Скачать 295.69 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБОУ ДОД «Детской школы искусств» г. Сысерть Изменения в Российском обществе вызвали изменение и в его социальном заказе перед системой образования: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Парадигма непрерывного творческого развития человека может быть реализована, прежде всего в системе непрерывного дополнительного образования, в которой ребенок должен адаптироваться с первых лет учебной деятельности в общеобразовательной школе - ориентировочная модель такой системы представлена в структуре и содержании разделов данной образовательной программы. Образовательная программа МБОУ ДОД ДШИ г. Сысерть отражает ведущие цели, задачи, направления и содержание деятельности детской школы искусств, обеспечивает сохранение целостности образовательного пространства учреждения и его специфики и определяет главный результат педагогического процесса детской школы искусств - обеспечение достижения учащимися уровня музыкальной, художественной образованности, являющейся основой социализации личности и ее профессионального самоопределения. В данном результате мы определяем три позиции: · элементарная музыкальная грамотность - базовый уровень обученности основным способам музыкальной деятельности (чтение и понимание нот, нотная грамота, слышание и понимание музыкальной композиции, исполнение музыкальных произведений соответствующего уровня освоенной программы и т.д.); · функциональная музыкальная грамотность - способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности (чтение нот «с листа», музицирование в различных социально-бытовых ситуациях, умение разбираться в музыкальных произведениях различных жанров и т.д.); · музыкальная компетентность - деятельностная самореализация в музыкальном творчестве, способность объективно оценивать границы собственных музыкальных возможностей, способность к осознанному выбору профессии музыкального профиля и дальнейшему профессиональному обучению. Все эти уровни поэтапно призвана реализовать данная образовательная программа в педагогическом процессе детской школы искусств. 1 модуль: Характеристика школы (информационная справка) и принципов ее образовательной политики Наша школа была открыта 1-го сентября в 1959 г. на базе Сысертского дома пионеров по просьбе трудящихся, депутатов областного, районного и городского советов. Детская школа искусств г. Сысерть входит в немногочисленную сеть учреждений культуры и образования Сысертского городского округа. Сегодня наша школа представляет собой образовательной учреждение, наиболее полно воздействующее на развитие творческих способностей детей и формирование социально-культурной среды в целом. На сегодняшний день в школе обучаются 210 обучающихся на бюджете и 80 обучающихся по платным образовательным программам, что составляет 4,5% от числа учащихся Сысертского городского округа. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Сысерть является ведущей школой в Сысертском городском округе, которая сохранила классическое направление. Школа осуществляет бесплатное музыкальное образование детей преимущественно от 7-до 16-летнего возраста. Содержание и организация образовательной деятельности учреждения обусловлены спецификой образовательных потребностей и возможностей жителей города и отражаются в 4-х направлениях – образовательных программах (ОП): · ОП «Музыкальное исполнительство» народные инструменты; сольное пение; фортепиано; скрипка; · ОП «Хореографическое искусство» · ОП «Подготовка детей к обучению в детской школе искусств» - платная услуга · ОП «Раннее эстетическое развитие» - платная услуга Детская школа искусств г. Сысерть ориентирована на музыкальное, художественное, эстетическое образование детей с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, музыкальных, художественных, интеллектуальных и других) особенностей, музыкальных, художественных, образовательных потребностей и возможностей путем создания адаптивной музыкальной, художественной педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития каждого ребенка. В соответствии с этим, данная образовательная программа - это целостная педагогическая система, опирающаяся в своей жизнедеятельности на принципы: - гуманизации (утверждение ценности общекультурного наследия человечества, внимание к музыкальным и художественным ценностям); - дифференциации (выявление и развитие у учащихся склонностей способностей к различным изучаемым отраслям музыкальных знаний, художественной и музыкальной культуры); - индивидуализации (построение образовательного процесса с каждым учащимся на основе его индивидуальных интересов, склонностей и способностей; учет индивидуальных особенностей педагогов в реализации ими педагогических замыслов); - личностного подхода (обеспечение благоприятных условий для личностного роста каждого субъекта образовательного процесса как полноценно функционирующей и развивающейся личности, находящейся в непрерывном движении становления); - прогностичности (учет тенденций изменения социального заказа и системы образования, видение новых интересов и потребностей участников образовательного процесса); - творческой направленности (утверждение ценностей творчества, новаторства); - активности (включение всех участников образовательного процесса во все сферы жизнедеятельности школы). Данные принципы, лежащие в основе содержания образовательной программы МБОУ ДОД ДШИ г. Сысерть, ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его музыкальных, художественных способностей и внутреннего духовного мира, эмоциональной и волевой сферы, на творческое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса (обучащихся, педагогов, родителей (лиц их заменяющих)). 2 модуль: Аналитическое обоснование программы: образовательные интересы и потребности детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и условий его развития; выделение проблем, которые предполагается решать. Данная образовательная программа представляет собой результаты осмысления педагогической практики и потребностей общества в обновлении содержания дополнительного музыкального, художественного образования. В городе проживает много малообеспеченных семей, не способных вкладывать в образование ребенка значительные средства. Большинство родителей озабочено добыванием средств к существованию, в том числе на нескольких местах работы, а потому не способны уделять детям достаточно внимания. В этих обстоятельствах определенная часть родителей испытывают потребность в обеспечении детей в безопасных условиях воспитания и заинтересованы в вовлечении детей в дополнительное образование. Ограниченные возможности инфраструктуры для досуговой занятости детей в данном микрорайоне, а также естественная потребность детей в деятельности способствуют возникновению у них интереса к профилю школы искусств, предоставляющей бесплатные образовательные услуги. При этом есть определенная часть детей, имеющих природные музыкальные, художественные способности - из малообеспеченных семей, желающие получить хорошее музыкальное, художественное образование, в том числе как основу будущей профессии. МБОУ ДОД ДШИ видит решение проблемы удовлетворения разнообразных потребностей социума в создании адаптивной педагогической системы музыкального, художественного образования, способной реализовать все спектры социального заказа. Однако анализ образовательной практики системы дополнительного музыкального, художественного образования позволяет выявить ряд противоречий: • между предметной структурой музыкального, художественного образования и необходимостью получения интегративных результатов развития творческой личности; • между требованием единых образовательных программ и необходимостью удовлетворить индивидуальные потребности и интересы учащегося, максимально развить индивидуальные способности; • между возрастающим объемом содержания музыкального, художественного образования и необходимостью соблюдать возрастные нормативы учебной нагрузки на ребенка в целях сохранения его здоровья и развития его мотивации к усложняющемуся по мере продвижения по ступеням образования виду деятельности. Детская школа искусств «Гармония» призвана решить важную современную педагогическую проблему: как не только удержать, но и развить естественный интерес ребенка к окружающему миру и к творческой деятельности в процессе музыкального, художественного образования? 3 модуль: Концептуальные подходы, назначение, приоритетные направления, цели и задачи образовательной деятельности МБОУ ДОД ДШИ г. Сысерть. Новые концептуальные подходы детской школы искусств основываются на её философии как признании ценности личности каждого ребенка, которому предоставляются оптимальные возможности для развития и реализации потенциальных музыкальных, художественных способностей, позитивной развивающей коммуникации, творческой активности, гражданского становления - как основы личностного развития, социализации в позитивном социуме и профессионального самоопределения. Деятельность школы базируется на гуманистических подходах к формированию психологически и физически здоровой, творческой личности с активной гражданской позицией, способной интегрировать в региональную, национальную и мировую культуру, реализуя свой творческий потенциал в собственных жизненных интересах и в интересах общества. Данная деятельность школы искусств осуществляется в контексте обеспечения преемственности между начальной и основной ступенями дополнительного образования, профессиональной ориентации на третьей ступени обучения, реализации личностного подхода. Миссия детской школы искусств: формирование культурной, социально адаптированной, развивающейся творческой личности с активной гражданской позицией, с адекватной самооценкой и оценкой окружающего мира готовой к реализации своего музыкального, художественного потенциала к сотворчеству, со сформированной устойчивой мотивацией к самоактуализации, музыкальному самообразованию и самоопределению. Целями деятельности школы являются: • музыкальное, художественное развитие обучающихся посредством создания музыкально-эстетической среды и организации специальных видов деятельности; • социальная адаптация обучающихся за счет освоения ими обязательного минимума содержания музыкальных, художественных образовательных программ, общекультурного развития и навыков творческой коммуникации; • создание основы для ранней профессиональной ориентации учащихся как основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных музыкальных, художественных образовательных программ за счет использования реализации личностного подхода и практико-ориентированных технологий обучениями специализации в старшем звене обучения. Задачи образовательной программы МБОУ ДОД ДШИ: • осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности; • обеспечение условий для выполнения задачи вхождения ребенка в мир музыкального искусства как важного компонента культуры, освоение мировых музыкальных ценностей; • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного музыкального, художественного образования; • использование вариативных подходов к организации образовательного процесса в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося; • создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса с целью реализации его склонностей, интересов, потребностей; • адаптация современных методик, технологий и программ к условиям детской школы искусств, использование учебников и пособий нового поколения, разработка авторских методик, технологий и программ музыкального, художественного образования в условиях детской школы искусств новой ведомственной подчиненности (министерству образования). Концептуальные подходы к организации образовательной деятельности детской школы искусств реализуются через учебный план. 4 модуль: Учебный план, регламентирующий образовательный процесс. Учебный план МБОУ ДОД ДШИ составлен на основе нового поколения Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (Москва, 2005); Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств (Москва, 2003), рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-10-16/32) для использования в образовательном процессе детских школ искусств (в отсутствии подобных планов Министерства образования Российской Федерации). Целью данного учебного плана является: создание благоприятных условий организации учебного процесса на основе выявления и реализации способностей каждого ребенка на всех этапах обучения, определения перспектив его развития - и тем самым предоставление оптимальных возможностей для активного включения в непрерывный процесс музыкального, художественного образования. Данный учебный план разработан с учетом учебных программ музыкального образования, адаптированных к условиям МБОУ ДОД ДШИ для работы на площадках общеобразовательных школ. Музыкальное искусство: Фортепиано Струнные инструменты (скрипка) Срок обучения: 7(8)лет
|