Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО»





Скачать 105.51 Kb.
НазваниеМодель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО»
Дата публикации07.08.2013
Размер105.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Районная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков

Корнилова Валентина

Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко,

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская ШИС(П)ОО», 11 класс

Научный руководитель:

Алексеев С. С.,

учитель истории и обществознания

Олекминск 2011

Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков

Корнилова Валентина

Россия, Республика Саха (Якутия), с.Токко,

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская ШИС(П)ОО», 10 класс

Введение

Осмысление и обогащение внутреннего мира человека происходит через понимание его связи с окружающей действительностью, через обращение к связи времён: настоящего, прошлого и будущего. 
В юношеском возрасте интерес к внутреннему миру особенно актуален. У молодёжи всё чаще возникают вопросы о смысле жизни, самоопределении, самореализации. И здесь на помощь приходит мудрость предков, их накопления, опыт. Во многих культурах мудрость народа была запечатлена в созданной ими модели мира, которая находила своё отражение в языке, искусстве, науке и религии.
Молодому поколению, желающему проникнуть в тайные движения своей души необходимо стремиться прочувствовать и понять дух местности, на которой они проживают. Данный дух проявляется через культуру эвенков, издавна населяющих бассейны реки Олёкма.
Эвенки, или оленьи люди, - известны в истории как великие тунгусы (китайцы знали об этом народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев»), на данный момент требуют особого внимания и помощи, понимания их самобытного наследия. Сейчас они находятся на грани вымирания. Главной причиной такого положения является непонимание нынешними переселенцами и властями особой роли этого народа в развитии духовного потенциала людей на территории всего Сибири и Дальнего Востока.
Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Но, на наш взгляд, самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времён считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации. Эвенкийский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков, и самобытный опыт эвенков, который нашёл своё воплощение в модели мира этого народа.

1.Что такое кумалан?

Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.
Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.
Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Также они декорировались широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.
Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
Стихотворение эвенка Василия Лебедева «Кумалан» очень точно и красноречиво передаёт образ этого замечательного ковра и его значение в жизни эвенков:

Вот женщина,
Что шьёт она? Я вижу –
За полем шахматным
Прядь волчьей шерсти серой…
А тонкая рука привычно нижет
То нитку бус, то солнечные стрелы.
Вот в самом центре
Эпизод охоты,
А по краям
Бежит узор старинный.
Шьёт женщина,
Увлечена работой,
Как живописец
Новою картиной.
Обычай предков
Соблюдают строго
В моём краю.
И путнику на память
Шьют кумалан –
В далёкую дорогу
Он с ним уйдёт…
А сердцем –Будет с нами…

2. Классификация эвенкийских кумаланов

Традиционно кумалан отражает представления эвенков об устройстве вселенной, раскрывает космографию этого народа.
Существует несколько классификаций кумаланов. Например, по своей функциональности кумаланы делятся на бытовые, праздничные, культовые и ритуальные.
1. Бытовые кумаланы (использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях). Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения, для покрытия оленя (под седло или на седло) для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи. Также кумаланы использовали и в качестве походной постели.
2. Праздничные кумаланы (использовались в праздничных и семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы и т.д.)

3. Ритуальные кумаланы (использовались одним человеком для проведения определённого ритуала) Например, готовились специальные коврики для захоронений.

4. Культовые или шаманские кумаланы Наму (использовались шаманом при выполнении культа в присутствии коллектива сородичей). Такие кумаланы применялись во время камланий в виде коврика для сидения шамана, а также вешались на шаманские столбики Сэргэ для исполнения особых действий.

3. Виды кумаланов

Выделяют виды кумаланов в зависимости от их формы: овальной,круглой, восьмёркообразной, прямоугольной.
Различают кумаланы и по содержанию. Например, эвенки всегда представляли в кумаланах одну и ту же модель мира в разных формах: вертикальной модели мира, горизонтальной и радиальной.
1. Вертикальная модель мира (на кумалане изображался Верхний, Средний и Нижний (Сумеречный) Миры в форме деления кумалана прямоугольной или восьмёркообразной формы на 3 части). Как правило, в каждой части коврика присутствовали характерные символы трёх миров, часто неизобразительного характера в виде геометрических фигур: разных комбинаций ромбов, кругов и т.д. Например, изображение трёх кругов в каждом ярусе модели мира говорило о том, что все три мира делятся ещё на три подмира. Каждый из этих миров подробно описан этнографом А.И. Мазиным в книге «Традиционные верования и обряды эвенков-орочёнов».

2. Горизонтальная модель мира
Эвенки-орочоны представляют Средний мир или Землю плоской, четырёхгранной, поддерживаемой четырьмя стойками – лягушками или черепахами. На востоке от земли, где восходит солнце, расположен Верхний мир, на западе, где оно заходит, - Нижний (горизонтальная модель мира эвенков). Сама земля выглядит как меховой коврик кумалан. С одной стороны над ней расположено солнце, с другой – луна, между ними – звёзды.

3. Радиальная модель мира
Круглые кумаланы, выполненные по радиальному типу композиции, состоят из расходящихся из центра разных по цвету и тону кусочков меха. Так эвенки показывают, что вся Земля разделена на родоплеменные территории. Они считают, что обитателей Верхнего мира простым людям с земли не видно и Нижний Мир также с земли не разглядишь, поэтому их можно не изображать. Данный вид кумалана также изображал своеобразную модель мира эвенков, но она была не вертикальной или горизонтальной, а радиальной. Такая картина мира как бы показывала восприятие мира эвенками на логическом уровне законов физического мира, а не на символическом уровне тонкого невидимого глазу мира. Главное место в этой модели мира занимал Средний Мир или Земля, а другие миры просто было не видно обычным человеческим глазом.

Вывод


В настоящее время, когда эвенкийским народом утеряны древние техники шитья кумаланов, мы можем выделить следующие виды современных кумаланов в зависимости от техники исполнения их в материале:
1. Кумаланы в технике меховой мозаики;
2. Кумаланы в технике меховой мозаики с тканной или кожаной аппликацией;
3. Кумаланы в технике меховой мозаики с вышивкой бисером или нитками;
4. Кумаланы в технике меховой мозаики с декорированием берестой и т.д.
Современная классификация кумаланов можно разделить по способу их отделки:

1.Кумаланы с меховой оторочкой;

2.Кумаланы с меховой оторочкой и меховыми шариками;

3. Кумаланы с бахромой и кистями из кожи и меха;

4.Настенные кумаланы с подвесками.
Также в наше время выделяют традиционные и нетрадиционные виды исполнения кумаланов. Прежде всего, такое деление появилось из-за желания эвенкийских мастериц выразить себя в творчестве, сказать своё слово при помощи использования новых материалов, синтеза ранее не сочетаемых материалов, введения новых образов. Поэтому появилось такое понятие как настенный кумалан-панно, который используется в чисто декоративных целях для украшения стен помещения. Как правило, такой кумалан имеет круглую форму и ряд подвесок из бисера, меха и других материалов.

Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков

Корнилова Валентина

Россия, Республика Саха (Якутия), с.Токко,

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская

ШИС(П)ОО», 10 класс

АННОТАЦИЯ

Данная работа представляет собой исследование одного из отраслей народного прикладного искусства эвенков как шитьё из кусочков ровдуги, меха и цельной шкуры дикого оленя, изюбря или лося уникального творения эвенкийских женщин для облагораживания своего жилища. В ходе исследования рассматривается и вопрос об особых предназначениях кумаланов, например как хранение семейного

тотемного знака. Трудность изучения этой темы заключается в том, что прикладное искусство эвенков изучено мало и недостаточно освещено в научных трудах ранних исследователей эвенков. В основном, в те времена особое внимание уделяли этнографическим, культовым, обрядовым, а особенно шаманистким исследованиям.

Но по какие-то отрывочные сведения всё-таки сохранились.

Шитьё кумаланов очень трудоёмкая работа, также оно требовало совершенного мастерства ручного шитья. По источникам известно, что девочек начинали учить по выделке и шитью с самого раннего возраста. Маленькие девочки сначала были помощницами у своих бабушек и мам, а в подростковом возрасте уже начинали шить сами.

Классификация кумаланов даётся по научному труду Г.М.Василевич и по Н.И.Каплан.

Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков

Корнилова Валентина

Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко,

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская ШИС(П)ОО», 10 класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Проблема: многими поколениями эвенков созданы различные орнаменты не только на деревянных изделиях, орудиях охоты или обихода, но и на рукодельных работах эвенкиек. Что они изображали в своих незатейливых простых орнаментах, что они создавали, что хотели они сказать окружающим в своих рисунках? Вопросов больше, чем ответов. И мне было очень интересно узнать, что орнаментальной живописи. Да, живого письма, которое нам оставили наши предки.

Гипотеза: предположительно многие тунгусоведы-учёные раскрыли секреты орнаментального искусства, но не само значение узоров, рисунков. Так как многие из них, да и сейчас думают, что древние эвенки были не способны думать, так как их современники из пещер Европы или Африки. Многие думали, что наши предки были примитивнее, чем аборигены из других стран.

Но я так не думаю. Наши предки, которые освоили бескрайние просторы снега и льда, гор и тайги, были, может быть даже выше по своему развитию, чем аборигены других стран. Потому что наши предки преодолели такие трудности, о которых даже во сне не видели аборигены других стран.

Поэтому я считаю, что орнаменты на кумаланах это мировосприятие мира эвенками как она есть и каким он будет. Это своего Книга времени, которая рассказывает бесконечную историю моего народа.

План исследования:

1.Что такое кумалан?

2.Классификация эвенкийских кумаланов

3.Виды кумаланов

4.Вывод


Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков

Корнилова Валентина

Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко,

Муниципальная общеобразовательная школа- интернат «Токкинская ШИС(П)ОО», 10 класс

ТЕЗИСЫ

Эвенки, или оленьи люди, - известны в истории как великие тунгусы (китайцы знали об этом народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев»), на данный момент требуют особого внимания и помощи, понимания их самобытного наследия. Сейчас они находятся на грани вымирания. Главной причиной такого положения является непонимание нынешними переселенцами и властями особой роли этого народа в развитии духовного потенциала людей на территории всего Сибири и Дальнего Востока.
Богатство духовной культуры эвенкийского народа можно увидеть в его языке, традициях, обычаях и верованиях. Но, на наш взгляд, самым таинственным языком культуры каждого народа является молчаливый язык орнамента, который с давних времён считается зашифрованным текстом, своеобразным культурным феноменом нации. Эвенкийский орнамент, как и любой другой орнамент, отражает и общие культурные понятия наших предков, и самобытный опыт эвенков, который нашёл своё воплощение в модели мира этого народа.

Традиционно кумалан отражает представления эвенков об устройстве вселенной, раскрывает космографию этого народа.
Существует несколько классификаций кумаланов. Например, по своей функциональности кумаланы делятся на бытовые, праздничные, культовые и ритуальные.

Эвенки в рисунках кумаланов показывают, что вся Земля разделена на родоплеменные территории. Они считают, что обитателей Верхнего мира простым людям с земли не видно и Нижний Мир также с земли не разглядишь, поэтому их можно не изображать. Данный вид кумалана также изображал своеобразную модель мира эвенков, но она была не вертикальной или горизонтальной, а радиальной. Такая картина мира как бы показывала восприятие мира эвенками на логическом уровне законов физического мира, а не на символическом уровне тонкого невидимого глазу мира. Главное место в этой модели мира занимал Средний Мир или Земля, а другие миры просто было не видно обычным человеческим глазом.

Приложение

http://2.bp.blogspot.com/_sjmtfst9b6s/segnfwpjyei/aaaaaaaahtu/o_7wbhjfh4c/s400/dsc09834-1.jpg

Рис.1. Бытовые кумаланы

Бытовые кумаланы (использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях). Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения, для покрытия оленя (под седло или на седло) для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи. Также кумаланы использовали и в качестве походной постели.

http://4.bp.blogspot.com/_sjmtfst9b6s/segngu4rvei/aaaaaaaahtk/chn0gbyd2s8/s400/%d0%9a%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%8b5-1.jpg

Рис. 2. Праздничные кумаланы

Праздничные кумаланы (использовались в праздничных и семейных обрядах, дарились молодым во время свадьбы и т.д.)

http://4.bp.blogspot.com/_sjmtfst9b6s/secrgxsslai/aaaaaaaahsu/u4w8j9yvtio/s400/%d0%9a%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%8b.jpg

Рис. 3. Ритуальные кумаланы

Ритуальные кумаланы (использовались одним человеком для проведения определённого ритуала) Например, готовились специальные коврики для захоронений.
http://4.bp.blogspot.com/_sjmtfst9b6s/secrguvl-gi/aaaaaaaahsm/gk_umedzxek/s400/%d0%9a%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d1%8b3.jpg

Рис.4. Культовые или шаманские кумаланы Наму

Культовые или шаманские кумаланы Наму (использовались шаманом при выполнении культа в присутствии коллектива сородичей). Такие кумаланы применялись во время камланий в виде коврика для сидения шамана, а также вешались на шаманские столбики Сэргэ для исполнения особых действий.

Список литературы

1. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVII–XX вв.)–Л.,1969.
2.  Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. –

М.:Просвещение,1980.
3. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (XIX – нач.XX вв.).Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984.
4. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии.-Якутское книжное издательство, 1964 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» icon678930, Республика Саха (Якутия), Алданский район, с. Хатыстыр ул. И. Т. Марфусалова, 9 e mail
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с. Хатыстыр» мо «Алданский район» Республики...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconУрока: Степени сравнения прилагательных
Республика Саха (Якутия),г. Мирный, Мирнинское Бюджетное Общеобразовательное Учреждение, Средняя Общеобразовательная Школа №26
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений»
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconУрок биологии на тему: "Питание животных"
Средняя общеобразовательная школа №33 им. Л. А. Колосовой, г. Якутск, 677000, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. П. Алексеева...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconПрограмма всероссийского форума молодых педагогов «Сетевые педагогические...
Июня 2010 года, Республика Саха (Якутия), Кангаласский улус, с. Булгунняхтах, профилакторий мвд республики Саха (Якутия)
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconИмитационно-подражательные танцы эвенков Работа учащейся моши «Токкинская...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Ьного учреждения «Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)» представлена в форме...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconЗакон Республики Саха (Якутия) «Об охране здоровья населения в Республике...
Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 года №1487-xii «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)» следующие...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения: Республика Саха (Якутия), Кобяйский район, с. Кальвица, муниципальное казенное общеобразовательное...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconПерспективы развития здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Целью исследования является анализ сложившихся тенденций в здравоохранении Республики Саха (Якутия), а также разработка прогноза...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа – интернат основного общего образования спортивного...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconП. Витим» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» муниципального образования «Ленский...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconПоложение о (дистанционной) онлайн-олимпиаде «Школа жизни на Севере»
«Школа жизни на Севере» на английском языке для учащихся проводится в рамках мероприятий неправительственной некоммерческой организации...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconО проведении Дня государственности Республики Саха (Якутия)
Рп «О проведении Дня знаний и Дня государственности Республики Саха (Якутия)», на основании приказа Министерства образования рс(Я)...
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconИсследование гриба – мерулиуса в жилых помещениях с. Дельгей. Действие...
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина Россия, Республика Саха (Якутия), с. Токко, Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Токкинская шис(П)ОО» iconСодержание введение 4 имидж республики саха (якутия) 5
Особенности взаимодействия имиджа республики саха (якутия) и ее президента в. А. Штырова 45


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск