Скачать 87.62 Kb.
|
Использование метода проектов на уроках государственного башкирского языка для развития речи учащихся Сибагатова Альбина Зарифовна, учитель башкирского языка и литературы МАОУ СОШ №38 Современная система образования требует постоянного обновления технологий. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий обрести умение адаптироваться в стремительно меняющемся мире. На начальном этапе обучения необходимо учитывать у детей навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Основные условия применения метода проекта сводится к следующему - обязательно присутствуют три момента: выбор темы, планирование, анализ проекта. В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашем исследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами. Первостепенным является обучение способам речевой деятельности в процессе изучения башкирского государственного языка, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Это говорит о посреднической роли языка, как средства для «формирования и формулирования мысли». Выдвигаются следующие выводы:
Данный подход к обучению, по нашему мнению, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность. Можно выделить следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:
К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:
Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении башкирскому государственному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения башкирскому языку, который педагоги реализуют в своей работе. На основе обобщения имеющейся информации об использовании метода проектов на уроках башкирского государственного языка, выявлены наиболее важные, на наш взгляд, условия эффективного применения метода проектов в обучении башкирскому языку. Можно выделять следующие этапы работы над проектом:
Предложили проект на тему “По земле Башкортостана”
Инструкции для выполнения группового проекта
Этапы работы:
Распределить роли для выступления перед другими группами. II. Проект «Шиханы Башкортостана» - справочник. Этапы работы:
Распределить роли для выступления перед другими группами. Презентация или защита проекта: ( Проект защищают один или несколько участников. В нашем случае – не менее 2 чел.) Схема презентации: 1.Название проекта: Например,
2. Краткое содержание – о чем проект, что в нем отражено. (Несколько предложений, примеры из текста проекта)
(Башкортостан – наш.........)
(Башкортостан – богат своими.....) 3. Чем хорош или полезен ваш проект. (Помогает задуматься о красоте Башкортостана, рассказывает о памятники природы, в проекте есть полезные советы)
(Через этот проект мы............) (Что делаем?) 4. Ваше отношение к проекту (понравилось делать или нет, было интересно или не было и т.д.)
(Работа над проектом “Пещеры Башкортостана” мне................ В ходе практики мы определили некоторые проблемные моменты в организации работы над проектами в средней школе. Прежде всего, они были связаны с языковым общением. Шестиклассникам не хватало словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так что значительная часть общения строилась на родном языке. Еще одна проблема была связана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственно влияли на ход работы. Мы сделали выводы, что в моем классе еще недостаточно сформировано умение работать в команде, и требуется дальнейшая работа в этом направлении. Тем не менее, проектную работу в ходе педагогической практики я могу считать удачной, так как, в основном ребята справились с заданиями, в ходе работы ученики прошли все основные этапы, и каждый ученик сделал хотя бы небольшой вклад в работу. Положительным был тот факт, что в презентации проектов участвовали все ученики, и каждый высказался по выбранной теме. В ходе работы учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на башкирском языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Анализ информации, полученной в ходе педагогической деятельности по использованию метода проектов позволил выявить положительное отношение к проектной методике как к педагогической технологии, наличие высокого воспитательного потенциала и возможности использования этого метода в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении, а также успешное применение метода проектов на уроках башкирского языка. Проблемными моментами организации проектной работы в средней школе могут быть:
Для более эффективного применения метода проектов в обучении башкирскому языку должны быть соблюдены следующие условия:
Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации. Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по башкирскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как башкирский язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
|