Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 155.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.03.2014
Размер155.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Тетеркин Михаил Егорович,

учитель ОБЖ

МАОУ СОШ №164 Кировского района

участник городского этапа конкурса
Многонациональная Россия: разные, но вместе

Урок-конференция
Основные направления и ценностные основы

обеспечения формирования толерантных установок и

профилактики экстремизма у несовершеннолетних
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» 

Л. Толстой

Особенности организации обучения

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

– осознать значимость и актуальность выбранной темы

– осмыслить сущность и причины происходящих процессов в многонациональных государствах

– развивать коммуникативные навыки при работе в группах, находить компромиссные решения проблемы, воспитывать культуру диалога

– способствовать развитию различных умений: понимать проблему, делать выводы и заключения на основе источников и литературы, рассуждать, определяться в суждениях по проблеме, находить фактологические подтверждения своих выводов

– воспитывать учащихся в духе терпимости, гуманизма, уважения друг к другу

– учить соблюдать основные принципы культуры мира в своей повседневной жизни.

Выбранная тема является чрезвычайно актуальной. К концу ХХ века в мире сложилась сложная ситуация. ХХ век вошел в историю как век войн. Во многих странах обостряются межнациональные, религиозные конфликты, социальные противоречия. Человечество создало культуру насилия, крайней формой которого стал экстремизм.

Цель – воспитать поколение, которое научится жить в мире, решать конфликты любого уровня без применения силы, привить культуру толерантности, особенно в молодежной многонациональной среде.

Одна из задач конференции – содействовать профилактике экстремизма в молодежной среде и национально-культурному взаимодействию в коллективе.

Учебно-тематический план

Урок-конференция рассчитан на два учебных часа.

Методы и формы учебной деятельности:

Выступление учащихся по вопросам основного содержания конференции, коллективное обсуждение актуальных проблем, работа в группах, проведение группами небольших исследований в виде докладов, привлечение дополнительных источников информации для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплекс:

1. Мультимедийное оборудование

2. Видео-, аудиотехника

3. Раздаточный материал (тесты, контурные карты, иллюстрации)

4. Выставка книг, художественных произведений, рефератов и докладов учащихся.

Подготовка к конференции:

Учащиеся разбиваются на несколько групп: «социологи», «географы», «историки», «политологи», «культурологи», «ведущие», «эксперты». Каждая группа заранее получает задания для обсуждения и исследования проблемы. В группах распределяются роли участников, определяются выступающие. Все остальные, по ходу конференции, высказывают свою точку зрения.

Группа «ведущих» вначале конференции знакомит участников с основными аспектами проблемы, ведут конференцию, задают вопросы участникам, подводят итоги.
Сценарий проведения конференции

Ведущие: использование мультимедийного комплекса (музыкальное сопровождение – песня «Родина моя» в исполнении С. Ротару, заставка с названием конференции на экране), постановка проблемы.

I группа «Социологи». Опережающее задание группе: провести социологический опрос среди учащихся школы (по желанию) по вопросам:

1. Задумывались ли вы о своей национальной принадлежности?

2. Представители каких национальностей есть в вашей семье?

Обобщить данные анкет, сообщить результаты, сделать выводы.

По ходу выступления группы термины «этнос», «нация», «толерантность», «экстремизм» выводятся на экран, участники группы дают определения терминам.

II группа «Географы». Опережающее задание группе: подготовить сообщение об особенностях расселения народов и народностей на территории РФ, объяснить значение терминов «титульный народ», «федерация», «ассимиляция», подготовить задания для других групп по проверке знаний политико-административной карты РФ. (На экране – таблица, термины).

«Географы» предлагают выполнить следующее:

1 задание: на контурных картах заштрихуйте районы сплошной полосы заселения славянскими народами (европейская часть почти вся, Сибирь, Дальний Восток – южные территории).

2 задание: какие районы России являются самыми многонациональными? Обозначьте эти территории.

3 задание: решить тест «Республики – столицы» (Приложение 1)

III группа «Историки». Опережающее задание группе: осветить исторический аспект складывания многонационального государства.

Учащиеся группы рассказывают об основных этапах формирования многонационального государства, периодах колонизации, делают выводы.

Далее – работа с картами «Древнерусское государство», «Россия
в ХVI в. – ХVII вв.», «Российская империя в ХIХ в.», «Политико-административная карта Российской Федерации».

IV группа «Политологи» опережающее задание группе: подобрать материал о существующих межнациональных и межконфессиональных конфликтах, выяснить их причины, попытаться предложить пути и средства решения этих проблем.

Термины выводятся на экран, учащиеся группы «политологов» объясняют их значение.

Учащиеся напоминают значения терминов (работа с терминами «этнос», «нация», «национализм», «шовинизм», «национальный вопрос», «экстремизм», «толерантность»).

V группа «Культурологи». Опережающее задание группе: используя фактологический, иллюстративный материал, показать особенности и богатство национальных культур народов, входящих в состав России.

Учащиеся группы рассказывают о религиях народов, населяющих РФ, о некоторых культурных традициях и проводят тест-игру «Фольклорный фестиваль» (Приложение 2).

По окончании выступлений «эксперты» собирают контурные карты, тесты, карточки с заданиями, обрабатывают их и готовят отчет по итогам.
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания конкурсной работы

Ведущие обобщают итоги работы групп и предлагают выполнить последнее творческое задание – составить Декларацию «Многонациональная Россия: разные, но вместе», используя опорные слова: многообразие культур, гармония, милосердие, мир, ненасилие, гуманистические ценности, взаимоуважение, общение, воспитание, национальные традиции, равенство, любовь, веротерпимость, взаимное обогащение, взаимопонимание.

Говорят о том, что актуальность и острота проблемы по национальному вопросу в России – многонациональном, исторически сложившемся государстве, к сожалению, остается. «Мы хотим предложить вам попробовать внести свой вклад в решение этих важных проблем. Подумайте, что бы вы сказали народам мира, России, своим сверстникам. Внесите свои предложения в документ, который мы назовем «Декларация» в поддержку культуры мира и ненасилия. Название Декларации мы дадим такое же, как нашей сегодняшней конференции – «Многонациональная Россия: разные, но вместе».

Учащиеся составляют положения Декларации и зачитывают их.

На экране – слайд о Екатеринбурге. Ведущие говорят о многонациональном Екатеринбурге.

Конференция заканчивается композицией Алмаза Зарипова «Екатеринбург».
Приложение 1

Тест «Республики – столицы»

1. Адыгея (Майкоп)

2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

3. Башкортостан (Уфа)

4. Бурятия (Улан-Удэ)

5. Дагестан (Махачкала)

6. Ингушетия (Магас)

7. Кабардино-Балкария (Нальчик)

8. Калмыкия (Элиста)

9. Карачаево-Черкесия (Черкесск)

10. Карелия (Петрозаводск)

11. Коми (Сыктывкар)

12. Марий Эл (Йошкар-Ола)

13. Мордовия (Саранск)

14. Саха (Якутия) (Якутск)

15. Северная Осетия – Алания (Владикавказ)

16. Татарстан (Казань)

17. Тыва (Кызыл)

18. Удмуртия (Ижевск)

19. Хакасия (Абакан)

20. Чечня (Грозный)

21. Чувашия (Чебоксары)

Приложение 2

«Фольклорный фестиваль»

Многонациональный по характеру, что обусловлено пестротой национального состава нашего региона. Ареалы расселения народов на территории Урала переплетены между собой, это способствует возникновению различных этнических контактов, проявляющихся и в музыкальном фольклоре. Наиболее изучены башкирские, коми, удмуртские, русские музыкально-фольклорные традиции.

Башкирский музыкальный фольклор. Корни башкирского фольклора – в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на южном Урале с конца IX до начала XIX вв. В фольклоре башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований. Основные праздники приходились на весну и лето; канун полевых работ отмечался сабантуем – праздником плуга. В числе песенных жанров – эпические, обрядовые, протяжные лирические, плясовые, частушки.

Древний эпический жанр – кубаиры, использовался народными сказателями сэсэнами. Сочетание стихотворного и прозаического изложения характерно для иртэков. Баиты – лирико-эпические сюжетные песни-сказы (XVIII–XIX вв.). Эпические песни имеют речитативную мелодику (хамак-кюй) и нередко исполнялись в сопровождении домбры. Обрядовый фольклор представлен свадебными песнями (причитаниями невесты – сенляу и ее величанием – теляк). Сложная ритмическая основа, орнаментальность свойственны протяжным песням и инструментальным импровизациям башкир (озонкюй или узун-кюй – долгий напев). Плясовые песни и программно-изобразительные инструментальные пьесы – кыска-кюй (короткий напев). К их числу относятся и такмаки – род частушек, нередко сопровождающихся пляской.

Традиционные башкирские инструменты – смычковый кыл кумыз, курай (тростниковая продольная флейта), кубыз (варган).

Коми музыкальный фольклор составляют следующие песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и местные формы – ижевские трудовые песни-импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады.

Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух- или трехголосное.

Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган – 4- и 5-струнный ударный инструмент; духовые – чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт), этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком), сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные – тотшкэдчан (вид колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. Значительное место в быту занимают русские балалайки и гармошки. На национальных инструментах исполняются звукоподражательные пастушеские наигрыши, охотничьи сигналы, песенные и плясовые наигрыши в форме импровизаций или в куплетно-вариантной форме. В народной практике, кроме сольной, существует и ансамблевая песенно-инструментальная музыка.

Русский музыкальный фольклор. Сформировался в конце
XVI–XVIII веков в среде первопоселенцев – выходцев с Русского Севера, из средне-русской области и Поволжья. В Прикамье и на Среднем Урале обнаруживает связи в основном с северо-русскими, на Южном Урале и в Зауралье – с северно-русскими, средне-русскими и казачьими традициями. Местная народная музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные
жанры – обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных наиболее древними являются песни святочные, масленичные, троице-семицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые жанры – хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении сезонно-приуроченных. Исполняются в основном детьми, неженатой молодежью, ряжеными (шуликунами). Музыка традиционной свадьбы составляют причитания и песни. Первые, сопровождавшие прощальные эпизоды ритуала, бытуют на Урале в сольном и ансамблевом исполнении. Две формы причети могут звучать одновременно. Свадебные песни разделяются на прощальные, величальные, корильные и комментирующие обрядовую ситуацию. Исполняются женскими ансамблями. Связанная с погребальным обрядом похоронная причеть соединяет в напеве пение, плач; нередко сопровождается «хлестанием» – припаданием к могиле, столу и т.п. Исполняются соло. Для обрядовых жанров характерны политекстовые напевы (исполняются с несколькими текстами).

К группе необрядовых приуроченных принадлежат хороводные песни. Наиболее типичны 4 хореографические разновидности хороводов: «паровые», «половые», «поцелуйные» (пары ходят по избе вдоль половиц или по кругу и в конце песни целуются); «стенка на стенку» (шеренги девушек и парней попеременно выступают вперед); «круги» (участие хоровода, ходят кругом, либо приплясывают, двигаясь по кругу; иногда содержание песни разыгрывается); «шествия» (участники свободно идут по улице с пением «походячих», «походенских» песен). Паровые хороводы исполняются в избах на молодежных вечеринках. Остальные, называемые «луговыми», «еланными», водили весной и летом на лугах, нередко приурочивая их к календарным праздникам. Приуроченными являются также колыбельные и пестушки – сольные женские песни, обращенные к ребенку. Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.

Неприуроченные жанры имеют более позднее происхождение и нередко обнаруживают влияние городской песенной культуры. Один из
них – лирические проголосные песни, к числу которых в местной традиции относятся любовные, рекрутские, историческике, тюремные. С проголосной песней связано народное выражение «качать мотив» – широко с мелодическими изгибами распевать слова. В настоящее время проголосные исполняются женскими, реже – смешанными ансамблями. Плясовые песни бытуют на Урале с тремя типами плясок: круговыми, переплясами, кадрилями и их разновидностями (ланцеями и др.). Кадрили исполняются в сопровождении инструментальных наигрышей, под песни или частушки. Распространены кадрили «под язык». Хореография кадрилей основана на смене различных танцевальных фигур (5–6, реже 7), каждая из которых строится на одном ключевом движении. Плясовые песни исполняются соло и ансамблями (вокальными женскими и смешанными, вокально-инструментальными) в различной бытовой обстановке. Как неприуроченные, а иногда как вторично приуроченные к календарным праздникам, проводам в рекруты, свадьбе бытуют местные частушки («припевки», «наговорки», «повертушки»). В каждом населенном пункте распространены общерусские и местные частушечные мелодии, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные напевы на скорые («крутые», «частые», «короткие») и медленные («растяжные», «пологие», «длинные»). Часто исполняется соло, дуэтом либо группой певцов без сопровождения или под балалайку, гармонику, мандолину, скрипку, гитару, инструментальные ансамбли, «под язык». Среди уральских старообрядцев популярны духовные стихи. Особую область музыкального фольклора Урала составляет народная инструментальная музыка.

Марийский музыкальный фольклор. Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос (моктен ойлаш), легенды и предания (осо кызык мейшежан влакын), сказки и шуточные рассказы (йомак кызык ойлымаш), пословицы и поговорки (кулеш мут), загадки (шылташ). Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые – свадебные (суан муро), колыбельные (ручкымаш), песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песни-коротышки (такмак).

Для свадебных песен характерна строгая прикрепленность поэтического текста (муро) к мелодии (сем). Среди восточных марийцев термин муро (песня) бытует в значении поэтических текстов, термин сем (мелодия) – в значении музыкального текста. Из песен, приуроченных к свадебному обряду, относятся: величальные жениху (эрвезе вене), невесте (эрвезе шешке), новобрачным (эрвезе влак), родителям новобрачных и другим официальным действующим лицам, корильные (ончыл шогышо), подруге (шаярмаш муро влак), пожелания (новобрачным, друзьям и подругам), оповещения (увер тармеш). Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений. Эти песни весьма разнообразны как по тематике стихов, так и мелодий. К ним относятся: гостевые (уна муро), застольные (порт коклаште муро), уличные (урем муро) песни.

Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей. Их можно разделить на следующие тематические группы: пожелания, размышления на нравственно-этические темы, величания, корильные, благодарения, обращенные к кому-либо из присутствующих. Застольные песни (порт коклаште муро) исполнялись, как правило, по праздникам. Для них характерно совместное эмоционально-философское осмысление жизни, желание встретить сочувствие к волнующей теме при отсутствии прямого обращения. Уличные песни (урем муро) исполнялись также в кругу родных, но вне застолья. Среди них: шуточные, философские песни-размышления (о природе, о Боге, о родне и т.д.). Жанровые границы песен марийского этикета очень подвижны. Кроме того, их поэтический текст строго не закреплен за мелодией.

К календарным песням относятся: молитвенные чтения, рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних земледельческих работ, включая игровые (модыш муро), луговые (пасу муро), жатвенные (муро туремаш), покосные (шудо солымаш муро); песни сезонных женских работ, как возделывание конопли (кине шулто), пряжа (шудыраш) ткачество (куаш), покраска ткани (чиалташ), вязание (пидаш), вышивание (чоклымаш), посиделочные, весенне-игровые песни.

Большое место в фольклоре восточных мари принадлежит неприуроченному жанру – такмак. По строению они не отличаются от русских частушек, как правило, ограничиваются семи, восьмислоговой основой и имеют, в основном, строгую метрику. Большинство песен-коротышек (такмак), разнообразных по темам и типам, имеет легкий плясовой характер. Другой их части свойственна повествовательность и плавность, которые сближают их с лирической песней.

В группе лирических песен преобладают песни-раздумья (шонымаш), песни-переживания (ойган) и песни без слов. Данный жанр широко бытует преимущественно в женской среде. Его возникновению способствовал особый склад психологии марийцев, которым свойственно одухотворять все явления природы, предметы, растения и животных. Характерной чертой песен-раздумий и песен без слов является их интимность бытования. Часто в основе шонымаш лежит прямое сравнение, иногда противопоставление явлениям в природе. Наиболее часто встречаются раздумья о прошлом, об усопших, о людских пороках, о чувствах к матери, о судьбе, о конце жизни, о разлуке и т.п. Песням-переживаниям присуща (ойган) большая эмоциональность.

К песням социальной лирики относятся солдатские (солдат муро влак) и рекрутские песни. Городской фольклор представляют лирические баллады и романсы.

К традиционным народным танцам относится «веревка» (название дано, очевидно по рисунку пляски, другое название «кумыте» – «втроем»). Танец бытовал как среди молодежи с характерными ритмическими дроблениями, так и среди пожилых (шонго ен влакын куштымо семышт) с медленными движениями и легким «шаркающим» шагом. Характерны также кадрили (кадрели).

Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен, если включать в него не только широко распространенные, но и выходящие из употребления инструменты. В списке музыкальных инструментов, о которых имеются сведения в настоящее время:

1) группа ударных инструментов – барабан (тумвыр), деревянная основа которого обтягивалась бычьей кожей, при игре издавал глухой звук, обычно принято было играть на барабане специальными массивными колотушками (уш), коса (сова), стиральная доска (чылдаран она), стиральная колотушка (чылдаран уш) – разновидность русского валька, деревянные ложки (совла), шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой (пу калта), деревянный барабан (пу тумвыр), а также в качестве шумовых инструментов использовались другие различные предметы домашней утвари.

2) группа духовых инструментов с семействами: флейт – шиялташ (свирель) – музыкальный инструмент с 3–6 отверстиями, который изготовлялся из тростникового дерева рябины, клена или коры липы (арыма шушпык – соловей); труб – удыр пуч (девичья труба); кларнетов – шувыр (волынка). Уникальное свойство этого инструмента заключается в отсутствии специальной бурдонной трубки (хотя эту роль и может выполнять одна из трубок). Обе трубки (йытыр) марийской волынки в принципе приспособлены для исполнения мелодии. Традиционно трубки волынки делали из кости ног лебедя или иных длинноногих птиц (цапли, иногда и гусей); туко (рог); чырлык, ордышто, чырлык пуч, умбане (типа жалейки), акаций колта (свистульки); умша ковыж (варган), шерге (расческа).

3) группа струнных инструментов подразделяется на:

а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук (кон-кон), скрипка (скрыпка) с двумя струнами и смычком из конского волоса, аналогично древнерусскому гудку, на которой было принято играть от колена;

б) гусли (кусле) с корпусом полукруглой формы.

Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные инструменты: марийская гармоника (марла гармонь), тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.

Удмуртский музыкальный фольклор. Истоки удмуртской народной музыки восходят к музыкальной культуре древних прапермских племен. На формирование удмуртского музыкального фольклора оказало влияние искусство соседних финно-угорских, тюркских, позже русского народов. Наиболее ранние образцы удм. песенного искусства – импровизационные промысловые (охотничьи и бортничьи) песни декламационного склада. Основу традиционной жанровой системы удмуртов составляют обрядовые песни: земледельческие календарные и семейно-обрядовые – свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские. С переходом в православие древние языческие обряды испытали его влияние. В удмуртском необрядовом фольклоре представлены лирические и плясовые песни.

В удмуртском народном искусстве выделяются две основные локальные традиции – северную и южную. В жанровой системе северных традиции преобладают семейно-обрядовые песни, в функции календарных используются русские песни. Особую область составляют многоголосные песенные импровизации без смыслонесущего текста (крезь) и сольные автобиографические (весяк крезь). В системе жанров южных удмуртов преобладают песни земледельческого календаря: акашка (начало сева), гершыд (окончание сева), семык (троица) и др. В отличие от северных удмуртов песни южных исполняются соло или ансамблем в унисон. В стилистике южных удмуртских песен ощутимы тюркские влияния.

Удмуртские народные инструменты – крезь, быдзым крезь (гусли, великие гусли), кубыз (скрипка), домбро (домбра), балалайка, мандолина, чипчирган (труба без мундштука), узьы гумы (продольная флейта), тутэктон, скал сюр (пастуший рожок), ымкрезь, ымкубыз (варган), одно- и двухрядная гармонь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск