Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 390.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации16.03.2014
Размер390.48 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам.директора по УВР на заседании МО

_______________ ___________________ Протокол № ___ от

«___»__________ «___»______________ «___»____________
Программа

по вокально-хоровому пению

разработана

для учащихся 1-х классов

в рамках внедрения ФГОС второго поколения

срок реализации 1 год


Автор программы:

Шаршатова

Елена Владимировна

Учитель музыки

МОУ СОШ № 18


Комсомольск-на-Амуре

2010

Пояснительная записка


   Программа по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения  под общей редакцией В.И.Лейбсона. Составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования.
     Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

      Новизна программы заключается в том, что:

  • формирование первоначальных  вокально-хоровых навыков и умений у детей  включают в себя изучение элементы музыкальной грамоты и хороведческой терминологии; дети свободно исполняют выбранные произведения;

  • в условиях кружка дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей;

  • расширяются познания в области музыкального искусства, создаются благоприятные условия для творческой деятельности;

  • произведения  исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы;

  • популяризация  хорового  искусства в школьной среде и за ее пределами  дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности;

  • развивать успешность детей через воспитание уверенности и участие  в

  • концертной  деятельности учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии.
      Актуальность реализации программы заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям:

  • проявить свои творческие способности;

  • быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;

  • принимать участие в школьных мероприятиях;

  • накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;

  • снимать физические и психические перегрузки.


Вокально-хоровая работа с детьми ставит перед собой определенные цели и задачи.  Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование вокально-хоровых навыков и умений;

  • певческая установка;

  • дыхание; звукообразование;

  • звуковедение; фразировка;

  • строй; ансамбль;

  • качество звука (тембр);

  • ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией

Развивающие:

  • развитие индивидуальных и творческих способностей детей;

  • эстетического и художественного вкуса;

  • развитие музыкального слуха;

  • артистизма;

  • музыкальности

Воспитательные:

  • воспитание общей и музыкальной культуры детей;

  • привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;

  • организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;

  • преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами

А также возможность:
   - обеспечить доступность занятий вокально-хоровой деятельностью широкому кругу детей;
   - побудить обучающихся к творческой активности.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к вокалу;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.


Особенностью программы является:

  • добровольность и свобода выбора;

  • сотрудничество, взаимопонимание,  педагогическая поддержка.

 Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.

   При работе над образом у детей развивается актерское мастерство, воображение, способность к взаимодействию другими членами коллектива. Занятия в клубе позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе, доброжелательность в общении.
   Существенное отличие программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей обучающихся. 
   В качестве необходимых условий для достижения поставленных задач нужно выделить следующее:
     1. На основе хорового пения давать теоретические сведения по музыкальной грамоте, дирижерскому жесту, строению голосового аппарата и т. д.
     2. Вокальная работа – постановка и развитие голоса, выработка звучности, дикции.

Без вокальной работы невозможно добиться чистоты интонирования и верного строя; не может идти речи об ансамбле, поскольку некультурные и пестрые голоса не могут уравновешиваться силой, ни тем более тембром.         
     3. Работа над ансамблем.
     4. Работа по исполнительским навыкам – фразировка, оттенки исполнения,  стиль, дирижирование и т. д.
     6. Вопросы репертуара и форм работы. Работа должна быть плановая, углубленная и методически оформленная.
   Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Необходимо знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно-обоснованных требованиях к учащимся. Необходимо внимательно относиться к неокрепшим голосам юношей и девушек, особенно в период мутации. Для занятий по вокалу (сольное пение) принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься.
   Занятия проводятся индивидуально, но целесообразно заниматься отдельно с разными группами учащихся. Это дает возможность увеличить время занятия с каждым учеником, так как, занимаясь отдельно с каким-либо учащимся, я имею возможность общаться с целой группой.
     Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Необходимо следить за успеваемостью в школе, поддерживать тесную связь с учителями, разъяснять родителям, что обучение школьников пению – одна из форм  эстетического воспитания.
   Большое значение в работе с детьми отводится беседам, направленным на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторах, некоторые исторические справки, анализ литературного текста, сведения о поэте, об истории создания произведения, прослушивание звукозаписи в исполнении профессиональных певцов, эстрадных звезд с последующими комментариями.

   Организация и содержание учебного процесса

Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:

  • слушание музыки, беседы;

  • элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология);

  • вокально-хоровые упражнения (распевания);

  • элементы актерского мастерства (этюды на воображение);

  • работа с микрофонами, фонограммами;

  • формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);

  • концертная деятельность;

  • культурно-массовая работа.

Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая  программа, смотр, отчет, культпоход. Основной формой работы с уч-ся является индивидуальное и групповое занятие.

   Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.
   Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.
   Данная программа предусматривает гибкость в изучении того или иного материала.
   Репертуар составляется на год и также может корректироваться в зависимости от степени усвояемости.
   Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам:
   1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе.
   2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста.
   3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей.  Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть
понятным юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики.
   4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками.
     Данная программа рассчитана на детей 1-х классов, срок ее реализации 1 год.

Цель обучения:

  • заложить основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);

  • музыкально-эстетическое развитие ребенка: уметь слушать и слышать музыку, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, образного мышления (в эмоциональной сфере);

  • формирование личностных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, собранность, ответственность);  

На первом году обучения дети поют в унисон,  легким фальцетным звуком, без надрыва и крика, дыхание берется спокойно, гласные звуки поются протяжно, а согласные переносятся к следующему слогу. Кантилена основа пения. Только при таком режиме можно добиться чистоты интонирования, гибкости голоса, развития диапазона, и не повредить еще не окрепшие связки детей. Также необходимо проводить работу над дикцией и артикуляцией, следить за окончаниями слов, фразировкой.
  На первом году обучения ждать от детей каких-либо результатов не приходится, тем не менее, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях и делают выбор.

Дети с менее выраженными способностями иногда добиваются больших результатов, чем одаренные дети, за счет трудолюбия. А дети с нарушением координации голоса и слуха, если им правильно все объяснить, вскоре догоняют своих сверстников и интонируют чисто.

Еще одной отличительной чертой обучения является форма проведения занятий — игра. Концертная же деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий. Репертуар в этом возрасте должен быть ярким и доступным, чтоб заинтересовать детей и обеспечить высокую сохранность контингента. 

Тематическое построение программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – одна из основных задач педагога дополнительного образования.

Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

Программа будет успешно реализована:

• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск