Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор БОУ «Плосковская ООШ»
БОУ «Плосковская ООШ» _________________Л.В.Девятилова
Протокол №____от________ Приказ №____от________
Бюджетное образовательное учреждение
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
«Плосковская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
П. Плоское
2012 г
Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Кузина В.С., Ломова С.П., Шорохова Е.В. «Изобразительное искусство». Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:
• Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Учебник. 2 класс. - М.: Дрофа
• Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М.: Дрофа
• Кузин, В. С, Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа
Данная программа предполагает реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию обучения. В ней определена система уроков и педагогических средств, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы виды работы на уроке. Рабочая программа направлена на приобщение обучающихся к духовным и художественным ценностям. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. Предмет «Изобразительное искусство» неразрывно связан с такими образовательными предметами как литературное чтение, музыка, технология, русский язык, ознакомление с окружающим миром. Цель предмета: обеспечить условия для формирования художественной культуры обучающихся как части культуры духовной, приобщения учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Задачи:
развивать творческие способности и изобразительные навыки, эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств;
знакомить обучающихся с элементарными основами реалистического рисунка, с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации, элементарного дизайна;
формировать навык эстетического восприятия произведений искусства и художественных практических умений;
воспитывать любовь к своему народу родной природе, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные задачи решаются в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего развития. Во второй класс обучающиеся пришли с определенными навыками, умениями и знаниями. У них имеются начальные умения наблюдать за окружающим миром, они знают, что из увиденного можно изобразить, заложены основы развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в художественной деятельности. Обучающиеся имеют представление о художественных средствах выразительности, с помощью которых можно передавать свои впечатления в рисунках или в работах декоративного искусства и пластики. Таким образом, во втором классе продолжается плодотворная работа в данных направлениях, обучающиеся учатся воплощать свои наблюдения, творческие идеи или замыслы, выполняют работы в разных видах изобразительного искусства, знакомятся на доступном уровне с их жанрами (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр). Большое место в программе отводится беседам об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, которые основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у обучающихся интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающей действительности. Учащиеся учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, композиция и т.д.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 8-10 минут на каждом уроке, в одной беседе показывается 3-4 иллюстрации или предмета декоративно – прикладного и народного искусства. Изучение изобразительного искусства призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Для реализации программного материала используются следующие технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ. Одним из эффективных способов пробуждения у обучающихся начальных классов интереса к художественной деятельности является вовлечение их в игру. Сказочные или фантастические сюжеты, вызывая у обучающихся живой эмоциональный отклик, превращают их в соучастников творческой деятельности. Несомненно, определенное значение имеет и воспитательный аспект сюжетов, вызывающих сочувствие героям, стремление им помочь, посоревноваться с ними, найти решение какой-либо проблемы. ИКТ способствует осуществить учебный процесс с увлечением, позволяет более качественно представить иллюстрационный и дополнительный материал, что в свою очередь расширяет кругозор обучающихся, дает возможность увидеть произведения в хорошем исполнении, развивает художественный вкус. Применение здоровьесберегающей технологии обусловлено использованием в практической деятельности ИКТ и реализуется через динамические паузы, физминутки для глаз.
Принципы построения программы:
принцип связи теории с практикой приучает обучающихся применять свои знания на практике и в нестандартных жизненных ситуациях;
педоцентризм – максимальный учет потребностей ребенка;
культурологический принцип – использование дополнительного материала, который способствует расширению знаний, развитию эрудиции школьников;
принцип психологической комфортности обеспечивает условия для создания радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворения от результатов своего труда;
принцип индивидуализации – реальный учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей и потребностей обучающихся;
принцип интегрированности – внутри- и межпредметные связи, а также интеграцию аналитической и синтетической деятельности учащихся;
принцип наглядности - построение процесса обучения с учетом привлечения органов чувств человека к процессу познания;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Формами организации работы на уроке являются:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы организации:
диалога;
игровые;
рефлексивные;
наблюдения;
беседы;
самостоятельная работа.
Раздел 2 Содержание программы
Наименование раздела программы
| Количество часов
| Содержание деятельности
| Декоративная работа
| 8 часов
| Отличать виды народного декоративно – прикладного искусства: художественная роспись по дереву (Полохов – Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Передавать в собственных рисунках отличительные особенности декоративно – прикладной работы различных мастеров. Выполнять эскиз и объемное изображение русской глиняной игрушки (дымковская). Выполнять самостоятельно и при помощи учителя узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике. Использовать в своих работах элементы декоративно – сюжетной композиции различных народных мастеров. Применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
| Рисование с натуры, по памяти и представлению (рисунок, живопись)
| 10 часов
| Рисовать с натуры, по памяти и по представлению несложные по строению и простые по очертаниям предметы. Выполнять в цвете наброски с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Выражать первые впечатления от действительности в собственной работе. Отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках. Передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
| Рисование на темы
| 7 часов
| Объяснять понятие «тематическая композиция», «иллюстрация» её особенности рисования. Приводить примеры иллюстраций на материале учебника, художественной книги. Иллюстрировать отрывок из сказки по собственному замыслу. Правильно размещать изображение на плоскости листа бумаги. Передавать смысловую связь между объектами композиции. Изображать (элементарно) в тематическом рисунке пространство, пропорции и основные цвета изображаемых объектов. Выражать эмоционально – эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в своих рисунках при помощи цвета, пропорций и других средств изобразительно искусства.
| Аппликация
| 2 часа
| Рисовать узоры из геометрических и растительных форм (листьев, деревьев, цветов) и вырезать из цветной бумаги силуэты игрушек (зайца, кошки, собаки и т.д). Использовать в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение. Составлять сюжетные тематические аппликации. Рисовать и вырезать из бумаги простые геометрические и растительные формы. Составлять из простых геометрических и растительных форм декоративных композиций и наклеивать их на цветной лист картона или бумаги.
| Лепка
| 4 часа
| Изображать простейшие тематические композиции при помощи пластических средств (пластилина). Выполнять лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц, животных по памяти, представлению и с натуры. Лепить по мотивам народных игрушек несложной формы.
| Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
| 3 часа
| Различать произведения искусства по жанрам и давать им краткую характеристику. Выражать свое отношение к произведениям искусства в коротком сочинении, рисунке, устном рассказе.
| Проектная деятельность
| 2 часа (входит в состав часов раздела «Декоративная работа»)
| Собирать и анализировать информацию о создаваемом изделии при помощи учителя. Организовывать совместную работу в малых группах под руководством учителя, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми). Выстраивать план деятельности под руководством учителя и самостоятельно. Коллективно, под руководством учителя, выбирать лучший вариант решения поставленной учебной и практической задачи. Определять последовательность изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя. Проверять изделие в действии. Представлять и оценивать результаты деятельности при участии учителя.
| Раздел 3. Требования к уровню подготовки
Обучающиеся к концу 2-го года обучения по курсу «Изобразительное искусство» должны знать/понимать:
понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
доступные сведения о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
о цветах, спектрах в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, жёлтый, синий);
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению; составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Ожидаемый результат реализации Рабочей программы:
формирование первоначальных знаний, умений и навыков по созданию композиций с применением различных техник рисования;
приобщение обучающихся к выдающимся произведениям искусства русской и зарубежной художественной культуры.
приобретение навыка сотрудничества, культуры общения;
привитие нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться;
сформированность общеучебных умений и навыков;
сформированность умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества;
реализация правил поведения и общения в коллективе, нравственных норм;
сформированность самостоятельности, навыков самооценивания;
развитие познавательной активности;
развитие учебно- познавательных мотивов;
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей (способностей);
формирование культуры труда.
|