Фоменко Е.А. Урок технологии 6 класс
Урок по технологии:
«Возвращение к истокам забытого ремесла. Фелтинг»
6 класс
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано».
Цели урока:
научить технологии выполнения игрушек в технике фелтинг (мокрое валяние шерсти).
формирование умения выполнения игрушек в технике фелтинг (мокрое валяние)
обеспечить развитие творческих способностей детей
воспитывать интерес к художественному творчеству и эстетической деятельности.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность освоить технику мокрого валяния
Запомнить: технологию изготовления игрушки способом мокрого валяния
Высказать: предположения о практическом применении изделия.
Работать в группе: осваивать алгоритм выполнения работы, работать с терминами.
Результаты обучения:
Предметные: 1) оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
2) планирование технологического процесса и процесса труда
3) развитие моторики и координации движения
4) рациональная эстетическая организация работы
Метапредметные: соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологичной культурой производства
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Формирование УУД
Познавательные: давать определения понятиям.
Регулятивные: целеполагание; самостоятельно анализировать достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: работать в группах- установить рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: уважение к истории и культурным ценностям, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности. Задачи урока: обучающая:
вспомнить с учащимися историю возникновения ремесла;
систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу «Валяние из шерсти»
стимулировать познавательный и практический интерес к предмету;
расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества;
учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
воспитательная:
привлечь любовь к художественному творчеству;
воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
воспитать культуру общения, умения работать в группе и индивидуально;
воспитание эстетического вкуса.
развивающая:
развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, биологией, географией;
способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу;
развития инициативы и творчества умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
технические средства обучения ноутбук, проектор, интерактивная доска ActivBoard, программа Microsoft Office Word 2010, задание - «пазлы», инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), пульверизатор, материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон, бусы, нитки). Дидактическое обеспечение:
презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния. Методы обучения:
рассказ учителя,
самостоятельная работа учениц под контролем учителя;
Тип занятия: комбинированный План урока: Время
| Этапы урока и их содержание
| МОУПД
| Наглядные средства
| 1 мин
| Орг. момент
| Словесные, слово учителя
|
| 3 мин
| Подготовительный этап. Объяснение нового материала.
| Словесные, слово учителя,
Беседа
| проектор, интерактивная доска, презентация « Возвращение к истокам забытого ремесла».
| 4 мин
| Решение кроссворда.
Проверка полученных знаний.
| Коллективная работа обучающихся. Учащиеся выходят к интерактивной доске, закрепление пройденной темы
| проектор, интерактивная доска
| 1 мин
| Инструктаж техники безопасности при работе с фильцевальной иглой
| Словесные, слово учителя, беседа
| проектор, интерактивная доска, инструктаж по т. б. на рабочем столе.
| 8 мин
| а) Практическая работа
б) Дополнительная информация об истории подарка в России.
в) Межпредметные связи.
| Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.
Сообщение ученицы о истории подарка и учителя об идее подарков на новый год.
| Демонстрационный материал, технологическая карта.
| 3 мин
| Практическая работа у доски «Составить пословицы и поговорки»
| Индивидуальная работа обучающихся.
| Проектор, интерактивная доска
| 5 мин
| а) Практическая работа.
б) Музыкальный фон.
| Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.
| Демонстрационный материал, технологическая карта.
| 2 мин
| Выполнение практического задания.
Составление «пазлов»
| Беседа, учащиеся выходят к интерактивной доске, составляя пословицы.
| Практическое задание
раздаточный материал –
конверты с «пазлами»
| 3 мин
| Рефлексия.
Домашнее задание
Проектор, интерактивная доска
| Словесные, слово учителя, анализ выполненной работы
| Подведение итогов занятия
| Ход занятия Организационный момент.(Вступление, мотивация.)
Здравствуйте!
Как важно, собираясь в школу, ничего не забыть. Что положили вы в портфель сегодня утром?
- Я тоже пришла сегодня не с пустыми руками? (достаю елочную игрушку и упакованный подарок)
- Почему я взяла эти предметы? (предположение детей)
Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке? И тогда вы догадаетесь, какой еще предмет я достану.
(Натуральные волокна животного и растительного происхождения)
- волокна животного происхождения получают…? (овцы, козы)
-каковы основные свойства шерсти? Цвет? Длина? Гигроскопичность? Запах при горении? А как шерстяная ткань взаимодействует с горячей водой или утюгом? Что с ней может произойти?
(ответы учащихся, актуализация знаний, развернутые ответы)
Поскольку в прошлом году мы познакомились с техникой сухого валяния шерсти, то сегодня познакомимся……
(уч-ся говорят о технике мокрого валяния)
Какие цели мы поставим перед началом работы с вами:
Освоить технику мокрого валяния.
Создать изделие, используя эту технику.
Рассказ учителя
А что вы знаете о валянии?
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2) Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти. Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3) В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №6). Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл
валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8). Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Сегодня мы с вами вспомним технику сухого и познакомимся с техникой мокрого валяния. Чем интересны эти две технике – это тем, что можно начинать обучение с любой из них, т.к. они могут работать как вместе, так и индивидуально. Их используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать брелок "Капитошка" (слайд №14) Для изготовления брелка «Капитошка» нам необходимы следующие материалы и инструменты:
пряжа любого цвета;
игла для валяния;
поролоновая губка;
пульверизатор;
бусы для оформления рук, ног и лица.
|
| Демонстрация технологии изготовления игольницы
в технике сухого валяния:
Учитель показывает приемы работы иглой для валяния.
Проводит инструктаж по технике безопасности работы с иглой.
( Инструктаж по Т.Б. имеется на парте индивидуально) (Приложение №1)
Для ускорения процесса объяснения необходимо заранее подготовить отдельные уже готовые детали брелока на разных этапах работы, таким образом, учащиеся наглядно видят, какого качества в работе они должны достичь.
Для того чтобы алгоритм изготовления игрушки запомнился лучше, можно использовать не только презентацию, но и технологическую карту с изготовление или схему. (Приложение №2)
Использование такой презентации удобно и тем, что любая ученица (при наличии отдельного персонального компьютера) может самостоятельно вернуться на любой этап изготовления брелока, что позволит каждой из школьниц работать в удобном для нее темпе.
Отрываем 5 кусочков шести-1 большой на туловище и 4 маленьких на ноги и руки (делаем это для того, чтобы шарики были одинаковыми)
Сваливаем при помощи иглы мягкие шарики.
Готовую заготовку сбрызгиваем немного теплой мыльной водой.
Легкими движениями ладоней сваливаем шарик до тех пор, пока он не станет плотным и твердым. (при броске на стол будет издавать небольшой стук)
После изготовления бусин, собираем их по схеме.
Можно у «Капитошки» оформить глаза, нос и рот пришить с помощью иглы и ниток (слайд №12-13)
-Скажите, где изготавливают елочные игрушки? (на фабрике)
На время урока мы создадим свое небольшое предприятие. И на любом предприятии принято делить людей на бригады, не будем отступать от этого правила и мы.
В бригады объединяются очень разные люди, они отличаются по своим взглядам и убеждениям, но несмотря на это они работают в бригаде слажено, дружно, доброжелательно относятся друг к другу.
Деление на бригады у нас уже произошло в начале урока, осталось выбрать бригадиров.
Бригада №1 …
Бригада №2 …
Чтобы вы позитивно настроились на совместную работу и закрепили основные понятия, используемые на уроке, предлагаю вам разгадать кроссворд. Но сложность состоит в том, что у одной бригады, вопросы только те, что по вертикали, а у другой бригады по горизонтали. (через минуту они должны на интерактивной доске проверить правильность своих ответов.
И оценивать свою работу будете вы самостоятельно. Для этого перед вами лежит оценочный лист по всем этапам урока. (Приложение №3) Решение кроссворда. Проверка полученных знаний. (4 мин) (Приложение №4) |