Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер66.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Благодатные дары учительства

Протоиерей Артемий Владимиров



Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, и не столько в них, сколько в учителях: соль оскудевает (см. ,Лк. 14,34). На смену умудренным, но оскудевшим силой приходят молодые педагоги, которые уже не в состоянии питать детей здоровой пищей, т. е. положительными нравственными установками.

Что же делать, как "горю пособить"? Как жить, и воспитывать, и образовывать?.. Сегодня каждый педагог России должен быть готов вместе с героями-панфиловцами сказать: "Ни шагу назад, отступать нельзя: позади Москва!" Наши питомцы хотят видеть в тех, кто их учит, кто с ними общается, кто их воспитывает, вдохновение. Спросим поэта: "Можешь ли ты творить без вдохновения?" И он ответит: "Если бы я не знал, что такое вдохновение, я был бы просто рифмоплет, а не поэт". Но если мы будем исследовать природу поэтического вдохновения, то узнаем, что это вещь ненадежная. Как правило, вдохновение является плодом страстного, не вполне чистого, с христианской точки зрения, состояния души. Да и к тому же кто знает, когда придет эта муза? Многие поэты месяцами ждали вдохновения.

Но педагоги находятся в другом положении: у них уроки бывают каждый Божий день. Вот почему можно и должно, особенно сегодня, в наше безыдейное, совсем негероическое время, говорить о помазании Духа, помазании, которым мы все запечатлены в Таинствах Крещения и Миропомазания. Сегодня каждый педагог и учитель должен особенно глубоко размышлять об этих Таинствах и всей своей жизнью приобщаться сокрытой в них силе. Сделать это нужно прежде, чем мы придем к нашим детям. Во всяком случае, войти в силу Духа и обрести уже не поэтическое, а педагогическое, творческое вдохновение мы призваны в ходе самого дела, как говорили в старину: "Docendo discimus" - уча, и сами чему-то научаемся. Вспомним: Спаситель принимает Крещение на Иордане от Иоанна ради нашего спасения, Дух Божий снисходит на Богочеловека, дабы мы знали, что облекаемся в Крещении таинственной силой; затем Господь отражает искушение лукавого в пустыне и только после этого отверзает уста Свои, говоря: "...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4,17), и начинает учить народы. Следовательно, педагогическое вдохновение - та духовная сила, которой всего более ждут сегодня наши слушатели, наши воспитанники, - должно быть выстрадано. Педагог должен многое изжить из своего сердца, прежде чем душа его, говоря словами поэта, станет "доступной утешению".

Я хотел бы посвятить свое слово-размышление педагогическому вдохновению и поговорить о том, как дарованная христианам в Таинствах Церкви благодать помогает учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.

Сегодня мы приступаем к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением нашей духовной беспомощности. Мы признаем, что приобретенные нами земные знания - всесторонние, академические или частичные, фрагментарные - вовсе не гарантируют нам успеха. Не гарантируют оттого, что нас почему-то не слушают: мы хотим пробудить активность в слушателях, а они спят; мы хотим научить их не любить неправду, а они смеются над правдой. Мы воздействуем на их умы, но их сердца остаются холодными. Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, которой причастен каждый крещеный человек. Эта сила явит в нас свое действие только тогда, когда мы восчувствуем полную свою беспомощность пред лицом Божиим, когда мы осознаем великую меру ответственности пред нашими учениками.

Приготовляя себя к педагогическим будням постом и молитвою, покаянием и конечно же участием в Божественной Евхаристии; пересматривая накопленные нами прежде земные знания и отбирая те, которые необходимы для сегодняшнего дня, мы призываем на помощь Господа и выходим на ристалище. Мы живем в такое время, когда от нас требуется явить чудеса духа, веры, любви и премудрости не пред лицом мучителей и гонителей не пред лицом сильных мира сего, но пред лицом наших собственных детей", они более всего нуждаются в нравственном возрождении, в явлениях силы Божией, которая находится не где-нибудь, а в нашем собственном сердце, если мы крещены во имя Святой Троицы.

Итак, призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами - бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своем выборе, способна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божьей. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока. Когда замечательного педагога своего времени, святителя Григория Двоеслова, папу Римского, спросил кто-то из клириков: "Как нужно относиться к человеку?" - он ответил: "С благоговением", имея в виду, что человек - это искупленное Господом разумное Его создание. И если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, теплое расположение к нашим слушателям, они невольно встрепенутся и почувствуют в нас что-то такое, чего, может быть, еще не чувствовали, не "имели, не осознавали в себе. Между нами таинственно явит Себя Бог, сказавший: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,35), "...где двое или трое (или тридцать человек - прот. А. В.) собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18, 20).

Педагог, осененный благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Как это далеко от холодного психологизма или мрачных оккультных способностей, как это далеко от житейской умудренности и так называемого объективного научного знания! Общение душ - вот тайна педагогического творчества. При этом Спаситель, говоря Своим ученикам о благодати, действующей в сердце, свидетельствует о ней: "...грядущее возвестит вам" (Ин. 16, 13). Конечно, это "очень высоко. Мы не прозорливцы и совсем не 'пророки, но когда педагог, любящий свое дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует. Если учитель - скромный и смиренный труженик, то Господь дает хотя бы частичное видение или ведение доверившейся наставнику человеческой души. На основе этого предчувствия, созвучия духовного, педагог шестым чувством начинает уразумевать, что главное в педагогическом деле - это профилактика духовных заболеваний.

Вот тебе дано преподавать в первом классе. Ты можешь представить, что с этими детьми будет в 7-м или 10-м классе? Вот ты живешь и трудишься в областном центре, городишке, где по статистике 70% молодежи до 20 лет поражены наркоманией, а перед тобой сидят души, еще совсем не искушенные злом. Дух Господень вразумляет и простой человеческий разум подсказывает тебе, что преподавать, как вести уроки, дабы детей укрепить, защитить, влить им, если это возможно, некую инъекцию добра, чтобы они, оперившись, сделались сильными, способными к выбору, сумели противостать тем "чудищам рогатым", которые наверняка вторгнутся в их жизнь через несколько лет. Это ведение человеческой души, души ребенка, соединенное с умением выбирать нужный предмет преподавания, отыскивать необходимую тему, есть исконное качество настоящего педагога. Святитель Тихон Задонский, говоря о педагогике и о благодатном помазании педагога, замечает: "Любовь подыщет слова". Любовь о Христе Иисусе подыщет слова. Божья благодать внушит вам и жанр, и стиль общения, и слово, простое или высокое, но всегда ясное, то слово, посредством которого вам будет дано достучаться, и не только достучаться, но и согреть и осветить человеческую душу.

Говоря о благодатном помазании, проявляющемся в общении с людьми, вспомним слова Иисуса Христа, обращенные к ученикам: Радость Мою даю вам, и радости Моей никто у вас не отнимет (См. Ин. 15,11; 16,22; 17,13). "Всегда радуйтесь", - убеждает христиан апостол (1 Фее. 5,16). Почему часто мы бываем неуспешны в наших педагогических потугах и изысканиях? Потому что наше творчество какое-то безрадостное.

Подчас мы делаем важные открытия, мы предлагаем детям здоровую пищу, но душа наша почему-то остается неосененной, чуждой вдохновения. А между тем дело воспитания, нравственного исправления требует прежде всего избытка сердца, который выражается в радости общения, той радости, пред которой безоружны даже сомневающиеся, подозрительные, унывающие, склонные к раздражительности. Поникший, скучный, зачерствевший педагог, педагог упрекающий, обращающий внимание только на умственные способности человека, занимающийся доктринерством, морализаторством, воздействует, как правило, на отрицательные эмоции и не трогает в душе слушателя ни единой струны. А ведь кающийся грешник спешит в объятия Небесного Отца, потому что предвкушает ту радость, которая, как свидетельствует Сам Христос, передается и Ангелам Божиим (См. Лк. 15,10).

И наконец, вспомним еще слово Иисуса Христа, нашего Спасителя, обращенное к апостолам: "Дух Святый от Моего возьмет и наставит вас на всякую истину" (См. Ин. 16,13-14). Речь идет о просвещающей, вразумляющей, умудряющей силе помазания благодати Божией. Для педагога, особенно начинающего, это очень важно, потому что часто, обладая немалым багажом знаний, добросовестно готовясь к уроку, мы все-таки оказываемся беспомощными и растерянными. Ибо одно дело - знать, другое дело - преподать; одно дело - накопить самому, другое дело - сделать вашего слушателя способным к восприятию, усвоению знания. Дух Святый наставляет на всякую истину, Он наставляет и педагога, что взять из имеющегося в сокровищнице его памяти, какое использовать знание, какие привлечь примеры, как сопрячь между собою знания точных, естественных и гуманитарных наук. Дух Святый поможет преподавать детям образно, выпукло, жизненно, так чтобы были востребованы ими самими накопленные знания и они слушали бы вас, узнавая то, что имеют в сердце своем в результате предшествующих уроков. Несомненно, не только земной опыт, но и некая благодатная сила должна соприсутствовать педагогу, дабы истина, сама по себе простая, несложная, самодоказующая, ослепительная в своей красоте и чистоте, запечатлевалась бы в умах и сердцах слушателей, в том числе и с помощью тех средств, которые умело привлекает педагог, чтобы по песчинке, по кирпичику вложить в сердца слушателей все, что он задумал.

Заканчиваю слово, осознавая и свою собственную, и всеобщую человеческую немощь в деле педагогическом. Потому с тем большей сердечностью приступая к воспитанию и образованию детей, мы должны исповедать истину Христа: "...без Меня не можете делать ничего (истинно доброго - прот. А. В.)" (Ин. 15, 5). А значит, только со Христом в сердце и в устах мы преуспеем в нашем святом деле.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск