Скачать 397.06 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» Рецензия на учебно-методический комплекс по дисциплине «Джазовая импровизация» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». Составитель: Толмачева Наталья Владимировна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Джазовая импровизация» разработан преподавателем Толмачевой Н.В. в соответствии с требованиями учебного плана Тюменский государственной академии культуры искусств и социальных технологий для специальности «Музыкальное искусство» специализации «эстрадно-джазовое пение», с требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса. Предлагаемый комплекс учитывает и обобщает общее понятие импровизации, основные особенности различных стилевых направлений в джазовой музыке, гармонии и ритма в джазовой импровизации, типы и средства импровизации и рассматривает специфические приемы вокального исполнения. В УМК предлагается инновационная концепция обучения импровизации для студентов специализации эстрадное пение, построенная на работе с аудио-приложениями. Учебно-методический комплекс обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения. Профессионально и грамотно составлены задания для самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины «Джазовая импровизация». Методические рекомендации, список нотных приложений усиливают практическую сторону применения данной программы. Учитывая сказанное выше, считаю возможным дать учебно-методическому комплексу по дисциплине «Джазовая импровизация» положительную оценку и рекомендовать его к дальнейшему использованию в последующие годы. Рецензент: доцент, зав. кафедрой вокального искусства И.Б. Бархатова Института музыки театра и хореографии ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Содержание
10. Приложения…………………………………………………………………...20 Пояснительная записка Специфика современного эстрадного и джазового искусства требует от музыканта-исполнителя, а также руководителя ансамбля умения творчески, убедительно и нестандартно перерабатывать различный тематический материал, а именно, требует знания специфики различных джазовых стилей и владения навыками импровизации, интерпретации как профессионально необходимыми качествами. Учебно-методический комплекс по курсу «Джазовая импровизация» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство. Цель курса – подготовить музыканта-исполнителя к профессиональному импровизационному творчеству, сделать музыканта способным интересно и правильно переработать заданный музыкальный материал, выразительно и убедительно донести его до слушателя, выработать собственную систему самообразования, совершенствования импровизационно-творческих способностей, исполнительского мастерства, композиторского опыта. Задачи курса –
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплина «Джазовая импровизация» не входит в перечень обязательных предметов для специализации эстрадно-джазовое пение, «Джазовая импровизация» является вспомогательным компонентом для предмета «Джазовое пение», опираясь на общие теоретические вопросы джазовой теории, и отражает специфику джазового пения. Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области сольфеджио, теории музыки, истории эстрадно-джазовой музыки, сольного пения, поэтому дисциплину «Джазовая импровизация» рекомендуется изучать на 3 курсе обучения. Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской и концертной практики. Общий объем курса составляет 140 часов. Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области среднего профессионального образования, ДШИ, ДМШ или дополнительного образования (эстрадные вокальные студии). При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном практические задания и музыкальная викторина. К самостоятельным занятиям относятся работа над пройденным материалом и практическая работа с фортепиано или аудио-приложениями, ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету в виде контрольного урока, итоговой формой служит зачет. Учебно-методический комплекс составлен на основе рабочей программы по дисциплине «Джазовая импровизация» преподавателя ТГАКИСТ Толмачевой Н.В. и учебного пособия «Скэт-импровизация» Степурко О.М. Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе: В процессе изучения данной дисциплины студент должен знать: - принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности; - импровизационные технологии и взаимодействие принципов в импровизационном процессе; - специфику стилистики джазового вокала; -джазовые стандарты в различных джазовых стилях, и их интерпритации; - исполнительские особенности различных джазовых стилей; - методику комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов джаза, рок- и поп-музыки уметь: -использовать выразительные возможности традиционного и современного музыкального языка джаза; - применять специфику исполнения вокальных джазовых произведений; - пользоваться многообразием приемов и методов развития мелодической линии и ритмического рисунка; -интерпретировать музыкальный материал, для достижения индивидульной манеры исполнения; -применять разнообразный экспериментально накопленный в творчестве исполнителей разных стран опыт поиска и отбора новых музыкально-выразительных средств, ориентируясь в стилях и направлениях современного джаза, рок- и поп музыки. Выпускник по специальности Эстрадное пение, успешно освоивший курс по предмету «Основы джазовой импровизации», должен обладать следующими профессиональными компетенциями: − приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; − владеть средствами современного импровизационного мастерства; -уметь грамотно организовывать свою практическую деятельность: владеть искусством импровизации и интерпретации музыкального материала для создания оригинального звучания; − знать стилистические особенности современных музыкальных стилей. Тематический план курса (очная форма обучения)
Тематический план курса (заочная форма обучения)
Содержание дисциплины Раздел 1. Понятие джазовой импровизации 1.1.Тема: Общая характеристика джазовой импровизации Импровизация как особый вид творчества. Типы и виды импровизации. Импровизация в различных видах искусства. Раздел 2. Теоретические основы джаза 2.1.Тема: Возникновение джаза Африканские корни. Возникновение «Новой Ритмической музыки» (этот термин предложил музыковед Дмитрий Ухов, он объединяет такие стили как джаз, рок, поп-музыка, латино, фанк). Фразировка «офф-бит». Появление рифовой музыки. 2.2.Тема: Блюз, и его роль в джазовой музыке Блюзовые тоны. Пентатоника. Форма блюза. Филл. Развитие мелодии по принципу диалог с фактурой. Оттяжка и подхлест. Заниженное и завышенное интонирование в джазовой музыке. 2.3.Тема: Аккорды блюзового квадрата Архаичный (ранний) блюз. Классический блюз. Тернэраунд. II-V-I. Гармоническое развитие. Особенности цифровки записи аккордов блюзового квадрата. Отличия от классической гармонии. Пение основных тонов аккорда и гаммы, которая им обыгрывается. 2.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло. Изучение и анализ импровизационных соло, с целью изучения наиболее сомобытных интерпретаций и освоения импровизационного мастерства. Направления: 1. Американский джаз. 2. Латиноамериканская музыка. 3. Смешанные стили и жанры в джазе, роке и эстраде. Раздел 3: Основные приемы импровизации 3.1. Тема: Виды импровизации Вокальная, инструментальная, сольная, ансамблевая, тональная, атональная, свободная ограниченная, на определенную тему, на гармонический квадрат, вопросно-ответная импровизация. 3.2. Тема: Обновние темы Тема и ее значение. Развитие темы и ее элементов в импровизационном процессе. Прогнозирование вариантов развития, трансформации и изменения начального тематического материала. 3.3. Тема: Риффы Особый прием мелодической техники джаза. Использование риффа как средство нагнетания динамики. Использование риффа как устойчивая форма сопровождения импровизирующего солиста. 3.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло. Изучение и анализ известных интерпретаций джазовых стандартов. Традиционное исполнение джазовой композиции (тема + импровизации + интерпретированная тема). Раздел 4. Особенности импровизации в стиле би-боп 4.1. Тема: История возникновения стиля Ч.Паркер и Д.Гиллеспи основатели стиля би-боп. Усложнение языка импровизации, быстрые темпы, альтернативные гармонии, новаторство в области фразировки, перемены в ритмической основе (вместо опоры на большой барабан, в би-бопе ритмическая основа легла на тарелки). 4.2. Тема: Особенности импровизационных упражнений в стиле би-боп. Методика скет-вокала в стиле би-боп для обучения импровизации. Принцип обучения этого метода заключается в том, что вокалист учится петь «с голоса», повторяя за педагогом под фонограмму. Сначала педагог пропевает каждый аккорд и каждый раз оставляется такт для того чтобы студент пропел тоже самое самостоятельно. Далее попевается лад, которым опевается аккорд, затем однотактовые фразы, двухтактовые, четырехтактовые и полностью весь квадрат. Сравнительный анализ импровизационных фраз стилей свинг и би-боп: артикуляция, интонация, ритм, саунд. 4.3. Тема: Развитие ритмического мышления у вокалистов. Джазовая фразировка «офф-бит». Триольный тайминг. Динамический акцент офф-бит. Тембральный акцент «ду-бап». Метод «Scat drums» Боба Столова – пропевание голосом, подражая разным ударным инструментам: бочке, малому барабану, хай-хетту и тарелкам, находя слоги, которые передают тембр инструмента (например дум-ци-ка). Упражнения образую цепь барабанных рисунков (грувов), различной степени трудности. К нотам дается фонограмма. 4.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло. Изучение и анализ импровизаций стиля би-боп Дизи Гиллеспи, Чарли Паркера, их отличие от импровизации в свинге. Вокальная импровизация в би-боп. |