Скачать 150.53 Kb.
|
XI Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»История 5 класс I тур Задание №1.
Английский археолог Гордон Чайлд изменения, произошедшие в период неолита, назвал «неолитической революцией». Как вы думаете, почему он применил такой термин? Неолитическая революция - исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к воспроизводящего типа хозяйства, это связано с возникновением скотоводства, животноводства, земледелия. Этот процесс способствовал возникновению городских поселений, ремесел и письменности. Ее суть состоит в переходе от хозяйства присваивающего (собирательства, охоты и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству). Культурное приспособление к жизни в послеледниковых естественных условиях сначала вылилось в активизацию собирательства. На территории Восточного Средиземноморья и Малой Азии впервые возникла и получила распространение практика разведения животных и культивирования растений. Из растений это полба, пшеница, ячмень, чечевица, то есть те растения, которые требовали изобретения определенных навыков приготовления, чтобы быть подержанными до еды. Первыми продуктивными домашними животными были овца и коза, крупный рогатый скот ручная позже. Понятно, что все эти новые явления имели значительные социальные и культурные последствия. Когда производство пищи получило широкое распространение и у людей появились постоянные ее запасы, общество получило возможность в широких масштабах перейти к устойчивой оседлости. У людей исчезла необходимость ежеминутно думать о том, чем утолить голод, постоянно следовать за стадами диких животных в их сезонных передвижениях или зависеть от сроков созревания плодов диких растений. С переходом к производству продуктов питания человек получил свободное время, поэтому неудивительно, что возникли новые виды ремесла: ткачество, обработка обсидиана (вулканического стекла) и начала металлургии. В эпоху неолита люди также научились обжигать глину, превращая ее в особое вещество (керамику) с целью придания изделиям из нее твердости, прочности, водонепроницаемости, огнестойкости. Освоение производства керамики стало одним из важнейших достижений человека в борьбе за существование. Варки пищи в глиняной посуде позволило существенно разнообразить рацион. Появление керамики стала одним из основных признаков неолитической эпохи. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой - обжигая же глину, она создавала новый, неизвестный в природе материал. Также керамика имела большое значение и в развитии эстетического чувства: украшая причудливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно усовершенствовала искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением. В результате всего этого населения Земли колоссально возросло, резко расширилась и сфера природопользования. Возникает социальная организация, базирующаяся в сельском хозяйстве, а именно - родоплеменной строй, в котором наряду с родовыми большую роль играют соседские и территориальные отношения. Утверждается патриархат: председателя патриархальных родов не только осуществляют власть над родственниками, но и участвуют в управлении племенем. Появляется институт племенного вождя, который выполняет функции военно-политического управления. В конце эпохи начинается обработка металлов (золота, серебра, меди), поэтому последний период неолита (IV-III тыс. до н.э.) называют медным веком - энеолитом. Прогресс хозяйства и усложнения социальной жизни повлияли на развитие духовной культуры неолитического общества. Задание №2. Ученые насчитывают в пантеоне у древних египтян около 2000 богов, у каждого нома были свои боги. О каких богах идет речь ниже?
Осирис - бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.
Тот - бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.
Амон, Амон-Ра,Ра - бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.
Анубис - бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.
Птах - бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее - животных, растения, людей, храмы и т. д.
Сет - бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.
Апис - бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.
Исида -в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса.
Гор - бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Онурисом или Анхуром назывался бог в Египте, который повелевал охотой. Назывался еще богом войны. Задание №3. Палка, вода, рыба, глаз, рот, охотник, обезьяна, голова, зуб, крест. Это буквы ( знаки) финикийского алфавита.
Задание №4. Джеймс Генри Брэстед ввел в историческую науку такое выражение, как «Плодородный полумесяц». Поясните, что подразумевал историк? В чем особенность данной территории? Какие цивилизации он охватывал? Какие современные страны находятся на данной территории? Плодоро́дный полуме́сяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Название является переводом английского термина «Fertile Crescent», введённого в научный оборот археологом Чикагского университета Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году. Местность была так названа из-за её богатой почвы и формы, напоминающей полумесяц. С юга регион ограничен Сирийской и северо-аравийскими пустынями Саудовской Аравии, с юго-запада — Синаем, с запада —Средиземным морем, с севера — хребтом Тавр и Армянским нагорьем, а с востока — горами Загрос, которые исторически как и дельту Нила относят к Плодородному полумесяцу. В современных границах соответствует региону с преобладающим курдским населением. Кроме Сирии включает Турецкий Курдистан, Иранские курдские провинции и курдский северный Ирак. Ближайшие орошаемые аллювиалы, также включают в историко-экономический регион (дельта Нила, болотистые излучины Тигра и Евфрата,Карун в Иране). Состоит из Междуречья и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и Израиль. Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании. Вместе сНилом составляет колыбель современной цивилизации. Плодородный полумесяц считается первым из центров, где зародились земледелие и скотоводство, появившиеся в каменном веке. Также он является местом древнейших известных городских культур мира (Мураивет, Нагар). В IV - I тыс. до н. э. здесь проживало более 10 % населения Земли. Задание №5. В «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» встречается фраза: «Смотри, нет должности, свободной от руководителя, кроме [должности] писца, — сам он руководитель!» Почему, на ваш взгляд, отец желает сыну именно такой профессии? Опишите, как происходило обучение писцов? Какую роль в жизни общества они играли? Как проходили их рабочие будни? Ценность умения писать и читать высоко чтилась в Древнем Египте, особенно представителями торговых профессий, которые считали, что без «ученых писцов» Египет никогда бы не достиг такого уровня могущества. Навыки писца оплачивались в Древнем Египте очень хорошо и открывали молодому человек дорогу на государственную службу и давали высокий социальный статус. Писцы были важными чиновниками на службе у фараона, у вельможи или при храме. У них было много обязанностей: проверять границы возделанных полей после разлива Нила, определять количество собранного зерна для подсчета налогов с землевладельцев, осуществлять контроль за скотом, вином и другими продуктами, которые поступали на склады фараона. Отчетность в Древнем Египте была на очень высоком уровне. Иногда писцам поручали написание контрактов, судебных документов и писем для частных лиц. Жрецы при храмах занимались переписыванием текстов, а также записывали слова для проведения обрядов. Рабочими инструментами писца были папирус, доска - палетка с кисточками, чернильница, сосуд с водой и ступка. В палетке имелось два отверстия для чернил: одно - для черных, одно - для красных. Для письма писец использовал кисточку - заостренный с одного конца стебель тростника. Ступка служила для измельчения красителей, а вода применялась для смачивания кисточки. Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку - инструмент для письма. Профессиональные писцы имели каллиграфический почерк и обладали обширными знаниями в самых различных областях. В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги... и не будешь ты носить корзину... Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными». В Древнем Египте писцов ставили практически в один ряд с фараонами. Умение писать считалось божьим даром, а покровительствовал писцам великий Бог Тор. Широко известен текст, написанный во времена правления XIX династии: «Мудрые писцы. Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы. Но они оставили свое наследство в писаниях, в поучениях, сделанных ими...» Процесс начального образования в Древнем Египте был построен следующим образом: преподаватели, как правило, принимали учеников у себя дома или, если готовили будущих писцов в школе при храмах. Мальчикам преподавали счет, основы чистописания, грамматику, рисование. Методика подготовки сводилась к заучиванию поучительных текстов и переписыванию специально подобранных материалов. Стоит отметить, что власть учителя над учеником в Древнем Египте была абсолютной. Достаточно часто в древних письменах упоминаются факты телесного наказания воспитанников. Ходила даже такая присказка: «Уши мальчика – на его спине, если ты будешь бить его, он будет тебя слушаться». Во время занятий обязательно устраивался обеденный перерыв, во время которого ученики получали несколько кусков хлеба и кружку пива. Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник". Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью". По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах. Отзыв: Мне очень понравилась олимпиада, на мой взгляд она очень интересная и познавательная. Cамым сложным для меня оказалось задание 3 потому что я не сразу поняла, что это финикийский алфавит. Очень долго мы с подругой спорили что это может быть, и решили попросить помощи у своего учителя, который нам сказал что мы недавно изучали эту тему и писали шифрограмму по принципу этой письменности. И вот тут мы догадались, что это финикийский алфавит. Самым лёгким мне показалось задание 2 и 5 потому что на уроках истории мы очень подробно рассматривали эти темы. Я узнала много интересного и нового. С нетерпением жду заданий второго тура . Ветчинкина Екатерина 5 «а» класс. |