Скачать 256.6 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального района Костромской области Выступление на МО учителей музыки и начальных классов Программа и методические рекомендации по музыке (1 – 2 классы) Педагог дополнительного образования ДДТ: Фёдорова Галина Юрьевна Фольклорные произведения никогда не исполняются просто так, для развлечения; каждое соответствует определённому времени, среде, пространству, тенденции. Поэтому разучивать с детьми фольклорную песню без определённых этнографических сведений о ней нельзя. Включение в программу материала народных обычаев, праздников, обрядов, позволяет учителю наиболее точно познакомить детей с местными песенными традициями. Эту задачу творческого развития учащихся можно успешно решить через приобщение детей к миру фольклора. Ведь сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, которая развивает фантазию ребёнка, художественно – образное, ассоциативное мышление, способствует гармоничному сочетанию интонационно – выразительного пения с движением. Образно – смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для её исполнения, пластические движения, жесты, мимику, необходимые элементы интонационно – речевой выразительности. Дошедшие до нас простейшие напевы – жеребьёвки, считалки, игровые припевки и т.д.- несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня, преемственность творчества взрослых. Обычаи, обряды, поверья, заговоры – одна из первых звучащих страниц прошлого России. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действиях, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении. Издавна на Руси любили водить хороводы. Генетически хороводные песни вышли из обрядовых. Тематический диапазон хороводных песен был очень широк. В рекомендуемом нами списке песенного материала есть и хороводные: «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», «Утка луговая», «Долина – долинушка», «Лён зелёной» и др. Народную песню можно назвать летописью народной жизни. Перед глазами как бы встают люди в разных условиях и состоянии души. Одновременно песни – это и своеобразная поэтическая история того или иного края. Содержание программы 1 класс Включение местного фольклорного материала в программу первого класса должно представлять собой преемственную связь с музыкальными занятиями в детском саду, т.е. в виде песен – игр. Игра может быть организована в независимости от имеющихся в классе возможностей (деление класса на две или три группы, хоровод в свободной части класса – всё это характерно для народно – песенного склада). Песни – игры, песни – считалки можно использовать в четвёртой четверти в теме «Что такое музыкальная речь» /они прилагаются к программе/. На примере этих песен – игр, песен – считалок дать первоклассникам простейшее понятие «фольклора» как «искусство особого рода», музыкально – поэтическое творчество, пришедшее к нам из далёкого прошлого. Кроме образцов музыкально – поэтического фольклора, прилагаемых к программе, учитель может использовать и местный фольклорный материал, распространенный в районе, где расположена школа. Одной из важных задач учителя является пополнение песенно – фольклорного материала, и дети могут стать помощниками. Для этого можно применять домашние задания. Это несложное домашнее задание можно назвать «экспедиция за песнями» к своим бабушкам. Лучшие домашние задания должны прозвучать на уроке, а учитель обязан помочь их исполнить. Такой вид работы желательно продолжить в последующих класса, постоянно усложняя. Один из последних уроков года может быть своеобразным уроком – праздником, построенным в русском народном духе. На этом уроке могут прозвучать русские народные песни и в исполнении ребят, и в грамзаписи /как музыкальное оформление/, могут быть исполнены все те песни – игры, с которыми дети познакомились ранее на уроках, могут звучать считалки, заклички, скороговорки. Хорошо оформить класс элементами русского фольклора, надеть костюмы, пригласить бабушек. 2 класс Тема 2 класса «Интонация» даёт возможность шире и ближе использовать фольклорный материал Костромской области на уроках музыки. В начале учебного года, расспрашивая детей о летних впечатлениях, уместно вспомнить и музыкально – поэтический материал, с которым дети познакомились в 1 классе. Во второй четверти при знакомстве с разными интонациями можно использовать песни-заклички Костромской области «Чивили, чивили», «Жаворонок – жаворонок» Начало третьей четверти совпадает в народном быту со «Святками» (25 декабря – 6 января). Продолжая разговор об интонациях, уместно познакомить ребят с песенной формой калядок «Калега, калега», «Королю-королюшечке» и др. возможны местные песни-колядки. На этом уроке надо рассказывать об этом зимнем празднике, который бытовал на Руси, о его обрядах и традициях, дать послушать в записи песни-колядки в исполнении фольклорных коллективов Костромы и Костромской области. В 3 четверти в теме «Развитие музыки» можно включить песни Костромского края, связанные с весенними обрядами – это весенние заклички «Чивили, чивили»,«Жаворонок-жаворонок», «Жаворонки прилетели» и др. Эти песни желательно исполнять с использованием «барабанки» - пастушьего барабана (в разных районах Костромской области их называли по-своему: «бряколка», «брякоталка», «стукоталка», «пастухалка»). В конце учебного года в обобщающий урок или урок-концерт уместно включить наиболее онравившиеся детям песни как исполнительский номер, ещё лучше, если песня будет «сыграна» или «обыграна». Надо детям сказать, что многие фольклорные песни в старину исполнялись, как правило, детьми, во многих обрядах участвовали чаще всего дети. 3 класс. Не нарушая концепции Д.Б.Кабалевского в области музыкального воспитания и образования школьников, мы предполагаем следующую корректировку тематики уроков музыки 3 класса:
Данное корректирование тематики вызвано не только изменением политической обстановки в нашей стране, но и глубокой необходимостью уделить большое внимание русским народным традициям, краеведческому музыкальному материалу. В этой связи мы расширили изучение темы «Музыка моего народа», а некоторый интересный, на наш взгляд, музыкальный материал темы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» включён в содержание темы второго полугодия. Мы не видим искажений концепции Кабалевского Д.Б. и в исключении нами темы 4 четверти 3 класса – «Композитор. Исполнитель. Слушатель», так как это одна из немногих линий в концепции проходит поурочно с 1 по 8 класс включительно (даже 1 урок в 1 классе начинается с беседы на эту тему). Особенностью принципа построения уроков 2 полугодия 3 класса является принцип сопоставления музыкального языка народов мира с музыкальным языком русского народа. Это сопоставление может быть жанрового (музыкального) плана или содержательного (текстового), если речь идёт о вокальной музыке. Например: русскую народную песню «Эй, ухнем» ,можно сравнить с негритянской трудовой песней; польскую нарожную песню «Жаворонок» с костромской песней «Утка луговая»; французскую народную «пастушью песню» с песней «Пастушок» Костромской области и т.д. Мы считаем, что этот принцип созвучен гуманистической идее – и её возрастающей ценности человека в планетарном сознании людей на планете Земля. Пара разбудить вселенское сознание в ребёнке – в этом предназначение школы. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Интересен факт, что уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. То, что русская народная музыка является частью мировой музыкальной культуры, - это очень важно донести до сознания школьников. Искусство нам представляет, что ведущей деятельностью ребёнка на уроке музыки будет игра в жизнь, игра в человека, в постижении себя в себе и себя в людях других национальностей. В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии значения и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных традиций. Как-то В.Г.Белинский в беседе с педагогом-художником заметил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через народные и национальные явления». Нам близка эта мысль великого просветителя. Уроки всего третьего года обучения музыке насыщены русской народной песней, песнями Костромского края. На протяжении всего года учащиеся знакомятся с жанрами народных песен, с традиционными праздниками русского народа. Третьеклассники с интересом узнают на уроках о том, что большинство обрядов, поверий уходит корнями в глубь веков, в языческую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным, что особенно много обрядов и обычаев было связано со сменой времён года, с крестьянским земледельческим календарём. В обрядах и обычаях отражались почти все стадии полевых работ. зимние, весенние, летние, осенние обряды вносили в обыденную жизнь яркость праздника , красоту искусства. Разрабатывая данные методические рекомендации для учителей музыки, преподающих в 3 классах, мы старались придерживаться в планировании уроков праздников крестьянского земледельческого календаря. Например, в конце декабря, когда зима лютовала с особой силой, люди с надеждой смотрели на солнце, ожидая того момента, когда животворное солнце светило после дней зимнего солнцестояния повернёт на лето. «Солнце на лето – зима на мороз», - говорили в народе, устраивая в канун «поворота» большой зимний праздник Коляды. Так, третьеклассники на уроках 2 четверти знакомятся со святочными колядками, в основе которых пожелание благополучия и хорошего урожая в наступающем году. В 3 четверти учащиеся знакомятся с Масленицей – с праздником нарядным и весёлым, с блинами и обильными угощениями. В 4 четверти происходит знакомство ребят с праздниками: Егорьева дня, Семик, Ивана Купалы. Благодаря ритуальной обязанности календарно-обрядовые песни пронесли через завесу молчания веков далёкий голос наших предков, сохранив почти без изменения свой, завещанный обрядом, облик. Костромская земля сохранила много интересных образцов календарно-обрядовых песен, с которыми вы можете познакомиться в данной программе. 1 полугодие: «Музыка моего народа» 1 четверть
Осенью, когда заканчивались полевые работы, в деревнях начинались посиделки. Назывались они по-разному: беседы, вечерины, посиделки, супрядки, но суть их везде одинакова: девушки собирались в каком-либо доме для совместной работы и общения. Беседы различались по возрасту участников: младшие девочки, которые только недавно научились прясть, девушки постарше и, наконец, взрослые девушки-невесты. Проводя долгие зимние вечера за прялкой или рукоделием не забывали и попеть, и поиграть, послушать сказки. Песни пели разные: «долгие» (протяжные) и «быстрые» (игровые). С конца 9 века на беседах стали играть «кадриль» и петь частушки. Кадриль танцевали парами. В неё включалось несколько фигур, для каждой из которых пелась своя песня. В Костромской губернии часто встречалась кадриль «Сени». Существует несколько вариантов кадрили, в ряде которых включены фрагменты песен: «Во саду ли, в огороде», « под горку шла» и др. Будничные посиделки проводили за работой, а в праздничные вечера собиралась молодёжь из разных деревень для весёлого времяпровождения, знакомства и выбора невест. Девушки приходили с нарядами, чтобы несколько раз переодеться, показав гостям богатое приданое и все свои достоинства. Здесь уже не было числа песням и танцам, играм и забавам, шуткам и прибауткам. 9 урок. ОБОБЩЕНИЕ ( по пройденному материалу). |