Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации06.03.2014
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Рабочая программа

основного общего образования

по курсу « Изобразительное искусство»
105 учебных часов для 5-7 классов

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов разработана на основании :Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ , Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

В 5-7 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю..

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Цели :

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании ребенка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.

Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, ею метафоричность. Ребенок должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, т. е. внехудожественному знанию искусств.
Сведения о программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (2009 г.)
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Обоснование выбора данной программы.
Ценность данной программы заключается в том, что одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Программа подчеркивает, что развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни.

Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, России. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Определение места и роли учебного предмета
Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре.

Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

В программе как основа понимания искусств выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

На втором этапе обучения работа проводится со школьниками младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. д.

В связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству, связям его с жизнью. Мы убеждены, что и на этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью обучения в общеобразовательной школе, но становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.

На втором этапе учащиеся вводятся в осознание специфической роли каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возможности более глубокого и цельного проживания этих связей второй этап обучения делится на блоки по видам искусства. При этом в каждом блоке предполагается полная слитность осознания социальной (человеческой) роли и специфики языка каждой группы искусства.

Станковое искусство дает возможность глубже освоить некоторые языковые элементы и по содержанию является более многосложным, требующим для осознания большого времени. Блоку станкового искусства отводятся 6 и 7 классы, 5 класс посвящен блоку декоративных (декоративно-прикладных) искусств, в которые органически как их истоки вписываются народно-декоративные формы;

Для того чтобы уметь постигать виды изобразительного искусства, уметь осмысливать информацию о нем, каждому современному человеку необходимо получить развитие, предполагаемое программой второго этапа обучения.

Сегодня на ребенка, юношу, взрослого обрушивается огромный поток информации о нравственно-эстетических основах жизни, идущий по каналам всех искусств, и в первую очередь по видео и телевидению.

Возникает огромная опасность потери связи поколений, богатых культурных традиций России. Поэтому существует только один путь — формирование в сознании, в душе человека, входящего в жизнь, высоких духовных, эстетических критериев для восприятия всей этой информации и отделения зерен от плевел.

Эту работу для широких масс детей, а не элиты могут сделать занятия искусством в общеобразовательной школе.

Высокая человеческая культура должна идти к подростку не как догма, но как вечный поиск сути жизни, вечная борьба высокого и низкого, человеческого и бесчеловечного. Искусства (а из пластических это в первую очередь изобразительное) во все времена развития человечества выполняли именно эту функцию.
Информация о количестве учебных часов.
Программный материал может быть реализован в двух вариантах в зависимости от конкретных условий. Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за два учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за один учебный час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же - без сокращений. В данном варианте программный материал реализуется за 35 учебных часов в год.


Формы организации образовательного процесса.
Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению) ; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)

С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Технологии обучения, используемые на уроках:


  • Здоровьесберегающая технология ( технология успешного обучения, метод майевтики, групповое обучение в малых группах, проектная деятельность и т. д.)

  • Информационно-коммуникативная технология


Виды и формы контроля

Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.
Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.
Учащиеся должны знать:

- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;

- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная ( живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;

- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;

- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;

- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;

- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;

- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.


  1. класс


Общая тема: « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека »
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств. Эти искусства мы не членим по жанрам (как у изобразительных), ибо они на жанры не членятся — членятся по группам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды или разные виды бижутерии и т. д.).

Декоративные искусства играют особую роль в жизни людей. Среди пластических искусств декоративно-прикладные наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении всей многовековой истории своего развития декоративные искусства играли важную роль в организации жизни общества, в формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей. Они мгновенно откликались на господствующие идеи своего времени (мировоззрение людей, особенности их религии, мифологии, эстетические идеалы, социальные задачи общества и пр.), которые получают выражение в пластическом строе произведений декоративного искусства.

Необходимо иметь в виду, что эти искусства абсолютно не дублируют социально-духовные функции и языковую специфику изобразительных искусств. Они несут иной исторический, эстетический опыт народов. Для его освоения необходима целостность проживания, а значит, целостное время. Это предельно важно сегодня, когда декоративные искусства стали активно проникать во все сферы человеческих отношений, активнее строить мировосприятие, мироотношения людей. Решению этих задач посвящена тема всего года. Однако каждая четверть решает свою проблему, каждая незаменима.

Первая четверть посвящена основам образно-символического языка, пришедшим к нам от далеких предков, корням народного искусства. Именно декоративные искусства имеют самую прочную связь с народным, крестьянским искусством. Передавая из поколения в поколение как живую традицию, оно наиболее полно хранит исторический опыт отношения народа к жизни, природе, миру. Оно предстает в любом уголке Земли в своем неповторимом национальном облике. И будучи связанным в более древних пластах с глубокими корнями своей местной культуры, оно несет в своих образах единые для всех народов духовные начала, сохраняя нерасторжимую связь национального и общечеловеческого. Одна из главных задач, стоящих перед учителем, — передать этот опыт ученикам, сделать его личностно значимым.

Образному языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орна-ментализация. Условность и есть реалистический язык декоративного искусства.

Чем внимательнее будут вникать учащиеся в язык достаточно разнообразных произведений декоративных искусств (древних и современных), тем лучше они смогут овладеть языком декоративного искусства, научиться мыслить на нем. Вводить этот опыт в сегодняшнюю духовную, материальную жизнь — наша задача.

Третья четверть несет один из важнейших смыслов существования декоративных искусств в человечестве — понимание его социальной роли. Из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива: обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Так с каменных веков до наших дней — в любой век, у любого народа. Не только одежды армий разных стран, отличие одежды генералов от солдат, знаки различия, ордена и т. д., но и одежды невест и одежды траура, одежды министров и панков...

Вопросы моды прочно связаны с этой ролью декоративных искусств.

Год декоративно-прикладного искусства согласно выбранной логике завершается современным декоративным искусством, знакомство с которым станет еще одной важной ступенью в практическом освоении учащимися пластических возможностей данного искусства, в формировании чувства композиции, чувства материала, в развитии художественного кругозора и художественного вкуса учащихся.
Цели и задачи художественного развития учащихся:

Формировавие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:

— дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

— понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;

— осмысление места декоративного искусства в жизни общества;

— осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Формирование художественно-творческой активности.

Учащиеся должны:

— учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

— учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

— умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

— учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

— проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных украшений.

Формирование художественных знаний, умений и навыков. Учащиеся должны понимать:

— значение древних корней народного искусства;

— связь времен в народном искусстве;

— место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

— особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

— содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

Учащиеся должны:

~ знать несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (например, Гжель, Жостово, Хохлома);

— представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

— создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т. п.);

— создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

---овладевать навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.);

---объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ, выполненных в материале.

В 5 классе продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умет согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются в процессе разработки конкретной композиции рисунков или проектов (в соответствии с темой четверти).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск