Скачать 356.97 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального общеобразовательного учреждения Иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики Татарстан Тукаевой Гульсины Закиевны, учителя I квалификационной категории Искусство (ИЗО) 7 класс Принято на заседании педагогического совета протокол №______ от ____________2011г. 2011-2012 учебный год Учебно-тематическое планирование по Искусству (ИЗО) Класс: 7 Учитель: Тукаева Г.З. Количество часов всего: 35 часов; в неделю 1 час Планирование составлено в соответствии с нормами и требованиями Государственного стандарта общего образования к преподаванию предмета «Изобразительное искусство», на основе программы основного общего образования «Изобразительное искусство» и программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2010), предполагающее реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования. Учебники: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с. Пояснительная записка Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека. Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства. Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства). Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника. Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего. Основные цели и задачи: Развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях; • Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения; • Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся; • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; • Освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства; • Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; • Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них; • Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры. • Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда. В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать: • Основные виды ИЗО и жанры; • Основы изобразительной грамоты; • Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства; • Крупнейшие музеи мира и России; • Значение ИЗО в художественной культуре; • Направления и стили МХК; • Шедевры МХК; • Особенности языка искусства. Уметь: • Применять различные художественные материалы; • Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров ИЗО; • Определять средства выразительности; • Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; • Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов ИЗО; • Выполнять учебные и творческие задания. Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский. Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы ит.д. В программе применяются принципы: • От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала. • От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры. • От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения. • От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения. При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты. Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается. Программа построена по блочно-модульному принципу. Каждый блок связан со всеми годами обучения и направлен на формирование творческой личности. Каждый блок программы, в свою очередь, включает разделы, а иногда и подразделы, касающиеся отдельных проблем. Для высвобождения творческой энергии художника, учащиеся проходят ключевые этапы процесса:
В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:
Блоки связаны между собой. При создании длительной работы по любой творческой теме, выполняются короткие творческие задания на изучение необходимых отдельных элементов, касающиеся различных блоков программы. Система оценки результатов Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка формирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется мировоззрение, - это знания и умения. В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следующие показатели:
Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью проверки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в практической деятельности. Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направлены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Например: Можно ли общаться с художником, если он жил в другую эпоху? Может ли рисунок быть живописным, а живопись - графичной? Есть ли разница между понятиями «Прекрасное» и «Красота»? Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверительный диалог - «Постигаю суть мастерства». Справиться с заданием может лишь тот, кто знаком с процессом художественного творчества не столько в теории, сколько на практике. Кто теоретически знаком с предметом, тот выберет более поверхностные ответы, кто хоть раз взволновался созданием художественного образа - выберет другие ответы. Например: Чем является природа для искусства? Какие средства художественной выразительности являются главными для всех видов искусства? Что является основной композицией? Какими средствами живописец может передать движение? Что необходимо для создания натюрморта? Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор предполагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, материалов. Например: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? Что является главным в языке живописи? Какие виды искусств относятся к графическим? Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вариантов ответов. Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, обращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышлению, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественному процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой портрет? Дайте живописный образ вашей любимой музыки. Какие бы предметы выбрали вы для натюрморта, в каком колорите? Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Например: Какие природные формы являются для вас источником гармонии и фантазии? (сделать зарисовки). Сделайте декоративную композицию, составленную из различных природных форм. Изобразите с помощью «живой линии» порыв ветра, морскую волну или любой образ по желанию, используя этот приём. Создайте графический образ в технике «от пятна». Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игровые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ребенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика. Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд. По мере перечисленных методов и приемов у ученика постепенно выявляются различные признаки художественных способностей. Художественные способности одного и того же человека в каждом разделе теста ранжируется по разным уровням развития: человек одновременно вмещает в себя различные по своему качеству признаки художественных способностей (от фрагментарных до творческих) - это есть характеристика его творческой индивидуальности. Выводить ее средний уровень будет прямой ошибкой и исказит объективную картину проявленности художественных способностей в конкретном человеке. У каждого человека есть свой индивидуальный темп развития, а главным является сам момент его включенности в творческий процесс. Основные признаки художественной способности для каждого возраста Ученики младшего возраста. Прочувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направлений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа. Овладение на практике средствами художественной выразительности как центральным моментом переживания искусства. Эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и искусству. Развитость художественного воображения, образного мышления, связующего эмоциональную оценку явлений жизни с ее духовной наполненностью. Подростки - дополнение к предыдущим способностям обязательно: Знание художественного наследия, его «золотого фонда». Умение проникать за поверхность явления искусства, видеть его парадоксальную сущность. Сознательное овладение культурным кодом художественной деятельности как при восприятии искусства, так и в собственном творчестве. Умение слушать и слышать другого, вести диалог с человеком, стоящим и на иной позиции; |