Скачать 157.97 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УТВЕРЖДАЮ Директор ___________Л.Ф.Куценко ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству в 7 классе (ах) (базовый уровень) на 2013-2014 уч.год Учитель Тимохина М.Ю. (первой категории) Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6. и п.18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество ученика и учителя. Настоящее тематическое планирование представляет собою систему уроков по курсу «Изобразительное искусство в жизни человека» в 7 классе. Обучение ведется по программе Б.М. Неменского. Программа рассчитана на 35 часов. Она построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривает широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками учебного материала. Этому способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики и сотрудничества. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; - формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; - развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; - формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; - овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Основное содержание. «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешне, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений. Программа содержит 4 темы. Изображение фигуры человека и образ человека Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). Великие темы жизни. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Реальность жизни и художественный образ. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета; Учащиеся должны знать: - Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - Названия наиболее крупные художественные музеи России и мира; - Значение изобразительного искусства в художественной культуре; Учащиеся должны уметь: - Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; - Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); - Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - Для восприятия и оценки произведений искусства; - Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера. По окончании 6 класса основной школы учащиеся должны: - знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; - знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве); - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов; -знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; - знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; - знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста; - знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; - называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую роль русской тематической картины XIX- XX столетий; - иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; - иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке; - получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; - научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Список литературы, используемой учителем в работе. 1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. Ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителе общеобразоват. учреждений / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129с. 2. О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.Н. Неменского /авт.-сост. О.В Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение – 2010. Список литературы для учащихся. 1.Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение – 2010. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. - телевизор и DVD; - видеофильмы и видеофрагменты; - интернет ресурсы (презентации по ИЗО); - таблицы и плакаты; - интерактивная предметная медиатека «Образование 3 тысячелетия» - справочная литература. Согласовано Протокол заседания ШМО № ___ от___________ Согласовано Зам. директора по УВР ___________ ___________ Лист корректировки программы |