Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 397.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации09.03.2014
Размер397.06 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

Рецензия

на учебно-методический комплекс по дисциплине «Джазовая импровизация»

специальности «Музыкальное искусство»,

специализации «Музыкальное искусство эстрады»

(эстрадно-джазовое пение)

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».
Составитель: Толмачева Наталья Владимировна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Джазовая импровизация» разработан преподавателем Толмачевой Н.В. в соответствии с требованиями учебного плана Тюменский государственной академии культуры искусств и социальных технологий для специальности «Музыкальное искусство» специализации «эстрадно-джазовое пение», с требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса.

Предлагаемый комплекс учитывает и обобщает общее понятие импровизации, основные особенности различных стилевых направлений в джазовой музыке, гармонии и ритма в джазовой импровизации, типы и средства импровизации и рассматривает специфические приемы вокального исполнения. В УМК предлагается инновационная концепция обучения импровизации для студентов специализации эстрадное пение, построенная на работе с аудио-приложениями.

Учебно-методический комплекс обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения. Профессионально и грамотно составлены задания для самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины «Джазовая импровизация». Методические рекомендации, список нотных приложений усиливают практическую сторону применения данной программы.

Учитывая сказанное выше, считаю возможным дать учебно-методическому комплексу по дисциплине «Джазовая импровизация» положительную оценку и рекомендовать его к дальнейшему использованию в последующие годы.


Рецензент:

доцент, зав. кафедрой вокального искусства И.Б. Бархатова

Института музыки театра и хореографии

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

академия культуры, искусств

и социальных технологий»

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….5

  2. Тематический план ……………………………………………………………7

  3. Содержание дисциплины…………………………………………………..…8

  4. Практические задания для самостоятельной работы студентов……….…..12

  5. Задания для текущего итогового контроля………………………………….13

  6. Библиографический список..………………………………………………...15

  7. Учебно-материальное обеспечение курса…………………………………...16

  8. Методические рекомендации………………………………………………...17

10. Приложения…………………………………………………………………...20

Пояснительная записка

Специфика современного эстрадного и джазового искусства требует от музыканта-исполнителя, а также руководителя ансамбля умения творчески, убедительно и нестандартно перерабатывать различный тематический материал, а именно, требует знания специфики различных джазовых стилей и владения навыками импровизации, интерпретации как профессионально необходимыми качествами.

Учебно-методический комплекс по курсу «Джазовая импровизация» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство.

Цель курса – подготовить музыканта-исполнителя к профессиональному импровизационному творчеству, сделать музыканта способным интересно и правильно переработать заданный музыкальный материал, выразительно и убедительно донести его до слушателя, выработать собственную систему самообразования, совершенствования импровизационно-творческих способностей, исполнительского мастерства, композиторского опыта.

Задачи курса –

  1. Освоение основных теоретических принципов посторенние импровизации.

  2. Развитие индивидуальных импровизационных и композиторских способностей.

  3. Изучение и анализ джазовых стандартов.

  4. Определение основ джазового вокала.

  5. Освоение образовательных методик по практике обучения импровизационному искусству, включая использование новейших компьютерных технологий и программ.

  6. Изучение тенденции развития мирового опыта по искусству импровизации в стилях и жанрах джаза, рока, поп-музыки и различных смешанных стилях.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплина «Джазовая импровизация» не входит в перечень обязательных предметов для специализации эстрадно-джазовое пение, «Джазовая импровизация» является вспомогательным компонентом для предмета «Джазовое пение», опираясь на общие теоретические вопросы джазовой теории, и отражает специфику джазового пения. Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области сольфеджио, теории музыки, истории эстрадно-джазовой музыки, сольного пения, поэтому дисциплину «Джазовая импровизация» рекомендуется изучать на 3 курсе обучения. Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской и концертной практики. Общий объем курса составляет 140 часов.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области среднего профессионального образования, ДШИ, ДМШ или дополнительного образования (эстрадные вокальные студии).

При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном практические задания и музыкальная викторина. К самостоятельным занятиям относятся работа над пройденным материалом и практическая работа с фортепиано или аудио-приложениями, ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету в виде контрольного урока, итоговой формой служит зачет.

Учебно-методический комплекс составлен на основе рабочей программы по дисциплине «Джазовая импровизация» преподавателя ТГАКИСТ Толмачевой Н.В. и учебного пособия «Скэт-импровизация» Степурко О.М.

Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе:
В процессе изучения данной дисциплины студент должен знать:

- принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности;

- импровизационные технологии и взаимодействие принципов в импровизационном процессе;

- специфику стилистики джазового вокала;

-джазовые стандарты в различных джазовых стилях, и их интерпритации;

- исполнительские особенности различных джазовых стилей;

- методику комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов джаза, рок- и поп-музыки

уметь:

-использовать выразительные возможности традиционного и современного музыкального языка джаза;

- применять специфику исполнения вокальных джазовых произведений;

- пользоваться многообразием приемов и методов развития мелодической линии и ритмического рисунка;

-интерпретировать музыкальный материал, для достижения индивидульной манеры исполнения;

-применять разнообразный экспериментально накопленный в творчестве исполнителей разных стран опыт поиска и отбора новых музыкально-выразительных средств, ориентируясь в стилях и направлениях современного джаза, рок- и поп музыки.

Выпускник по специальности Эстрадное пение, успешно освоивший курс по предмету «Основы джазовой импровизации», должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
− приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

− владеть средствами современного импровизационного мастерства;

-уметь грамотно организовывать свою практическую деятельность:

владеть искусством импровизации и интерпретации музыкального материала для создания оригинального звучания;

− знать стилистические особенности современных музыкальных стилей.

Тематический план курса (очная форма обучения)





Наименование тем курса

Количество часов

Лекции


Практические занятия

Самостоятел работа

Всего

часов

Раздел 1.Понятие джазовой импровизации. Цели, задачи, общая характеристика курса.

1

1

2

4

Раздел 2. Теоретические основы джазовой музыки

8

8

14

30

Раздел 3. Основные приемы импровизации: аккорды, обновление темы, рифы.

9

8

17

34

Раздел 4. Особенности импровизации в стиле би-боп

5

5

11

21

Раздел 5. Особенности импровизации в стиле латино

5

5

11

21

Раздел 6. Соул-вокал и блюзовая орнаментика


2

2

8

12

Раздел 6. Комплексный анализ импровизации мастеров джаза

6

5

7

18

Всего

36

34

70

140


Тематический план курса (заочная форма обучения)





Наименование тем курса

Количество часов

Лекции


Практи

ческие занятия

Само

стоя

тельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Теоретические основы джазовой музыки

1

1

32

34

Раздел 2. Основные приемы импровизации: аккорды, обновление темы, рифы.

1

1

34

36

Раздел 3.Особенности импровизации в современных джазовых стилях

1

1

45

47

Раздел 4. Комплексный анализ импровизации мастеров джаза

1

1

21

24

Всего

4

4

132

140



Содержание дисциплины
Раздел 1. Понятие джазовой импровизации
1.1.Тема: Общая характеристика джазовой импровизации
Импровизация как особый вид творчества. Типы и виды импровизации. Импровизация в различных видах искусства.
Раздел 2. Теоретические основы джаза
2.1.Тема: Возникновение джаза

Африканские корни. Возникновение «Новой Ритмической музыки» (этот термин предложил музыковед Дмитрий Ухов, он объединяет такие стили как джаз, рок, поп-музыка, латино, фанк). Фразировка «офф-бит». Появление рифовой музыки.
2.2.Тема: Блюз, и его роль в джазовой музыке

Блюзовые тоны. Пентатоника. Форма блюза. Филл. Развитие мелодии по принципу диалог с фактурой. Оттяжка и подхлест. Заниженное и завышенное интонирование в джазовой музыке.
2.3.Тема: Аккорды блюзового квадрата

Архаичный (ранний) блюз. Классический блюз. Тернэраунд. II-V-I. Гармоническое развитие. Особенности цифровки записи аккордов блюзового квадрата. Отличия от классической гармонии. Пение основных тонов аккорда и гаммы, которая им обыгрывается.
2.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло.

Изучение и анализ импровизационных соло, с целью изучения наиболее сомобытных интерпретаций и освоения импровизационного мастерства.

Направления: 1. Американский джаз.

2. Латиноамериканская музыка.

3. Смешанные стили и жанры в джазе, роке и эстраде.
Раздел 3: Основные приемы импровизации
3.1. Тема: Виды импровизации

Вокальная, инструментальная, сольная, ансамблевая, тональная, атональная, свободная ограниченная, на определенную тему, на гармонический квадрат, вопросно-ответная импровизация.
3.2. Тема: Обновние темы

Тема и ее значение. Развитие темы и ее элементов в импровизационном процессе. Прогнозирование вариантов развития, трансформации и изменения начального тематического материала.

3.3. Тема: Риффы

Особый прием мелодической техники джаза. Использование риффа как средство нагнетания динамики. Использование риффа как устойчивая форма сопровождения импровизирующего солиста.
3.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло.

Изучение и анализ известных интерпретаций джазовых стандартов. Традиционное исполнение джазовой композиции (тема + импровизации + интерпретированная тема).

Раздел 4. Особенности импровизации в стиле би-боп
4.1. Тема: История возникновения стиля

Ч.Паркер и Д.Гиллеспи основатели стиля би-боп. Усложнение языка импровизации, быстрые темпы, альтернативные гармонии, новаторство в области фразировки, перемены в ритмической основе (вместо опоры на большой барабан, в би-бопе ритмическая основа легла на тарелки).


4.2. Тема: Особенности импровизационных упражнений в стиле би-боп.

Методика скет-вокала в стиле би-боп для обучения импровизации. Принцип обучения этого метода заключается в том, что вокалист учится петь «с голоса», повторяя за педагогом под фонограмму. Сначала педагог пропевает каждый аккорд и каждый раз оставляется такт для того чтобы студент пропел тоже самое самостоятельно. Далее попевается лад, которым опевается аккорд, затем однотактовые фразы, двухтактовые, четырехтактовые и полностью весь квадрат.

Сравнительный анализ импровизационных фраз стилей свинг и би-боп: артикуляция, интонация, ритм, саунд.
4.3. Тема: Развитие ритмического мышления у вокалистов.

Джазовая фразировка «офф-бит». Триольный тайминг. Динамический акцент офф-бит. Тембральный акцент «ду-бап». Метод «Scat drums» Боба Столова – пропевание голосом, подражая разным ударным инструментам: бочке, малому барабану, хай-хетту и тарелкам, находя слоги, которые передают тембр инструмента (например дум-ци-ка). Упражнения образую цепь барабанных рисунков (грувов), различной степени трудности. К нотам дается фонограмма.
4.4. Тема: Анализ джазовых композиций и импровизационных соло.

Изучение и анализ импровизаций стиля би-боп Дизи Гиллеспи, Чарли Паркера, их отличие от импровизации в свинге. Вокальная импровизация в би-боп.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск