Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ М.С.Попова
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
директор ГБОУ СОШ №304
________________ М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013 г.
| Рабочая программа учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 5 класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: учитель ИЗО
Попова Мария Сергеевна
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
| Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка.
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Тема 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Основное содержание программы 5 класса
Древние корни народного искусства (8 ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
Декор - человек, общество, время (12 ч.).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
Календарно-тематический план
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ п/п
| дата
| темы
| Кол-во часов
| 1 четверть. Древние корни народного искусства
| 8
|
| 1
|
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| 2
|
| Декор русской избы
| 1
| 3
|
| Внутренний мир русской избы
| 1
| 4
|
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда
| 1
| 5
|
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
| 1
| 6
|
| Народный праздничный костюм
| 1
| 7
|
| Народные праздничные обряды
| 2
| 2 четверть. Связь времѐн в народном искусстве
| 7
|
| 1
|
| Древние образы в современных народных игрушках (тестопластика), роспись.
| 2
| 2
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Роспись тарелочки
| 2
| 3
|
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| 1
| 4
|
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
| 1
| 5
|
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
| 1
| 3 четверть. Декор – человек, общество, время
| 11
|
| 1
|
| Зачем людям украшения
| 1
| 2
|
| Декор и положение человека в обществе
| 2
| 3
|
| Одежда говорит о человеке
| 4
| 4
|
| О чѐм рассказывают гербы и эмблемы
| 3
| 5
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и обществе (обобщение темы)
| 1
| 4 четверть. Декоративное искусство в современном мире
| 8
|
| 1
|
| Современное выставочное искусство
| 2
| 2
|
| Ты сам – мастер декоративно- прикладного искусства
| 6
| Требования к уровню подготовки обучающихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
Перечень учебно-методического обеспечения
Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по ИЗО для 5 класса; Н. А. Горяева, О. В. Островская, - М: Просвещение, 2003.
Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта; М. В. Короткова, - М: Дрофа, 2006.
Интерактивная доска
ПК
Коллекция презентаций к уроку фестиваля педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008, |