Скачать 0.72 Mb.
|
МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» имени М.Н. Логинова Анализ воспитательной деятельности ОУ за 2012/2013 учебный год Кузнецово 2013 1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса ОУ в истекшем учебном году. Ведущая идея сложившейся воспитательной системы школы – развитие личности школьника, его интересов и способностей, подготовки к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям. Проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства. Семья и школа представляют собой два важных института социализации детей. Их сотрудничество будет эффективным только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека. В соответствии с Концепцией воспитательной работы школы педагогический коллектив осуществлял процесс воспитания как целенаправленное, личностно-ориентированное взаимодействие семьи и школы. Главной целью воспитательной работы в контексте компетентностного подхода МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» имени М.Н. Логинова ставилась следующая: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной реализовать себя в обществе. Руководствуясь этой целью, педагогический коллектив ОУ старался создать для обучающихся условия, способствующие максимальному раскрытию их личностного потенциала, развитию их интеллектуальных творческих качеств. Также была продолжена работа по повышению мотивации школьников к самореализации и личностным достижениям. В основе реализации поставленной цели в течение многих лет в школе стоит механизм системы традиций, которые совершенствуются на протяжении всего существования образовательного учреждения. Основными направлениями воспитательной деятельности школы оставались:
Творческая и воспитательная деятельность ученического и педагогического коллективов в 2012/2013 учебном году была посвящена Году окружающей среды Для реализации поставленной цели были сформулированы стратегические, практические и основные задачи воспитательной деятельности, которые, на наш взгляд, являлись наиболее актуальными и выполнимыми: Работа по реализации стратегических задач была связана с обновлением образовательной среды в свете требований ФГОС и обновлением воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа». Практические задачи по воспитанию у обучающихся культуры здоровья, жизненного самоопределения, духовно-нравственных основ, толерантности, патриотизма, развитию интеллектуальных способностей осуществлялись через разнообразие форм и методов образовательной и внеурочной деятельности педагогического коллектива. Основными воспитательными задачами были нижеследующие:
Задача по укреплению и совершенствованию школьных традиций осуществлялась через систему традиционных мероприятий, включающих в себя: Сентябрь День знаний Урок гражданственности Конкурс осенней композиции «Фантазии сентября» «Посвящение в первоклассники» Акция «Неделя пятёрок» Октябрь День дублёра «Посвящение в старшеклассники» Ноябрь День памяти Героя Советского Союза М.Н. Логинова Семейная спортивная игра «Next» Акция «На добрую память родной школе» Декабрь Конкурс семейных стенгазет Январь Фестиваль «Рождественская звезда» Февраль Месячник военно-патриотического воспитания
Март Месячник детского творчества
Апрель Месячник экологического воспитания
Май Вахта памяти
Положительный результат: 1. Воспитательная работа в рамках школьных традиций создаёт условия для системной деятельности классных руководителей и совершенствует подходы к проведению традиционного мероприятия. 2. Использование актового и спортивного залов КЦК даёт расширенную возможность для проведения урочных и внеурочных мероприятий. Проблемное поле: 1. Отсутствие актового зала. 2. Ограниченность во времени при проведении массовых мероприятий в связи с удалённостью проживания большого числа обучающихся и расписанием движения школьного автобуса Возможные пути решения проблем: 1. Привлечение спонсорских средств для организации КТД и массовых мероприятий. 2.Изменение графика движения школьного автобуса Задача по воспитанию патриотизма и гражданственности обучающихся реализовывалась на основе школьных целевых Программ «Помним всех поимённо» и «Школа – наш дом». Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения, планетарного мышления, патриотизма, гражданской ответственности в соответствии с героическими традициями старших поколений – взаимосвязаны между собой. Решение этой задачи осуществлялось через реализацию плана творческой деятельности обучающихся 1-11 классов, плана работы педагогического коллектива по патриотическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию, через деятельность библиотеки и исследовательскую проектную деятельность педагогов и школьников. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе было и остаётся – сохранение в памяти подрастающего поколения великого подвига народа в Великой Отечественной войне. Этому способствовала дальнейшая реализация школьного долгосрочного исследовательского проекта «Этих дней не смолкнет слава» (рук. учитель истории Степанова Н.Ф.). В рамках проекта была продолжена исследовательская работа по темам «От школьной доски в бой» (об учителях и выпускниках школы военных лет); «Моя школа в годы войны», «История Кузнецовской средней школы». Также в рамках проекта были проведены уроки Мужества, встречи с ветеранами войны и тыла; смотр строя и песни; конкурс патриотической песни «Славься, славься, ты, Русь моя!»; акция «Письмо воину». Заключительным этапом работы над проектом стала традиционная Вахта Памяти, которая включила в себя:
Итогом исследовательской работы стало обновление стендов в Зале боевой славы. Любовь к своей земле, ко всему живому на ней является очень важным ориентиром в воспитании патриотических качеств детей. Важнейшей задачей экологического воспитания и образования является как теоретическое освоение знаний о природе, её ценностях, проблемах и путях их решения, так и развитие планетарного мышления обучающихся. Экологическое воспитание в нашей школе осуществлялось под эгидой Года окружающей среды на основе модифицированной программы образования детей «Мы – одна семья на планете Земля», которая предполагает развитие у обучающихся таких качеств как доброта, милосердие, бережное отношение к природе, любовь к окружающему миру, ответственность за сохранение планеты для наших потомков. Работа в этом направлении содержала:
Краеведческую работу в школе возглавлял отряд ДО «Бригантина» «Поиск» под руководством учителя марийского языка Окуневой З.И. и учителя ИКН Степановой Н.Ф. Был обобщён материал по теме «Н. Арбан – человек-легенда» Работа школьной библиотеки проводилась в соответствии с утверждённым планом библиографических уроков и внеурочных мероприятий (конкурсы рисунка; викторины по страницам прочитанных книг; тематические выставки к памятным и историческим датам; День детской книги). Результаты анкетирования школьников по патриотическому воспитанию, а также анкета «Школа глазами обучающихся» показали, что наши воспитанники любят и ценят свою школу, гордятся её прошлым и настоящим, уважают её традиции, интересуются историческим, культурным и природным наследием своей страны и народа. Положительный результат: обобщение исторического материала для празднования 150-летнего юбилея школы. Проблемное поле: создание школьного музея. Возможные пути решения проблем: 1. Активизация поисковой и исследовательской работы с привлечением учителей-предметников и родителей. 2. Поиск спонсорских средств для создания материальной базы школьного музея. Задача по воспитанию у обучающихся духовно-нравственных основ, толерантности и чувства собственного достоинства решалась через реализацию Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени НОО (ФГОС), школьных целевых программ воспитания «Закон и порядок», «Школа – наш дом», через работу кружка православной культуры «Лучики», преподавание курса «Основы православной культуры и светской этики», работу Комиссии по профилактике правонарушений, реализацию плана работы школы по профилактике правонарушений и правовому воспитанию обучающихся. Мы старались осуществлять воспитание социально активной личности, способной к конструктивному общению и самоутверждению. Определяющий фактор процесса формирования личности – социализация, вхождение в жизнь общества. Именно поэтому обучающимся прививались образцы нормативного поведения, т.е. шёл процесс приобщения школьников к общечеловеческим ценностям. Важным фактором воспитательной деятельности была профилактическая работа по предупреждению табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, занятий проституцией. Проведено: 4 тематических заседания Комиссии по профилактике правонарушений с привлечением родительской общественности:
4 плановых рабочих заседания Комиссии и 9 плановых дней профилактики с привлечением инспекторов ПДН Н.Г. Макаровой и Э.Ю. Чиркова, а также 1 координационный совет в Администрации МО «Кузнецовское сельское поселение» Нами осуществлялась связь с неблагополучными семьями, находящимися в социально опасном положении при поддержке КДН района и сельской администрации. Успешно прошли в школе акции «Мы против курения и алкоголя!», «Красная ленточка», «Бей в набат!», включившие в себя конкурсы презентаций по темам: «Курение – медленная смерть», «СПИД не спит!», распространение листовок, выступление агитбригады. В соответствии с Приказом МВД по Республике Марий Эл № 463/890 от 29.12.2009 г. и типовым «Положением о порядке взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел с ОУ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних - обучающихся ОУ, находящихся в социально опасном положении», на внутришкольном учёте и учёте ИДН ОВД в начале года состояло 2 обучающихся. В начале учебного года они были сняты с учёта решением районной Комиссии. К сожалению, 2 обучающихся были поставлены на учёт вновь. Зарегистрировано 2 случая жестокого обращения с детьми родителей (лиц их заменяющих) В употреблении алкоголя и наркотиков обучающиеся ОУ не замечены. Из ОУ не отчислен ни один обучающийся. Динамика «группы риска»
Внеклассная работа по предупреждению безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ – СПИДа, а также по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения являлись логическим продолжением уроков, на которых учителя – предметники уделяли внимание этим вопросам. В течение учебного года проводился мониторинг результативности организации работы в этом направлении. На основании ежегодного анализа анкет обучающихся 9-11 классов «Что ты знаешь о наркотиках?», «Алкоголь, сигареты, наркотики – путь в никуда» установлено, что школьники на 98 % информированы по этим вопросам и адекватно реагируют на них. По итогам районного конкурса на лучшую организацию работы по профилактике наркомании и формированию ЗОЖ по направлению «Противодействие употреблению алкоголя, наркотических средств и табакокурению» школа заняла 1 место. |