Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 256.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации04.03.2014
Размер256.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального района Костромской области


Выступление на МО учителей музыки и начальных классов


Программа и методические рекомендации

по музыке (1 – 2 классы)
Педагог дополнительного образования ДДТ:

Фёдорова Галина Юрьевна

Фольклорные произведения никогда не исполняются просто так, для развлечения; каждое соответствует определённому времени, среде, пространству, тенденции. Поэтому разучивать с детьми фольклорную песню без определённых этнографических сведений о ней нельзя. Включение в программу материала народных обычаев, праздников, обрядов, позволяет учителю наиболее точно познакомить детей с местными песенными традициями.

Эту задачу творческого развития учащихся можно успешно решить через приобщение детей к миру фольклора. Ведь сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, которая развивает фантазию ребёнка, художественно – образное, ассоциативное мышление, способствует гармоничному сочетанию интонационно – выразительного пения с движением. Образно – смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для её исполнения, пластические движения, жесты, мимику, необходимые элементы интонационно – речевой выразительности.

Дошедшие до нас простейшие напевы – жеребьёвки, считалки, игровые припевки и т.д.- несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня, преемственность творчества взрослых.

Обычаи, обряды, поверья, заговоры – одна из первых звучащих страниц прошлого России. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действиях, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении.

Издавна на Руси любили водить хороводы. Генетически хороводные песни вышли из обрядовых.

Тематический диапазон хороводных песен был очень широк. В рекомендуемом нами списке песенного материала есть и хороводные: «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», «Утка луговая», «Долина – долинушка», «Лён зелёной» и др.

Народную песню можно назвать летописью народной жизни. Перед глазами как бы встают люди в разных условиях и состоянии души. Одновременно песни – это и своеобразная поэтическая история того или иного края.
Содержание программы
1 класс

Включение местного фольклорного материала в программу первого класса должно представлять собой преемственную связь с музыкальными занятиями в детском саду, т.е. в виде песен – игр. Игра может быть организована в независимости от имеющихся в классе возможностей (деление класса на две или три группы, хоровод в свободной части класса – всё это характерно для народно – песенного склада).

Песни – игры, песни – считалки можно использовать в четвёртой четверти в теме «Что такое музыкальная речь» /они прилагаются к программе/.

На примере этих песен – игр, песен – считалок дать первоклассникам простейшее понятие «фольклора» как «искусство особого рода», музыкально – поэтическое творчество, пришедшее к нам из далёкого прошлого.

Кроме образцов музыкально – поэтического фольклора, прилагаемых к программе, учитель может использовать и местный фольклорный материал, распространенный в районе, где расположена школа.

Одной из важных задач учителя является пополнение песенно – фольклорного материала, и дети могут стать помощниками. Для этого можно применять домашние задания.

Это несложное домашнее задание можно назвать «экспедиция за песнями» к своим бабушкам. Лучшие домашние задания должны прозвучать на уроке, а учитель обязан помочь их исполнить.

Такой вид работы желательно продолжить в последующих класса, постоянно усложняя.

Один из последних уроков года может быть своеобразным уроком – праздником, построенным в русском народном духе. На этом уроке могут прозвучать русские народные песни и в исполнении ребят, и в грамзаписи /как музыкальное оформление/, могут быть исполнены все те песни – игры, с которыми дети познакомились ранее на уроках, могут звучать считалки, заклички, скороговорки. Хорошо оформить класс элементами русского фольклора, надеть костюмы, пригласить бабушек.

2 класс

Тема 2 класса «Интонация» даёт возможность шире и ближе использовать фольклорный материал Костромской области на уроках музыки.

В начале учебного года, расспрашивая детей о летних впечатлениях, уместно вспомнить и музыкально – поэтический материал, с которым дети познакомились в 1 классе.

Во второй четверти при знакомстве с разными интонациями можно использовать песни-заклички Костромской области «Чивили, чивили», «Жаворонок – жаворонок» Начало третьей четверти совпадает в народном быту со «Святками» (25 декабря – 6 января). Продолжая разговор об интонациях, уместно познакомить ребят с песенной формой калядок «Калега, калега», «Королю-королюшечке» и др. возможны местные песни-колядки.

На этом уроке надо рассказывать об этом зимнем празднике, который бытовал на Руси, о его обрядах и традициях, дать послушать в записи песни-колядки в исполнении фольклорных коллективов Костромы и Костромской области.

В 3 четверти в теме «Развитие музыки» можно включить песни Костромского края, связанные с весенними обрядами – это весенние заклички «Чивили, чивили»,«Жаворонок-жаворонок», «Жаворонки прилетели» и др.

Эти песни желательно исполнять с использованием «барабанки» - пастушьего барабана (в разных районах Костромской области их называли по-своему: «бряколка», «брякоталка», «стукоталка», «пастухалка»).

В конце учебного года в обобщающий урок или урок-концерт уместно включить наиболее онравившиеся детям песни как исполнительский номер, ещё лучше, если песня будет «сыграна» или «обыграна».

Надо детям сказать, что многие фольклорные песни в старину исполнялись, как правило, детьми, во многих обрядах участвовали чаще всего дети.

3 класс.

Не нарушая концепции Д.Б.Кабалевского в области музыкального воспитания и образования школьников, мы предполагаем следующую корректировку тематики уроков музыки 3 класса:



Предлагаемая нами тематика

Тематика программы Кабалевского


1 полугодие – Музыка моего народа

1 четверть – Музыка моего народа

2 четверь – Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ.

2 полугодие – Между музыкой разных народов мира нт непереходимых границ.

3 четверть – Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

4 четверь – Композитор. Исполнитель. Слушатель.



Данное корректирование тематики вызвано не только изменением политической обстановки в нашей стране, но и глубокой необходимостью уделить большое внимание русским народным традициям, краеведческому музыкальному материалу. В этой связи мы расширили изучение темы «Музыка моего народа», а некоторый интересный, на наш взгляд, музыкальный материал темы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» включён в содержание темы второго полугодия.

Мы не видим искажений концепции Кабалевского Д.Б. и в исключении нами темы 4 четверти 3 класса – «Композитор. Исполнитель. Слушатель», так как это одна из немногих линий в концепции проходит поурочно с 1 по 8 класс включительно (даже 1 урок в 1 классе начинается с беседы на эту тему).

Особенностью принципа построения уроков 2 полугодия 3 класса является принцип сопоставления музыкального языка народов мира с музыкальным языком русского народа. Это сопоставление может быть жанрового (музыкального) плана или содержательного (текстового), если речь идёт о вокальной музыке. Например: русскую народную песню «Эй, ухнем» ,можно сравнить с негритянской трудовой песней; польскую нарожную песню «Жаворонок» с костромской песней «Утка луговая»; французскую народную «пастушью песню» с песней «Пастушок» Костромской области и т.д. Мы считаем, что этот принцип созвучен гуманистической идее – и её возрастающей ценности человека в планетарном сознании людей на планете Земля. Пара разбудить вселенское сознание в ребёнке – в этом предназначение школы.

Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Интересен факт, что уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. То, что русская народная музыка является частью мировой музыкальной культуры, - это очень важно донести до сознания школьников. Искусство нам представляет, что ведущей деятельностью ребёнка на уроке музыки будет игра в жизнь, игра в человека, в постижении себя в себе и себя в людях других национальностей.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии значения и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных традиций. Как-то В.Г.Белинский в беседе с педагогом-художником заметил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через народные и национальные явления».

Нам близка эта мысль великого просветителя. Уроки всего третьего года обучения музыке насыщены русской народной песней, песнями Костромского края. На протяжении всего года учащиеся знакомятся с жанрами народных песен, с традиционными праздниками русского народа.

Третьеклассники с интересом узнают на уроках о том, что большинство обрядов, поверий уходит корнями в глубь веков, в языческую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным, что особенно много обрядов и обычаев было связано со сменой времён года, с крестьянским земледельческим календарём. В обрядах и обычаях отражались почти все стадии полевых работ. зимние, весенние, летние, осенние обряды вносили в обыденную жизнь яркость праздника , красоту искусства.

Разрабатывая данные методические рекомендации для учителей музыки, преподающих в 3 классах, мы старались придерживаться в планировании уроков праздников крестьянского земледельческого календаря. Например, в конце декабря, когда зима лютовала с особой силой, люди с надеждой смотрели на солнце, ожидая того момента, когда животворное солнце светило после дней зимнего солнцестояния повернёт на лето. «Солнце на лето – зима на мороз», - говорили в народе, устраивая в канун «поворота» большой зимний праздник Коляды. Так, третьеклассники на уроках 2 четверти знакомятся со святочными колядками, в основе которых пожелание благополучия и хорошего урожая в наступающем году. В 3 четверти учащиеся знакомятся с Масленицей – с праздником нарядным и весёлым, с блинами и обильными угощениями. В 4 четверти происходит знакомство ребят с праздниками: Егорьева дня, Семик, Ивана Купалы.

Благодаря ритуальной обязанности календарно-обрядовые песни пронесли через завесу молчания веков далёкий голос наших предков, сохранив почти без изменения свой, завещанный обрядом, облик. Костромская земля сохранила много интересных образцов календарно-обрядовых песен, с которыми вы можете познакомиться в данной программе.

1 полугодие: «Музыка моего народа»

1 четверть


1 урок

Музыкальный материал

- «Мы – третьеклассники» - исполнение;

- «Вниз по матушке по Волге» - разучивание;

- Песня, написанная композитором (по выбору учителя);

- Рыбников «Песня о Костроме» - разучивание.

2 урок

«Костроме посвящается». Муз. материал.

-«Песня о Костроме» Рыбников – исполнение;

- «Вниз по матушке по Волге» - исполнение;

- Ария Сусанина из оперы М.Г.Глинки «Иван Сусанин» - слушание;

- Хор «Славься» из оперы Глинки – слушание;

- «Светит месяц» - слушание, музицирование.

3 урок

Муз. материал

- «Песня о Костроме» - исполнение;

- Тонкая рябина» - слушание;

- Песня «Тонкая рябина» - разучивание, исполнение;

- Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова – слушание;

- Романс в исполнении Н.А.Обуховой (по выбору учителя).

4 урок

Муз.материал

- «Плясовые наигрыши» - слушание;

- Наигрышы в исполнении ансамбля «Нерехтские рожечники» - слушание;

- «Частушки» сл. Викторова, муз. народная – разучивание;

- «Озорные частушки» Р.Щедрина – слушание;

- Песня «Тонкая рябина» - исполнение.


5 урок

Муз. материал.

- «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание;

- Рекрутская песня Костромской области «Как во Галиче горка крута» - разучивание;

- «Ой, да ты, калинушка» русская народная песня – слушание;

- «Частушки» - исполнение.

6 урок

Муз. материал

- «Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение;

- «Шёл ленинградский паренёк», современная народная песня – разучивание;

- «Как во Галиче горка крута» - исполнение;

- «Частушки» в исполнении Руслановой.

7 урок

Муз. материал

- «Шёл ленинградский паренёк» - исполнение;

- «Как во Галиче горка крута» - исполнение;

- М.Блантер «Как служил солдат» в исполнении Ж.Бичевской;

- Фрагмент из поэмы «Василий Тёркин», Твардовский.

8 урок

Муз. материал

- «Ах, вы сени…», рус. нар. песня – разучивание;

- вариации на тему рус.нар.песни «Ах, вы сени…» - слушание;

- «Долина, долинушка», песня Костромской области нерехтский вариант – разучивание;

- Песня «Кадриль» - слушание.


Осенью, когда заканчивались полевые работы, в деревнях начинались посиделки. Назывались они по-разному: беседы, вечерины, посиделки, супрядки, но суть их везде одинакова: девушки собирались в каком-либо доме для совместной работы и общения. Беседы различались по возрасту участников: младшие девочки, которые только недавно научились прясть, девушки постарше и, наконец, взрослые девушки-невесты. Проводя долгие зимние вечера за прялкой или рукоделием не забывали и попеть, и поиграть, послушать сказки. Песни пели разные: «долгие» (протяжные) и «быстрые» (игровые). С конца 9 века на беседах стали играть «кадриль» и петь частушки. Кадриль танцевали парами. В неё включалось несколько фигур, для каждой из которых пелась своя песня.

В Костромской губернии часто встречалась кадриль «Сени». Существует несколько вариантов кадрили, в ряде которых включены фрагменты песен: «Во саду ли, в огороде»,

« под горку шла» и др.

Будничные посиделки проводили за работой, а в праздничные вечера собиралась молодёжь из разных деревень для весёлого времяпровождения, знакомства и выбора невест. Девушки приходили с нарядами, чтобы несколько раз переодеться, показав гостям богатое приданое и все свои достоинства. Здесь уже не было числа песням и танцам, играм и забавам, шуткам и прибауткам.

9 урок. ОБОБЩЕНИЕ ( по пройденному материалу).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск