Скачать 301.32 Kb.
|
Образовательная программа дополнительного образования детей Коллектив спортивного танца «Романтик» Срок реализации программы – 5 лет Возраст обучающихся – 6-16 лет Пояснительная записка Направленность программы – физкультурно-спортивная. Тип программы – примерная, разработчик программы педагог дополнительного образования Романова А.В. Реализуется в Центре патриотического воспитания с 2010 года, последняя редакция программы произведена в 2011 году. Преамбула программы. Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Данная образовательная программа по хореографии отличается от других программ тем, что (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 5 лет и предполагает проведение занятий с детьми школьного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. Актуальность, педагогическая целесообразность программы Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Здоровье нации формируется и поддерживается с помощью широкого распространения физической культуры и спорта. Спортивные танцы, как одно из направлений дополнительного образования, в последнее время стало очень популярным и активно развивающимся видом, объединяющим искусство, физическую культуру и спорт. Хореографическая студия «Романтик» является одной из структур дополнительного образования, решает задачи массового культурно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и спортивного развития детей, а также задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Хореографическая студия является членом Московской федерации спортивного танца (МФСТ), а также Федерации танцевального спорта Московской области (ФТС МО), которая, в свою очередь, входит в Российскую ассоциацию спортивного танца (РАСТ). РАСТ является членом Международной федерации по спортивным танцам – IDSF (International Dance Sport Federation). Занятия в студии «Романтик» дают возможность развития нравственно-эстетических ценностей подростка, формирования творческой, инициативной современной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками профессионального мастерства в спортивных танцах, способностей к самореализации и саморазвитию с учетом индивидуальных наклонностей и способностей. В рамках дополнительного образования занятия спортивными танцами играют важную роль в системе социального воспитания подрастающего поколения и выполняют задачу, которую ставит общество и государство по развитию и воспитанию гармонично развитой личности. Учебные группы Учебные группы формируются в зависимости от возраста и уровня танцевального мастерства. В соответствии с классификацией, существующей в спортивных танцах, группы делятся на следующие объединения танцевальных пар по классам:
Цель и задачи программы Цель: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии, а так же пропаганда и популяризация танцевального спорта путем вовлечения широких слоев населения и, прежде всего, детей и молодежи с улицы в массовое спортивно-танцевальное обучение. Задачи: обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Основные принципы, заложенные в программу. В основе обучения лежат принципы последовательности, систематичности, преемственности, учета возрастных особенностей воспитанников. Физические нагрузки усиливаются постепенно, постепенно наращивается темп исполнения движений. Во время всего занятия педагог выполняет движения совместно с воспитанниками - это необходимо для правильного распределения физической нагрузки и постоянной демонстрации необходимых движений. Педагог создает на занятии положительную эмоциональную атмосферу. Так лучше усваивается теоретический и практический материал, устанавливаются доверительные отношения между педагогом и воспитанниками. Сроки реализации программы. Возраст обучающихся. Образовательная программа создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования детей, с учетом норм и требований СанПиН 2.4.4.1251-3. Обучение происходит в течение 5 лет. Для детей младшего школьного возраста 3 раза в неделю по часу, что составляет 108 часов в год; Для детей среднего и старшего возраста – 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год. Возраст обучающихся от 6 до 16 лет. Режим занятий. Занятия проводятся 2, 3 раза в неделю. Для детей 6-10 лет продолжительность занятий составляет 30 минут + 15 минут перерыв, для детей 10-17 лет - 45 минут + 15 минут перерыв. Согласно данной образовательной программе могут быть добавлены дополнительные предметы и дополнительные занятия. Основная форма занятий – групповая. Состав группы - разновозрастный. Механизм реализации программы Организация образовательного процесса. Для реализации программы педагогом используются следующие формы занятий: практическое занятие, интегрированное, лекция, семинар, итоговое занятие, выступление.
Обучающиеся занимаются в специальной репетиционной форме – костюм, обувь, прическа. Каждое практическое занятие состоит из следующих частей:
При изучении новых элементов и их отработки используются такие методы, как: «посмотри и повтори», «осмысли и выполни». Сначала происходит репродуктивное действие с подсказкой, затем репродуктивное действие по памяти. Результатом таких занятий становится составление танцевальных композиций и самостоятельное исполнение танца воспитанниками. В период подготовки концертного номера, во время групповых занятий, происходит индивидуальная отработка номера, в этот момент другие воспитанники наблюдают и затем участвуют в обсуждении танца. Практические занятия усложняются и совершенствуются по мере овладения техникой выполнения того или иного движения, танцевальных комбинаций, акробатических трюков на протяжении всего обучения. Форма занятий - лекция, на таких занятиях используется различный демонстрационный материал: плакаты, аудиозаписи с подобранными музыкальными примерами. Знакомство воспитанников с историей танца, костюма, грима, с биографией выдающихся танцоров и балетмейстеров проходит в формах: лекция и семинар. Здесь используется: видиопросмотр, прослушивание дисков, заслушиваются доклады и сообщения воспитанников. Актерское мастерство изучается через понимание и осознание важности мимики и жестов танцора, а также смысла происходящего в танце (идея, сюжет). Упражнения по актерскому мастерству включаются в состав комплексных занятий. При их проведении используются игры на развитие навыков актерского мастерства, создаются маленькие сценические этюды. Организация воспитательной работы. Процессу воспитания в коллективе уделяется большое внимание. Формами воспитательной работы являются: беседы на нравственно-этические темы, когда в детях воспитывается уважительное отношение к партнерам, собеседникам. Чувство коллективизма, ответственности и партнерства воспитываются не только на выступлениях, но и в процессе подготовки проведения различных праздников («Посвящение в танцоры», «Весенний бал»), досуговых мероприятий. Отдельное внимание уделяется формированию дружеских отношений и взаимовыручке в детском коллективе. В объединении существует традиция наставничества, когда старшие воспитанники работают с новичками и отстающими. Прогнозируемые результаты и способы их проверки Организация образовательной деятельности в хореографической студии «Романтик» делится на 5 этапов обучения:
|