Скачать 138.67 Kb.
|
МОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества» ″Утверждаю″ Директор МОУ ДОД ″Дом детского творчества " ____________Дмитриева О.В. ″__″______″ 2011г. Адаптированная программа КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ» Срок реализации:1год Возраст детей 6-9лет Руководитель: Смирнова Р.Н., учитель Потрусовской ООШ с. Потрусово 2011г. Пояснительная записка Программа кружка «Умелые руки » рассчитана на детей 6-9 лет. Работа в кружке спланирована так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с природным и бросовым материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок . Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Занятия в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%. Занятия провожу в классной комнате. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения. Занятия можно организовать по - разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять. В кружке «Умелые руки» семеро детей: 5- по 6 лет, 2 - по 9 лет . С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать. В рабочей комнате планирую организовать постоянно действующюю выставку детских работ. Дети смогут видеть результаты своего труда, сравнивать сделанное, обсуждать изделия, выделять наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для шестилеток 30 минут, а для детей 9 лет- 40-50 минут. Программа рассчитана на 144 часа: 34 уч.недели Х на 4 часа в неделю. Содержание программы:
Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Поделки из природного материала Природа в жизни и искусстве. Сбор и хранение материала. Об охране природе. Отражение красоты природы в искусстве. Использование природного материала в декоративно-прикладном искусстве. Время сбора материала. Естественная сушка. Воздушная сушка. Хранение сухих цветов и другого природного материала. Инструменты и материалы. Крепеж. Основы для композиций. Инструменты. Использование нетрадиционных материалов. Практическая работа. Подготовка основы для композиции. Виды поделок из различного природного материала. Флористика, панно, букеты из сухих цветов, игрушки-поделки, сувениры. Практическая работа. Изготовление небольших поделок из природного материала. Композиция. Что такое композиция и какую роль она играет в аранжировке. Средства выразительности композиции. Способы разработки эскиза. Практическая работа. Зарисовка эскиза, композиции. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Работа с тканью, мехом. Знакомство с различными видами ткани. Шитье мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров. Изготовление настенного кармашка для мелочей. При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку”. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления мягкой игрушки. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки. Работа с бросовым материалом. Виды поделок из бросового материала. Инструменты. Изготовление работ на различной базовой основе с применением различных материалов, по выполненному эскизу. Выполнение сувениров различной степени сложности. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Работа с пластилином. Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев. При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. Работа с бумагой. Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». Изготовление поделок в технике оригами (лебедь, стрекоза, клубничка, подснежник) Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций. Изготовление поздравительных открыток (по образцу) Знакомство с техникой квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации. Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым занятием выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Учащимся даются первые навыки работы в технике квиллинга. Итоговое занятие. Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Условия реализации программы. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников. К концу обучения учащиеся должны знать: -название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу обучения учащиеся должны уметь: - анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); -правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, портновские булавки, шило, , шаблоны выкроек, трафареты букв. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, ,; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа. Календарно-тематическое планирование
Список литературы:
|