшей социальной адаптации. Анализ контрольно-инспекционной деятельности за состоянием преподавания в начальных классах показывает, что учителя достигают определенных результатов обучения. С годовыми контрольными работами справились 90,3% (95,8% - в прошлом году) учащихся, шесть человек не справились с предложенной работой (9,7%). На 4 и 5 выполнили контрольную работу по математике 77,4% учащихся (в прошлом году 87,5%) |