Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка





Скачать 110.01 Kb.
НазваниеМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка
Дата публикации07.08.2013
Размер110.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Взаимность духовной культуры и языка

Автор: Казакова Наталья,

учащаяся 9 класса

МОУ «ООШ с.Савельевка

Краснопартизанского района

Саратовской области»

Научный руководитель:

Китаева Надежда Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ с.Савельевка

Краснопартизанского района

Саратовской области»

Саратов 2013 г
Содержание
I. Вступление………………………………………………………...стр.3.

II. Основная часть

1. Сохранение национальных ценностей………………………... стр.4-5

2. Язык – хранилище многовекового народного опыта………..стр.5-6

3. Русские традиции………………………………………………. стр.6-7

4. Живое общение людей…………………………………………..стр.7-9

III. Вывод ……………………………………………………...стр.9

Используемая литература…………………………………………стр.10

2

«Родной язык – это душа нации»

Д.Лихачев

Вступление

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим.

Он воспитывается в этой среде незаметно для себя. Его воспитывают история, прошлое. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Я давно заинтересовалась темой «Роль языка в обществе, влияние его на духовную культуру». А поводом к этому послужило то, что на глазах падает авторитет языка, засоряя его сквернословием. Чтобы раскрыть содержание данной темы, я ставлю перед собой следующую цель и задачи.

Цель: рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка и возможные способы их решения, исследовать влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и духовной культуры нации.

Задачи:

- формирование умений самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

- ведение поиска информации в источниках разного типа и изучение её, для того чтобы понять, какова взаимность духовной культуры и языка.

Актуальность: на материале своей работы воспитывать в себе и у своих сверстников осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого за его состояние, учить отстаивать свою гражданскую позицию.
3

Сохранение национальных ценностей

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретает значение духовно-нравственного воспитания учащихся - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами, чем и занимаются педагоги нашей школы. А мы, их воспитанники, только радуемся за то, какими людьми выйдем во взрослую жизнь, какие отзывы слышим о себе в настоящий момент. Читая воспитательный план школы и работая по нему, я и мои сверстники полностью согласны, что вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом. В школе мы слышим одно, а выйдя за порог школы, попадаем как будто в другой мир. Вот меня заинтересовало, а скорее всего взволновало то, что в нашем языке появилось много «залётных» слов, значение некоторых мне даже неизвестно (например: лох, сгинь, урою и т.д.).1

Откуда же пошло такое сквернословие, что побуждает людей выражаться словами, не понимая порой их значение. А всё из того, что слишком много среди нас равнодушных и безразличных к происходящему, даже может быть порой самого элементарного. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви не только к своим близким, но и к своей малой родине. Если человек равнодушен к

4

памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда», а обязан принимать посильное участие в её сохранении. Человеческая культура в целом обладает памятью, активно введенной в современность.

Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит мир и разрушает его, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет их, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он ни открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.

Я согласна, что культуру сравнивают с садом благоуханным, где лучшие плоды творений человеческих. Но сад этот требует ухода: заботливо поддерживать каждый росток добра и не допускать сорнякам беспрепятственно разрастаться. Вот только при таком отношении к культуре будет здоровое и крепкое общество. А ещё многое зависит от обращения людей друг к другу, то есть от родного слова.

Язык – хранилище многовекового народного опыта
Родное слово, познанное и постигнутое в детстве, питает душу поэзией, рождённой историей, культурой, традициями народа, пробуждает в человеке истоки национальной гордости. Родной язык - хранилище духовных ценностей. Человек, отказывающийся от родного языка, оторван от корней


5

предков, он не может быть патриотом своей малой родины. Ведь не зря говорят, что любой язык является одним из основных условий единства и успешного развития нации. Также известно из истории, что язык является хранилищем многовекового народного опыта, - и трудового, и духовного, и мыслительного. Только хранилище это постепенно рушится. И становится так обидно за свой родной язык. И вот здесь я не могу не согласиться с пожилыми людьми, когда они нам в пример ставят свою жизнь, и подтверждение этому я нашла в изучаемой мною литературе.

Русские традиции

Русский крестьянин тщательно хранил и передавал потомкам произведения устного народного творчества, с колыбели знакомился с бабушкиными сказками, колыбельными песнями. Не только праздничное застолье и посиделки, но и работа сопровождалась песнями. Русский человек жил в атмосфере поэзии, речь свою он пересыпал пословицами и поговорками, словосочетаниями из песен и сказок, церковных песнопений и богодуховных текстов («ни хлебом единым жив человек…»). Регулярно посещая Храм, русский ребёнок спонтанно выучивал наизусть церковные песнопения и молитвы одновременно с формированием навыков говорения. Поступая в школу, русский ребёнок знал наизусть большое количество церковнославянских текстов, молитв и т.п. Параллельное усвоение церковнославянского и литературного русского языков обеспечивало высокий уровень его речевого развития и стабильность национального литературного языка. По мнению многих учёных и литераторов сделан такой вывод. Отмена преподавания церковнославянского языка в школе нанесла серьёзный удар по экологии русской речевой и духовной культуре. Вот, здесь и задумалось, наверное, наше правительство о возвращении к прошлому, о введении в школах такого предмета, как ОРКСЭ. В нашей школе тоже в этом году преподаётся в 5 классе предмет «Основы мировых религий». Из-за любопытства я прочитала этот учебник и у меня сложилось

6

мнение, что этим детям повезло. Ещё могу привести пример, когда происходит процесс обеднения интеллекта народа в России, а именно в местах, которые мы посещаем регулярно, это магазины. Зайдя в любой магазин, мы вправе требовать переводчика, так как значительная часть упаковок изобилует иностранными надписями. Из истории мы знаем, что подобное загрязнение нашего языка уже происходило в послепетровскую, елизаветинскую пору – тогда все письменные произведения, научные труды, письма были затоплены безнадобными немецко-голландскими словами. Разница лишь в том, что тогда живой стержень был чист. Сейчас же и письменный язык нивелируется, и устный угнетается. И до тех пор, пока мы не станем к охране родного языка относиться так же, как к собственному здоровью, то будем отдаляться от понимания единства своей культуры.

Просто необходимо пересмотреть наше отношение к языку.

Живое общение людей

Язык – среда обитания народа и каждого человека. Он является средством сбора, хранения и передачи информации, живой связью поколений. В процессе овладения языком происходит социализация личности, которая становится членом определённого языкового коллектива, представителем русского народа. Мы «дышим» речевой продукцией своих современников в повседневном общении дома, в школе, на улице, магазине, слушая радио или телевизор. Порой мы воспринимаем её, не понимая слов нашего родного языка. Поэтому приходится часто слышать такое выражение: сегодня остро встала проблема экологии языка. Мы знаем, что неблагополучное состояние природной среды может подорвать здоровье человека. А вот неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа, может уничтожить народ как культурно-исторический феномен. Только преподавание родного языка может реально обеспечить его будущую жизнь. Об этом ясно говорится в нашем учебнике «Обществознание».

7

И вот здесь, на мой взгляд, основное предпочтение надо отдавать живому общению людей, а не компьютеру и телевизору. Другой раз и на уроках хочется побольше услышать сообщений, чем молча отвечать на тесты, т.е., как сейчас говорят, учиться методом «тыканья». А уж не говоря про дом.

Большинство современных родителей не имеют понятий о воспитании и сажают ребенка перед телевизором, откуда ребенок учится языку, по объему достаточному для общения с домашней собакой. Телевидение, кино, печать и радио без сквернословия обходиться уже не могут.

Сквернословие стало бытовым языком народа, чего никогда не было в старой России. Из прочитанной мною литературы сделала такой вывод. Русский народ осознанно именовал матерщину сквернословием, ибо этими словами оскверняется душа. В этих условиях пути спасения возможно искать только средствами воспитывающего просвещения, то есть, формированием прочных спасительных духовных ориентиров в сознании людей. Один из путей – воспитание  на лучших образцах русского языка. В данном случае русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Вот как писал об изучении русского языка К.Ушинский: «Грамматика начинает развивать самосознание человека. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью».6

Как нам известно, русский язык – один из самых богатых языков мира, может быть, самый сложный. Это богатство мы принимаем в себя еще в детском возрасте. В первые два-три года овладеваем языком, а к пяти годам осваиваем язык основательно. Ребёнок не столько учится языку, скорее он впитывает язык. Он принимает в себя живой голос души народа и с младенчества осваивает духовное и интеллектуальное богатство нации. Прежде всего, он хранит обширный и сложный опыт общения. Поэтому

8

народ наш – один из умнейших в мире, создатель одной из великих культур на планете.

Вывод.

В заключении хочу сделать такой вывод. Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству. Поэтому кому, как ни нам, молодому поколению, надо заботиться о бережном сохранении родного языка, от которого зависит благополучие на Планете.

Хочу обратить внимание, кажется, на такой простой пример. Дети на своих рисунках рисуют большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густую зеленую траву, потому что они думают только о мирной счастливой жизни.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее.  Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и неудачами. Уже в раннем детстве мы должны уметь радоваться жизни и мужественно переносить трудности. Взрослые порой не замечают, как мы становимся чуткими и восприимчивыми ко всему, что нас окружает. И решение порой мы принимаем самостоятельно, не задумываясь о его последствии. Но для себя я сделала такой вывод. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека нашего общества, но главное, что эти качества должны закладываться с детства. Очень хочется, чтобы наше детство было счастливым не только для нас, но и для будущего поколения.

9

Используемая литература
1.Бачинин В.А. Духовная культура личности. М. Политиздат. 1986г.

2.Боголюбов Л.Н. Человек и Общество 8 – 9. Москва, 2000г.

3.Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1988г.

4.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л. 1988г.

5.Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998г.

6.Ушинский К.Д. Родное слово. Пед соч. Т-2 М.Педагогика. 1965

7.Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для...
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconОткрытая межрегиональная конференция школьников: «Православие основа...
Конференция «Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа» учащихся общеобразовательных учреждений...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconМеждународная научно-практическая заочная конференция «перспективы...
Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconНаучно-практическая конференция «проблемы развития предприятий и регионов»
Международная заочная студенческая научно-практическая конференция: «Проблемы развития предприятий и регионов». Вязьма: филиал фгбоу...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка icon5 Межрегиональная научно-практическая конференция со ран васильчик Л. Р
В. К. Клюев, зав каф управления информ библ деятельностью мгуки, канд пед наук, проф
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconМежрегиональная научно-практическая конференция школьников, студентов,...
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconНиколаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship ru Современная культура и Православие
Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconНаучно – производственное объединение «пульс»
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconСекция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да»
В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Февраль 2012 г. – Межрегиональная научно-практическая конференция «Музыкально-эстетическое воспитание в условиях перехода на новые...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconI международная заочная научно-практическая конференция юриспруденция:...
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconXvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск»
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconВ школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской...
В течение двух дней 18 и 21 марта в школе проходила ежегодная научно-практическая конференция по исследовательской деятельности среди...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся
...
Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» Взаимность духовной культуры и языка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине методологические основы...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно – заочная (вечерняя), очно- заочная (вечерняя) сокращенная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск