Скачать 172.8 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы/ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:
Работа ведётся по учебнику Музыка : 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 1159 с. ил. Общая характеристика учебного предмета Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Место уроков музыки в учебном плане Предмет музыка в 7 классе рассчитан на 35 часов, по 1-му часу в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. предметные результаты освоения учебного предмета Обучение музыкальному искусству в VII классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность: • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель); • знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки; • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.); • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей; • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства; • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах; • совершенствовать умения и навыки самообразования. Содержание программы Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам. Раздел 1. Особенности музыкальной драматургов сценической музыки (17 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Порги и Бесс Опера (фрагменты). Дж. Гершвин. Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин. Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко. Высокая месса cи минор (фрагменты). И -С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос — суперзвезда. Рок-стера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Кармен Опера (фрагмента). Ж. Визе. Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Визе — Р. Щедрин. Празднества. Из цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси. Ревизская сказка. Музыка к спектаклю «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. А. Шнитке. Родина моя Д. Тухманов, слова Р. Рождественского Дам, где мате детство остаемся. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения Маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь. Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч) Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. Примерный перечень музыкального материала Соната № 11. В.-А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната № 2. С. Прокофьев. Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников. Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн. Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт. Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист. Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони. Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист. Сюита в старинном стиле. А. Шнитке. Рапсодия а стиле блюз. Дж. Гершвин. Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян. Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.). Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журнала. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Тематическое планирование
Средства обучения:
|