№№ п/п/п
| № в теме
| Тема урока
| Тип урока
| Осваиваемые
учебные действия
(умения)
| Домашнее задание
| Дата
план
| Дата факт
| Приме-чан.
|
Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
|
1
| 1
| Изображение фигуры человека в истории искусства
| Ознакомление с новым материалом
| Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях.
|
|
|
|
|
2
| 2
| Пропорции и строение фигуры человека
| Ознакомление с новым материалом
| Знать конструкцию фигуры человека и основные пропорции; пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость; схемы движения человека.
| Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
|
|
|
|
3
| 3
| Пропорции и строение фигуры человека. Схема.
| Применение знаний и умений
| Уметь изображать фигуру человека с учетом пропорций статично и в движении.
| Объемные прорисовки фигуры человека
|
|
|
|
4
| 4
| Лепка фигуры человека
| Ознакомление с новым материалом
| Знать изображение фигуры человека в истории скульптуры; пластику и выразительность фигуры человека; скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело); новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX – начала XX века.
|
|
|
|
|
5
| 5
| Лепка фигуры человека. Фигура в движении.
| Применение знаний и умений
| Уметь представлять в пространстве скульптурный образ. Уметь вылепить фигуру человека в движении, используя каркас. Обретать навыки лепки и работы пластилином.
| Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе
|
|
|
|
6
| 6
| Набросок фигуры человека с натуры
| Ознакомление с новым материалом
| Знать набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков; главное и второстепенное в изображении, деталь, выразительность детали, образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
|
|
|
|
|
7
| 7
| Набросок фигуры человека с натуры. Рисунок фигуры.
| Применение знаний и умений
| Уметь выполнить набросок фигуры в одежде.
| Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека
|
|
|
|
8
| 8
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
| Урок обобщения и контроль знаний.
| Знать как проявляется внутренний мир человека в его внешнем облике, пути поиска красоты человека, понимание красоты человека в античном искусстве, в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, и готическом искусстве Европы, драматический образ человека в европейском и русском искусстве, суть поиска счастья и радости жизни, проявление сострадания к человеку и воспевание его духовной силы, в чем заключается к интерес к жизни конкретного человека, потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.
| Создание образа (фигуры) человека по впечатлению (например, любимого литературного героя). Портрет-фигура.
|
|
|
|
Тема 2.Поэзия повседневности (8 часов)
|
9
| 1
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
| Ознакомление с новым материалом
| Иметь представление о древнеегипетских фризовых росписях, сюжетах древнегреческой вазописи, фресках Помпеи, персидской миниатюре, японской гравюре. Работы Венецианова, В. Перова, К. Коровина «На террасе», А. Пластова, Ю. Пименова.
|
|
|
|
|
10
| 2
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Рисунок сюжета по теме.
| Применение знаний и умений
| Уметь работать с оригиналом произведения искусства.
| Выполнить персидскую миниатюру или японскую гравюру
|
|
|
|
11
| 3
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать определение термина «жанр» в искусстве, виды жанра в живописи, графике, скульптуре. Понимать суть бытового и исторического жанров. Уметь различать жанры в искусстве
| Выполнить распечатку картины бытового или исторического жанра
|
|
|
|
12
| 4
| Сюжет и содержание в картине.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать понятия сюжет, картина, виды тематической (сюжетной) картины. Владеть навыками определения сюжета и содержания в картине.
| Картина с сюжетом из своей жизни «Завтрак»
|
|
|
|
13
| 5
| Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
| Ознакомление с новым материалом
| Понимать значение выражения ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства
| Картина с сюжетом о жизни семьи или о жизни людей на улице
|
|
|
|
14
| 6
| Жизнь в моем городе в прошлых веках
| Применение знаний и умений
| Знать историю своего города. Иметь представление о истории и укладе жизни своего города и народа.
| Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом
|
|
|
|
15
| 7
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать особенности праздников у разных национальностей. Иметь представление о сюжетах праздника в изобразительном искусстве.
|
|
|
|
|
16
| 8
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
| Применение знаний и умений
| Уметь передать настроение праздника в творческой работе, работать в коллективе, быть коммуникабельным.
| Создание композиции на тему праздника
|
|
|
|
Тема 3. Великие темы жизни (12 часов).
|
17
| 1
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать о историческом и мифологическом жанрах искусства. Владеть навыками восприятия произведений изобразительного искусства (примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.)
|
|
|
|
|
18
| 2
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Восприятие произведений изобразительного искусства
| Применение знаний и умений
| Уметь анализировать произведения изобразительного искусства.
| Кратко описать произведение в историческом или мифологическом жанре. Анализ одной из картин.
|
|
|
|
19
| 3
| Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать роль тематической картины в русском искусстве Х1Х века. Понимать значение живописной картины как события общественной жизни. Узнавать и характеризовать основные исторические картины
(эскизы В. Сурикова к картине «Боярыня Морозова», К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Бурлаки на Волге»)
|
|
|
|
|
20
| 4
| Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века. Рисунок по теме.
| Применение знаний и умений
| Уметь передать тематику народной жизни Х1Х века.
| Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века»
|
|
|
|
21
| 5
| Процесс работы над тематической картиной.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание». Уметь обобщать и детализировать в процессе работы над картиной.
| Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века»
|
|
|
|
22
| 6
| Процесс работы над тематической картиной.
Живописное исполнение произведения
| Применение знаний и умений
| Уметь самостоятельно подобрать материал для эскиза. Уметь выполнять эскизы, прорабатывая детали и фон работы.
| 1-3 эскиза на тему «История нашей Родины».
|
|
|
|
23
| 7
| Библейские темы в изобразительном искусстве.
| Ознакомление с новым материалом
| Знать о библейской теме в изобразительном искусстве, ее ценности и нравственном выражении в произведениях искусства разных времен.
| Выполнить распечатку гравюры к Библии
|
|
|
|
24
| 8
| Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции
| Применение знаний и умений
| Владеть навыками выполнения творческой работы библейского сюжета.
| Выполнить рисунок на библейскую тему.
|
|
|
|
25
| 9
| Монументальная скульптура и образ истории народа.
| Ознакомление с новым материалом
| Понимать роль монументальных памятников в истории народа. Уметь узнавать и называть наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов.
|
|
|
|
|
26
| 10
| Монументальная скульптура и образ истории народа.
Героические образы в скульптуре
| Применение знаний и умений
| Владеть навыками поэтапного создания проекта памятника.
| Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою
|
|
|
|
27
| 11
| Место и роль картины в искусстве ХХ века.
| Ознакомление с
новым материалом
| Иметь представление о многообразии направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Уметь анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства ХХ века.
|
|
|
|
|
28
| 12
| Место и роль картины в искусстве ХХ века. Работа над композицией.
| Применение знаний и умений
| Уметь передать в творческой работе любое событие ХХ века, коснувшееся нашей страны.
| Композиция на заданную и проработанную на предыдущих уроках истории тему
|
|
|
|
Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов).
|
29
| 1
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
| Урок обобщения
| Знать значение иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением. Уметь подбирать необходимый для иллюстрирования материал в соответствии с литературным произведением.
Знать известных иллюстраторов книги.
| Выбрать литературное произведение и ряд интересных материалов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал
|
|
|
|
30
| 2
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Сочинение эскизов.
| Применение знаний и умений
| Уметь создавать иллюстрации к литературному произведению, учитывая связь слова с изображением.
| Выполнить эскизы иллюстраций литературному произведению.
|
|
|
|
31
| 3
| Зрительские умения и их значение для современного человека.
| Урок обобщения
| Знать о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, культуре зрительского восприятия. Уметь проводить глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
| Составить письменно глубокий и системный аналитический разбор любого произведения изобразительного искусства
|
|
|
|
32
| 4
| История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
| Применение знаний и умений
| Иметь представление о стиле и направлении в изобразительном искусстве. Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению.
| Составить письменно разбор любого произведения изобразительного искусства с точки зрения принадлежности его стиля направления.
|
|
|
|
33
| 5
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
| Урок обобщения
| Знать историю становления Эрмитажа, Третьяковской галереи. Понимать роль художественного музея в национальной и мировой культуре.
|
|
|
|
|
34
| 6
| Художественно-творческие проекты.
| Применение знаний и умений
| Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, сотрудничать в совместной деятельности с учителем и сверстниками, использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.
| Работа над проектом
|
|
|
|
35
| 7
| Художественно-творческие проекты. Выставка работ.
| Контроль знаний.
| Знать метод создания творческого проекта, использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи.
| Работа над проектом
|
|
|
|