Рабочая программа по музыке
(7 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой – Москва: «Просвещение», 2010 год; Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. Программа «Музыка» для основной школы имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П, Сергеевой, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка». 7 класс (М.: Просвещение, 20070, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Уроки музыки. 7 класс» М.: Просвещение, 2007).
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально=творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения4
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пении, инструментальном музицировании, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности к музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся. Общая характеристика учебного предмета. Курс музыки в 7 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусства, которые дают возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуя духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Ведущими в результате освоении тем становятся умения наблюдать за жизнью одного или нескольких образов, существующих в рамках одного произведения; выявлять связи между музыкальными образами, определять характер их взаимодействия и развития в произведениях крупной формы различных жанров(опера, балет, симфония и др.); выявлять идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни.
Урок музыки как урок искусства ориентирует не столько на репродуктивную деятельность учащихся, сколько на опыт сотворчества. Постоянное возвращение к пройденному материалу, многократное повторение одних и тех же сочинений, углубляет восприятие художественного образа произведения, ведёт к выявлению истоков творчества того или иного композитора, особенностей его стиля. Приоритетным направлением содержания программы остаётся русская музыкальная культура
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты изучения музыки отражают:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей. форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- участие в жизни класса, школы, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждения о специфике музыки, особенностях музыкального языка\. Отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- совершенствовать представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);
- знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных стилей и жанров;
- осуществлять сравнительные интерпритации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартый уровень знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета и календарное планирование
Содержание
| Сроки
| Кол-во часов
| Кол-во контрольных
| 1.Особенности драматургии сценической
музыки.
| 4.09 – 25.12
| 16
|
| 2. Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки.
| 8.01 - 21.05
| 19
|
| Итого
|
| 35
|
| Краткие аннотации содержания каждой темы
Тема 1
| «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)
| Урок 1
| Классика и современность. Значение слова «классика». Понятия «классическая музыка», классика жанра, стиль. Вводный урок. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
| Урок 2-3
| В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русской музыке.
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Синтез искусств в опере. Идейность оперы; народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Глинка – первый русский композитор мирового значения.
| Урок 4-5
| Опера Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы. Знакомство учащихся с героическими образами русской истории.
| Урок 6-7
| В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».
Актуализировать знания учащихся о балете, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Основа драматургического развития в балете – идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь».
| Урок 8
| Героическая тема в русской музыке. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.
| Урок 9-10
| В музыкальном театре. Первая американская национальная опера - «Порги и Бесс». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
| Урок 11-12
| Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен, образы Хозе, Эскамильо. Опера «Кармен» - музыкальная драма, цель которой – выражение сложных эмоциональных состояний, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
| Урок 13-14
| Балет Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Особенности музыкальной драматургии балета как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе. Сопоставление фрагментов оперы и балета. Драматургическая кульминация балета.
| Урок 15-16
| Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - супер звезда». Вечные темы. Образы главных героев. Знакомство с фрагментами оперы; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы. Приёмы драматургического развития музыкальных образов.
| Тема 2
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. (19 ч)
| Урок 1-2
| Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры: духовная музыка. Светская музыка. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии разных жанров духовной и светской музыки.
| Урок 3-4
| Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. Этюд. Понятие «транскрипция», «интерпритация». Выявить изменения в драматургическом прочтении сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции, осмысление черт музыки эпохи романтизма.
| Урок 5-6
| Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов, «полистилистика».
| Урок 7-8
| Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 11 В.А. Моцарта. Углублённое знакомство с жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.
| Урок 9- 14
| Симфоническая музыка. Образы симфонии, идея, личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Современность художественных произведений, посвящённых важнейшим событиям истории страны.
| Урок15-17
| Инструментальный концерт. «Празднества» К. Дебюсси. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизм»; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине и концерте. Функции солиста и оркестра, особенности развития образов. Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджаза, приёмов драматургического развития на примере музыки Гершвина.
| Урок 18-19
| Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных особенностях фольклора в современной музыкальной культуре.
|
| Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
|
Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов
учебной деятельности.
7 класс
№ п.п
| Тема урока
Тип урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Вид контроля, измерители
| Дата
| Особенности драматургии сценической музыки
| 1
| Классика и современность.
Вводный. Урок-беседа
| 1
| Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классический стиль. Разновидности стилей. Интерпритация и обработка классической музыки прошлого. Музыка Вивальди, база, Мусоргского
| Знать/понимать, что такое классическая музыка. Классика жанра, интерпритация. Обработка, разновидности стиля.
Уметь приводить примеры
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
| 4.09
| 2-3
| В музыкальном театре. Опера
«Иван Сусанин».
Комбинированный урок. Расширение и углубление знаний
| 2
| Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Музыкальные образы оперных героев. Ария, песня, каватина речитатив, ансамбль.
| Знать, что такое классическая опера. драматургию развития оперы, то. Что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, религиозная
| Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки
| 11-18.09
| 4-5
| Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера. Сообщение и усвоение новых знаний.
| 2
| Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил(русской и половецкой). Музыкальные образы оперы
| Знать/понимать, что такое эпическая опера, принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.
Уметь размышлять о музыкальных образах их способах их развития
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Вокально-хоровое интонирование
| 25.09-2.10
| 6-7
| В музыкальном театре. Балет «Ярославна» Б. Тищенко. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Молитва.
Расширение и углубление знаний
| 2
| Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль
| Знать понятия балет, типы балетного танца, имена известных исполнителей.
Уметь выявлять особенности интерпритации одного и того же сюжета в творчестве разных композиторов
| Текущий.
Слушание музыки.
Хоровое пение
| 9-16.10
| 8
| Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Традиционный
| 1
| Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Былина о Добрыне Никитиче, кантата «Александр Невский» Прокофьева, опера «Князь Игорь» Бородина
| Уметь приводить примеры музыкальных произведений на героическую тему, рассуждать на поставленные проблемные вопросы, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений
| Устный контроль. Слушание музыки. Сравнение музыкальных и художественных произведений. Хоровое пение
| 23.10
| 9-10
| В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Сообщение и изучение новых знаний
| 2
| Знакомство с жизнью и творчеством Гершвина. Дж.Гершвин – создатель американской национальной классики 20 века, первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера
| Знать о жизни и творчестве Гершвина; драматургию развития оперы.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
| Устный контроль. Слушание музыки. Определение средств музыкальной выразительности. Хоровое пение
| 6.11-13.11
| 11-12
| Опера Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Уро расширения и углубления знаний.
Урок-беседа
| 2
| Знакомство с оперой. Драматургия оперы – конфликтное противостояние героев. Музыкальные образы героев
| Знать, что такое классическая музыка, опера, балет. Драматургию развития оперы.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
| Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Устный контроль, Слушание музыки. Хоровое пение
| 20-27.11
| 13-14
| Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе «Кармен». Урок расширения и углубления знаний
| 2
| Знакомство с балетом Щедрина. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
| Знать драматургию развития балета; понятие транскрипция.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование
| 4-11.12
| 15-16
| Рок-опера Уэббера «Иисус Христос – супер звезда».
Расширение и углубление знаний
| 2
| Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев
| Знать драматургию развития оперы.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности; выявлять тембры музыкальных инструментов
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление музыкальных средств выразительности. Хоровое пение
| 18-25.12
| Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
| 17-18
| Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Расширение и углубление знаний. Комбинированный
| 2
| Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) развития: повтор. варьирование, разработка, имитация. Два направления музыки: светская и духовная музыка
| Знать основные принципы развития музыки; понятия духовная и светская музыка; инструментальная, камерная
Уметь приводить музыкальные примеры
| Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение
| 8-15.01
| 19-20
| Камерная инструментальная музыка. Этюд, Транскрипция.
Расширение и углубление знаний
| 2
| Углубление знаний о жанрах этюд и транскрипция на примере музыки Листа и Шопена. Транскрипция – переложение музыкальных произведений; наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений
| Знать понятия транскрипция, этюд. Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений. Называть полные имена композиторов: Лист, Балакирев, Шопен
| Устный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности, определение формы. Рассуждение. Хоровое пение
| 22-29-.01
| 21-22
| Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке
| 2
| Углубление знакомства с циклическими формами музыки; инструментальным концертом и сюитой на примере А.Шнитке
| Знать понятия циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь приводить музыкальные примеры , определять тембры музыкальных инструментов
| Текущий. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 5-12.02
| 23-24
| Соната. Соната «Патетическая» (Бетховен). Соната № 11 (Моцарт).
Расширение и углубление знаний
| 2
| Углубленное знакомство с музыкальным жанром сонаты. Сонатная форма. Соната в творчестве Бетховена, Моцарта
| Знать понятия соната, сонатная форма.
Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 19-26.02
| 25-30
| Симфоническая музыка. Симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского.
Расширение и углубление знаний
| 6
| Знакомство с жанром симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов в симфонической музыке
| Знать понятие симфония, особенности строения симфонии.
Уметь проводить интонационно-образный анализ, определять тембры музыкальных инструментов, определять приёмы музыкального развития и жанры, называть полные имена композиторов-симфонистов, выявлять связи в средствах художественной выразительности
| Устный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приёмов развития музыки, жанровой принадлежности. Хоровое пение
| 12.03-16.04
| 31-33
| Инструментальный концерт. Симфоническая картина. «Празднества» Дебюсси. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.
Расширение и углубление знаний
| 3
| Углубление знакомства с жанром инструментального концерта. Сонатно-симфонический цикл. Симфоджаз
| Знать понятие инструментальный концерт, строение инструментального концерта.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, определение принципов развития музыки. Выявлять жанровую принадлежность
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Беседа. Определение жанра. Хоровое пение
| 23.04-7.05
| 34-35
| Музыка наров мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер. Пусть музыка звучит!
Повторительно-обобщающие уроки.Урок-викторина
| 2
| Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Слушание и исполнение произведений в жанрах лёгкой , популярной музыки. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов
| Знать понятие фольклор, этномузыка, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.
Уметь определять тембры музыкальных инструментов, приводить примеры известных солистов, ансамблей. Хоров народной музыки и названий известных хитов. Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения(театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Совершенствовать навыки самообразования
|
| 14-21.05
| Исследовательский проект
| Вне сетки часов
|
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой,
Е.Д. Критской:
- Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2007
- Хрестоматия музыкального материала, М.. Просвещение , 2006
- Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 CD, mр3, М, Просвещение, 2009
- Учебник «Музыка. 7 класс», М.. Просвещение, 2008
Список научно-методической литературы 1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы.
Искусство 8-9 классы. М., Просвещение 2011
2. Программы образовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы.
М., Просвещение 2010
3. Алексеева Л.Л. , Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий.
М.. Просвещение 2013
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., Владос, 2001
5. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., Современник, 1999
6. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. М., Просвещение, 1982
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе»,
М., Академия, 2000
8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях. М.. Академия, 2002
9. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Ленинград, Музыка,
1989
10 Великович Э.И. Великие музыкальные имена. Композитор , СПб, 1997
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., Просвещение, 1989
12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1989
12. Кабалевский Д.Б. Три кита в музыке. М., Просвещение, 1989
13. Никитина Л.Д. История русской музыки. М., Академия, 1999
14. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М., педагогика, 1986
15.Музыкальное воспитание в школе. Сборники статей под редакцией Апраксиной О.А.
16. Музыка в школе. №№ 1-3 2007, №№7-8 - 2008
17. Искусство в школе. №№ 4, 7, 9 – 2005
18. Сигаева А.П., Сидорова С.Н. Музыка 1-8 классы. Развёрнутое тематическое
планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Волгоград, №Учитель»,
2009
19. Самин Д.К. Сто великих композиторов. М., Вече, 2000
20. Науменко Т.И., Алеев В.В. Поурочные планы. 7 класс. Волгоград, 2008
21. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль, Академия развития, 2006
22. Рапацкая Л.А, Г.П. Сергеева. Русская музыка в школе. М.. Владос, 2003
23. Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. М., Учебная литература,2000
24. Покровский Б. Путешествие в страну Опера. М., современник, 1997
25. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М., Просвещение. 1984
26. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.,
Айрис-пресс, 2007
27. Музыкальное образование в школе под редакцией Л.В.Школяр, М., Академия, 2001
28. Алиев Ю.Б. Поурочные планы . 6 класс. М., Владос, 2001
29. Сборники произведений классической музыки.
30. Песенные сборники
31. Портреты композиторов. Русские. Зарубежные. Информационно-коммуникативные и технические средства обучения:
- музыкальный центр
- магнитофон
- мультимедийный компьютер
- мультимедийный проектор
- навесной экран
- телевизор
- слайд-проектор
- стол для проектора
- аудио и видеозаписи по различным видам искусства |