Рабочая программа по музыке
(6 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой – Москва: «Просвещение», 2010 год; Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС. Программа «Музыка» для основной школы имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка». 6 класс (М.: Просвещение, 20070, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Уроки музыки. 6 класс». М.: Просвещение, 2007).
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально - творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения:
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности к музыкальному самообразованию, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В программе 6 класса рассматриваются различные музыкальные образы, запечатлённые в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ – живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в звуках.
Программа состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс музыки в 6 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусства, которые дают возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуя духовный мир человека, его душевное состояние.
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её влияния на человека, развитие у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты изучения музыки отражают:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей. форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- участие в жизни класса, школы, общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждения о специфике музыки, особенностях музыкального языка\. Отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса: Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представления о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю(музыка классическая, народная, религиозная, современная);
- владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений га основе взаимодействия различных видов искусства;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартый уровень знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета и календарное планирование
Содержание
| Сроки
| Кол-во часов
| Кол-во контрольных
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки
| 4.09 – 25.12
| 16 / 14
|
| Мир образов камерной и симфонической музыки
| 8.01 – 24.05
| 19 / 16
|
| Итого:
|
| 35 / 30
|
| Краткие аннотации содержания каждой темы.
Тема 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 ч.)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки: песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20 века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Тема 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 ч)
- Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор, контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и её жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, симфония, симфония - действо. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов
учебной деятельности
6 класс
№ п.п
| Тема урока
Тип урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся
| Вид контроля, измерители
| Дата
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки
| 1
| Удивительный мир музыкальных образов.
Вводный
| 1
| Что роднит разговорную и музыкальную речь? (интонация) Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ. Классификация музыкальных жанров.
| Знать, что роднит музыку и разговорную речь; классификацию музыкальных жанров.
Уметь приводить примеры различных музыкальных образов
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль
| 4 - 7. 09
| 2
| Образы романсов и песен русских композиторов.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»
| Знать понятие «романс», способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог). Уметь определять взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 11 -14.09
| 3
| Два музыкальных посвящение. Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновение»; инструментальной музыки – «Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка М. Глинки
| Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 18 – 21.09
| 4
| Портрет в музыке и живописи.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания романса «Я помню чудное мгновенье», «Вальса-фантазии». Портрет в музыке и изобразительном искусстве
| Уметь объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; выявлять своеобразие почерка композитора М. Глинки
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение
| 25 -28. 09
| 5
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Жизнь и творчество С. Рахманинова.
Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанимента
| Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать исполнительские интерпритации
| Беседа. Слушание музыки. Интонационный анализ музыки. Хоровое пение
| 2 – 5.10
| 6
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства
| Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; сравнивать исполнительские интерпритации
| Беседа. Слушание музыки. Интонационный анализ. Хоровое пение
| 9-12. 10
| 7
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе старинного свадебного обряда (в том числе включённого в оперный жанр)
| Знать особенности народной музыки и жанры народной песни.
Уметь чисто интонировать мелодии свадебных песен и фрагментов хоров из опер; определять приёмы развития музыкальных произведений
| Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль
| 16-19. 10
| 8
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Сообщение и усвоение новых
знаний.
| 1
| Знакомство со стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанра баркаролы. Знакомство с именами выдающихся русских и зарубежных исполнителей
| Знать понятие «бельканто».
Уметь называть имена великих оперных певцов мира; сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке
| Беседа. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 23.10
| 9
| Мир старинной песни. Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта, новым вокальным жанром балладой. Выявление средств выразительности различных видов искусств в создании единого образа
| Знать основные моменты из жизни и творчества Ф. Шуберта; понятие «баллада». Уметь определять приёмы развития музыкального произведения; выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений
| Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
| 6-9.11
| 10
| Народное искусство Древней Руси.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Особенности развития народной музыки. Связи музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты
| Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека, кто такие скоморохи. Уметь называть и узнавать народные инструменты, имена исполнителей народной музыки
| Беседа. Слушание музыки. Музыкальная «Угадай-ка!» Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение
| 13-16.11
| 11
| Русская духовная музыка.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Особенности развития русской духовной музыки в Древней Руси. Различные жанры церковного пения. Знакомство с жанром хорового концерта. Знакомство с жизнью и творчеством М.Березовского
| Знать основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон.
Уметь анализировать музыкальное произведение
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ
| 20-23.11
| 12
| Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Знакомство с хоровой симфонией-действом В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов
| Знать понятия: хор, солист, симфония. Уметь интонационно-образно анализировать музыку, выявлять особенности музыкального языка жанра молитвы
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение
| 27-30.11
| 13
| «Небесное и земное» в музыке Баха.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Мир музыки База: светское и церковное искусство особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, хорала, фуги
| Знать особенности творчества Баха; стиля барокко; понятия: фуга, хорал, полифония, токката.
Уметь анализировать музыку
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение
| 4-7.12
| 14
| Образы скорби и печали.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Образы скорби и печали в религиозной музыке Моцарта («Реквием») и Перголези (кантата Stabat Mater»). Углубление понимания языка западноевропейской музыки
| Знать основные факты из жизни и творчества композиторов, связанных с написанием кантаты и реквиема. Уметь проводить интонационно-образный анализ, выявлять средства выразительности музыки
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства.
| 11-14.12
| 15
| Авторская песня: прошлое и настоящее.
Сообщение и усвоение знаний
| 1
| История развития авторской песни от Средневековья до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни
| Знать историю развития авторской песни, особенности и жанры. Уметь называть имена исполнителей авторской песни
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
| 18-21.12
| 16
| Джаз – искусство XX века.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| История развития джазовой музыки, её истоки. Взаимодействие серьёзной и лёгкой музыки
| Знать историю развития джаза, отличительные особенности блюза, спиричуэла, понятия импровизация, обработка.
Уметь называть имена джазовых музыкантов
| Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
| 25.12
| Мир образов камерной и симфонической музыки
| 17
| Вечные темы искусства и жизни.
Вводный
| 1
| Единая основа всех искусств – жизнь. Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность)
| Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка, программная и непрограммная музыка
| Беседа. Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение
| 8- 11.01
| 18-19
| Могучее царство Ф. Шопена.
Расширение и углубление знаний
| 2
| Творческий облик Шопена. Контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, мазурках, вальсах, полонезах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства
| Знать основные моменты творчества Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный контроль. Хоровое пение
| 15-25.01
| 20
| Ночной пейзаж.
Расширение и углубление знаний
| 1
| Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора
| Знать понятие ноктюрн.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Сопоставление образов поэзии, музыки и живописи
| 29.01-1.02
| 21-22
| Инструментальный концерт.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 2
| Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Программная музыка. А. Вивальди концерт «Весна», И. С. Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко
| Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, определять форму
| Устный контроль. Слушание музыки. Определение формы музыкального произведения
| 5-15.02
| 23
| Космический пейзаж.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Знакомство с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза и Э. Артемьева. Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов
| Знать понятие синтезатор.
Уметь определять тембры музыкальных инструментов, проводить интонационно-образный анализ
| Устный контроль. Слушание музыки. Сопоставление художественных образов. Хоровое пение
| 19-22.02
| 24-27
| Образы симфонической музыки.
Сообщение и усвоение новых знаний
| 4
| Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения
| Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять форму , приёмы развития музыки, тембры; применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов
| Устный контроль. Слушание музыки. Выявление средств выразительности и приёмов развития музыки. Хоровое пение
| 26.02-29.03
| 28
| Симфоническое развитие музыкальных образов.
Расширение
И углубление знаний
| 1
| Основной принцип музыкального развития – сходство и различие. Основной приём симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы. Чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии №40 В.А. Моцарта
| Знать понятия; симфония, сюита, интерпритация, трактовка.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
Определение тембров музыкальных инструментов
| 2-5.04
| 29
| Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».
Сообщение и усвоение новых знаний
| 1
| Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры
| Знать понятия увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития
| Устный контроль. Слушание музыки. Определение тембров музыкальных инструментов, приёмы музыкального развития
| 9-12.04
| 30-31
| Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта».
Сообщение и усвоение новых знаний
| 2
| Продолжение знакомства с жанром программная увертюра на примере увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии
| Знать понятия увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития
| Устный контроль. Слушание музыки. Определение приёмов музыкального развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение
| 16-26.04
| 32-34
| Мир музыкального театра. Сообщение и усвоение новых знаний
| 3
| Интерпритация литературного произведения (трагедия «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете Прокофьева, мюзикле Бернстайна «Вестсайдская история», рок-опере А. Журбина «Орфей и Эвридика». Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «лёгкой» и серьёзной музыки
| Знать понятия: опера, мюзикл. Ария, ансамбль, солисты. Уметь определять форму и средства выразительности музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкального произведений
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение приёмов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение
| 30.04-17.05
| 35
| Образы киномузыки.
Расширение и углубление знаний. Обобщение полученных знаний
| 1
| Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа
| Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка.
Уметь называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам; определять форму музыкального сочинения
| Устный контроль. Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Определение формы. Хоровое пение
| 21-24.05
| Список научно-методического обеспечения. - Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой,
Е.Д. Критской:
- Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2007
- Хрестоматия музыкального материала, М.. Просвещение , 2006
- Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 CD, mр3, М, Просвещение, 2009
- Учебник «Музыка. 6 класс», М.. Просвещение, 2008
Список научно-методической литературы
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы.
Искусство 8-9 классы. М., Просвещение 2011
2. Программы образовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы.
М., Просвещение 2010
3. Алексеева Л.Л. , Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий.
М.. Просвещение 2013
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., Владос, 2001
5. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., Современник, 1999
6. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. М., Просвещение, 1982
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе»,
М., Академия, 2000
8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях. М.. Академия, 2002
9. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Ленинград, Музыка,
1989
10 Великович Э.И. Великие музыкальные имена. Композитор , СПб, 1997
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М., Просвещение, 1989
12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1989
12. Кабалевский Д.Б. Три кита в музыке. М., Просвещение, 1989
13. Никитина Л.Д. История русской музыки. М., Академия, 1999
14. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М., педагогика, 1986
15.Музыкальное воспитание в школе. Сборники статей под редакцией Апраксиной О.А.
16. Музыка в школе. №№ 1-3 2007, №№7-8 - 2008
17. Искусство в школе. №№ 4, 7, 9 – 2005
18. Сигаева А.П., Сидорова С.Н. Музыка 1-8 классы. Развёрнутое тематическое
планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Волгоград, №Учитель»,
2009
19. Самин Д.К. Сто великих композиторов. М., Вече, 2000
20. Науменко Т.И., Алеев В.В. Поурочные планы. 7 класс. Волгоград, 2008
21. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль, Академия развития, 2006
22. Рапацкая Л.А, Г.П. Сергеева. Русская музыка в школе. М.. Владос, 2003
23. Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. М., Учебная литература,2000
24. Покровский Б. Путешествие в страну Опера. М., современник, 1997
25. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М., Просвещение. 1984
26. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.,
Айрис-пресс, 2007
27. Музыкальное образование в школе под редакцией Л.В.Школяр, М., Академия, 2001
28. Алиев Ю.Б. Поурочные планы . 6 класс. М., Владос, 2001
29. Сборники произведений классической музыки.
30. Песенные сборники
31. Портреты композиторов. Русские. Зарубежные. Информационно-коммуникативные и технические средства обучения:
- музыкальный центр
- магнитофон
- мультимедийный компьютер
- мультимедийный проектор
- навесной экран
- телевизор
- слайд-проектор
- стол для проектора
- аудио и видеозаписи по различным видам искусства |