Скачать 50.84 Kb.
|
Открытый урок русского языка в 4 «Б» классе по теме: «ГЛАГОЛ». МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Яблоновский Тахтамукайского района Учитель: Нагиева Малайчет Еристемовна Сентябрь 2007г. Тема урока: Глагол. Цель урока 1.Обобщить знания детей о существенных признаках глагола как части речи. 2.Отрабатывать навыки определения времени глагола, правописание родовых окончаний глагола в прошедшем времени. I.Организационный момент.
1.Проверка домашнего задания. Упражнение № 78 -Почему данный текст так назван? Прочитайте словосочетание (сущ. + прил.), определите род , число прилагательных. -Вывод. Как определить род прилагательных? -Как мы должны охранять, помогать нашим пернатым друзьям? -С каким лозунгом вы бы обратились к жителям всей планеты по охране птиц? (На экране птицы в разное время года ;звучит щебет птиц ; Под пение птиц ученица читает стихотворение Яшина «покормите птиц зимой») Слайд № 1 слайд №2
Перед письмом - массаж рук. (на экране слово для выполнения физкультминутки) Слайд № 3 На экране: число, классная работа; Сочетание букв: ВДВ, ВДВ, СО, СО, СЕЗ, СЕЗ; Т - т скороговорки; Слайд № 4 Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во снег. -чтение скороговорки (2-3 уч-ся); выделение орфограмм; письмо по памяти; проверка по экрану; выделение грамматической основы предложения. -Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (ответы детей) Учитель: пословицы и поговорки являются одним из распространенных и жизнеспособных жанров устного народного творчества. Отличительная их черта заключается в том, что кратко, образно, метко выражают мудрость и многовековой опыт народа. А.С.Пушкина высоко ценил пословицы и поговорки и с большим восхищением писал о поговорках: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей…»
На экране кроссворд. Слайд № 5 - Решив кроссворд, вы определите тему урока. -Я зачитаю лексическое значение слова, а вы догадайтесь о каком слове идет речь. Отгаданные слова пишем как словарный диктант. 1.Полосы земли предназначены для передвижения транспорта (Дорога) 2.Учереждения, собирающие и хранящие произведения печати. (Библиотека) 3.Дорога в саду в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам. (Аллея) 4.Крупный, населенный пункт, промышленный, культурный центр. (Город) 5.То же самое, что экономика. (Хозяйство) 6.Группа лиц, объединенных общей работой, учебой. (Коллектив) - Какое слово получилось по вертикали? ( Глагол) На экране: тема, цель урока. Слайд № 6 Учитель: В старославянском языке слово глаголь означало «слово», «речь». «Глаголить» означало говорить. Слово глагол постепенно утратило старое значение, теперь это название одной из частей речи. Учитель: Доведите мою мысль до конца. -Глагол это- Обозначает- Отвечает- -Чаще всего, глагол, выражен главным членом предложения- Сверим свои ответы с выводом в учебнике на странице 41. Игра «кто больше?» Слайд № 7 (на экране изображения кота) -задание: написать как можно больше слов, обозначения действий животного (проверка).
Работа с учебника. Упражнения 79 (выписывать все глаголы, доказать). Физкультминутка. Упражнение 80 (выписать глаголы прошедшего времени) Перед этим повторить: -Как изменяется глагол. -На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени. -Как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени, будущего времени? Самостоятельная работа. Проверка (Упражнение 80). V.Станция «словарь» Слайд № 8 На экране – словарь: автомобиль, вчера, -Выделим орфограммы, поставим знак ударения. Работа в тетрадях. -Записать словосочетания, составить с каждым из слов предложение. Учитель. Слово автомобиль – пришло из франц.яз. Состоит из 2х слов: греческого слова «Аутос» - сам и латинского «Мобилис» - подвижный . Вчера - древ. ф., творительный падеж от существительного вечер. Оно имело значение накануне сегодняшнего дня. Зная это, безударную гласную «е» проверяли словом «вечерний».
Выборочный диктант (Творческая работа) -Выписать в столбиках только грамматическую основу предложения. Зазеленело травка. Зазеленело поле. Зазеленел0 сад. Учитель: -Из каких частей речи состоит данное словосочетание? -В глаголах выделить окончание, определить число, время глаголов. -Почему глаголы прошедшего времени единственного числа имеют разные окончания? Вывод.
(На экране слова: учится, пели, пойдут, написал, читает и т. д.) Слайд № 9 1.Игра «найди свой причал» 1ряд -к берегу «настоящее время» 2ряд «будущее время» 3ряд «прошедшее время» Проверка. Слайд № 10
Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки прыг за печь. -Какими словами играет поэт? -Можно ли отнести эти слова к одной части речи? Докажи.
Слайд № 11 Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Деревья. Снег. Творческая работа. «Оживи» текст. (Учащиеся дополняют текст подходящими по смыслу глаголами.)
-Что такое глагол? -Как изменяют глаголы? -Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени, единственного числа, женского рода, среднего род? -Как отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего времени и будущего времени? -Какую роль играет глагол в нашей речи?
Правило на странице 41-42, Упражнение 84 (подготовиться к изложению) Повторить памятку на странице 150.
Выставление оценок , вручение медалей учащимся. |