Интеграция на уроках истории и культуры Башкортостана и МХК
Хаматова К.М., учитель ИКБ и МХК
г Давлеканово Предметы «Мировая художественная культура» и «История и культура Башкортостана» занимают особое место в системе гуманитарного образования школьников. Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.
Этому способствуют межпредметные связи на уроках (МХК и ИКБ, история, изобразительное, музыкальное искусство, литература и т.д.), а также интегрированные уроки.
Интеграция на уроках ИКБ и МХК является одним из средств повышения эффективности урока, уплотняется содержание урока. Например, на уроке ИКБ обучающиеся знакомятся со многими терминами, с видами искусства, стилями, с которыми учащиеся последствие встречаются на уроках МХК. Показателен в этом отношении интегрированный урок по теме «Творчество Давила Бурлюка и развитие живописи в Башкортостане». Подобную интеграцию можно провести, изучая темы «Балет», «Музыкальное искусство», «Зодчество» и т.п.
Изучая тему «Декоративно-прикладное искусство» на уроках культуры Башкортостана возможно провести интересную интеграцию с уроком ИЗО. Можно привлечь обучающихся к созданию таких проектов как создание башкирского орнамента в технике аппликации, живописи, создание орнамента башкирского костюма, украшение посуды и т.д.
Причем интеграция возможна вроде бы несовместимых предметов.
Например, у меня есть опыт сотрудничества с учителем английского языка. Нами были проведены интегрированные уроки в 11 классе по темам «Паломничество с Чайльд Гарольдом», «Русские сезоны» Сергея Дягилева» (МХК + английский язык). Мнения по поводу подобной интеграции различаются. Некоторые считаю, что такие уроки не нужны, а другие, что такие уроки побуждаю творческое отношение к образованию, формируют у школьников интерес к культуре страны изучаемого языка. Такие уроки требуют специальной подготовки от учителя.
Возможно проведение интерированных уроков и в паре с другими предметами. Например, ИКБ (МХК) и история, или музыка, или изобразительное искусство и т.д. |