Скачать 66.47 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Солигаличского муниципального района Костромской области Доклад «Формы работы с начинающими» подготовила преподаватель по классу баяна МОУ ДОД ДШИ Солигаличского муниципального района Костромской области Васильева Наталья Андреевна 2010год. Занятия музыкой с раннего детства давно уже стали обычным явлением и у нас в стране и за рубежом. Преимущества раннего приобщения ребёнка к музыке очевидны: психика его ещё не отягощена стереотипами, непосредственность восприятия, в значительной степени на уровне интуиции, позволяет решать самые сложные задачи, органично осваивать язык музыки. И сейчас я поделюсь опытом своей работы с начинающими баянистами. Обучение в форме игры. В начальный период обучения наиболее привлекательными выглядят методы работы, в которых используются элементы детской игры. Посмотрите, как ребёнок самовыражается в игре! Это может стать прекрасной моделью и стимулом для нахождения таких форм работы, которые позволят ребёнку столь же интенсивно самовыражаться в музыке. Игра должна быть интересной для ученика и одновременно эффективной для его обучения. Успешность применения игровых форм работы определяется изобретательностью педагога, его умением ориентироваться в каждой конкретной ситуации. Любая работа на уроке при соответствующей подаче педагога может стать увлекательной игрой для начинающего. Под музыку можно двигаться, её можно петь, её можно рисовать, рассказывать словами о её характере и содержании. Если в классе благоприятная обстановка для самовыражения ученика, его фантазия и воображение смогут подсказать педагогу как саму игру, так и скорректировать уже предложенную. Известная истина гласит: педагог, обучая своих учеников, сам постоянно учится у них. В своей работе я использую много наглядного дидактического материала («Нотки - космонавты», «Музыкальные пазлы», «Нотки – раскраски», различные варианты пальчиковой гимнастики со стихами и т. д.). Для уроков я изготовила нотный альбом с иллюстрациями, по которому дети с удовольствием играют знакомые мелодии. Применяю много творческих заданий, например каждой осенью с первоклассниками мы делаем аппликации из кленовых листьев на тему «Крещендо в листьях клёна», и стены нашего класса начинают пестреть всеми красками осени. Каждый педагог, работающий с детьми, знает, как непросто сконцентрировать внимание ребёнка на необходимом действии. Если то же самое действие удаётся реализовать в форме игры, проблема внимания решается зачастую сама собой. Игра, благодаря своей эмоциональной привлекательности для ученика, способствует проявлению непроизвольного внимания в работе как высшей формы сосредоточенности. Ансамблевое музицирование, обучение нескольких детей одновременно. Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» ученика в музыку и его самореализация в ней чрезвычайно эффективны при сочетании двух форм работы - индивидуальной и коллективной. Поэтому хорошо, когда педагог начинает обучать сразу двух- трёх детей. Если учеников несколько, то любой способ работы может принять форму игры. Например, использование метода соревнования между учениками одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает его рабочий тонус. Очень важно найти в каждом конкретном случае оптимальную пропорцию коллективной и индивидуальной работы с учениками. Значительная часть времени на уроке будет посвящена индивидуальной работе с каждым из них, в основном- игре сольного репертуара. Однако в случае совместной работы с несколькими учениками педагог также решает многие задачи индивидуального характера. Я практикую совместное выполнение различных упражнений на расслабление определённых групп мышц («боксик», «маляр»), упражнений на внимание («платочек танцует»). Особенно нравится детям совместное исполнение на шумовых ударных инструментах: маракасах, трещётках, бубне, коробочке, треугольнике и т.д. Помогают в изготовлении инструментов сами дети (например, Васильев Иван на уроке труда в общеобразовательной школе изготовил «коробочку»). Играя в таком ансамбле, дети, ещё не имея устойчивых навыков игры на баяне, самовыражаются в игре на ударных инструментах (основную партию произведения исполняю я сама на баяне). Участие родителей в начальный период обучения. Важную роль для ребенка в начальный период обучения играет отношение членов семьи к его занятиям музыкой. Если родители любят музыку, проявляют постоянную заинтересованность к тому, что делает их ребенок, помогают ему в ежедневной работе, то такая домашняя атмосфера будет не только благоприятствовать его занятиям музыкой, но и сделает ее неотъемлемой частью жизни ребенка. На первых порах нередко бывает, что оценка родителей работы своего ребенка значимее для него, чем оценка педагога. Кто-либо из родителей (или родственников) должен присутствовать на уроке, понимать и запоминать, лучше записывать задание, а дома помогать ребенку правильно его выполнить. Разумеется, роль репетитора родители выполняют только на первом этапе обучения, однако втягиваясь практически в этот процесс, они уже не мыслят своего ребенка вне музыки, заинтересованность их приобретает совершенно иной качественный уровень. Важно, чтобы родители как можно раньше поняли, убедились в том, сегодня уже общепризнанном факте, что музыкальное воспитание – это не только обучение музыке, всему, что связано с ней. Но и комплексное развитие самых разнообразных психических, интеллектуальных, духовных и физических качеств человека. Понимание этого создает необходимые предпосылки для установления тесного контакта в тандеме: ученик-родитель-педагог. Такой контакт необходим как в творческих, так и в практических вопросах. Это и помощь в организации домашних занятий, в самих занятиях, а также приобретение инструмента, необходимых, сопутствующих обучению пособий и т.д. совершенно очевидно, что некоторые вопросы, связанные с обучением музыке, могут положительно решаться только с участием и помощью родителей ученика. Внеклассные формы работы. Единые ценности, интересы позволяют объединить педагога и его учеников в коллектив единомышленников. Совместное общение возможно и вне класса. Формы могут быть самыми разнообразными: прослушивание музыкальных записей, посещение концертов, музеев, выезд на природу, поочередное проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением каждого выступления самими же ребятами, отчетные концерты класса. Эти и другие мероприятия создают благоприятную творческую обстановку, среду, которая способствует ориентации учеников на подлинные художественные ценности, стимулирует их занятия музыкой. Особенно актуально такое единение в современных условиях, так как оно является необходимым противовесом засилию «массовой культуры» Общие принципы построения урока с начинающими.
|