МКОУ Криничанская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено Согласовано: Утверждено:
На заседании ШМО: Зам.дир. по УВР
___________ Директор школы
Руководитель ШМО Серобабина С.М.
___________ /__________/ ________________2013г. Приказ № от « »_______
Протокол № ___ от “___” ___________ 2013 г.
Рабочая программа
по искусству (музыке) Класс - 7
Всего часов на учебный год – 35
Количество часов в неделю – 1
Учитель – Тютерева Ирина Алексеевна
Категория – ВКК
Стаж работы – 26 лет
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве сё форм и жанров, иначе говоря, воспитать у учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Музыкальный образ»; тема второго полугодия - « Музыкальная драматургия».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-е издание авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. Москва: Просвещение, 2007год);
утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. Москва: Просвещение. 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего уче-бно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно- методические комплекты других авторов (Сергеева 1 .11., Критская Е.Д., Шматина Г.С. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.Н.. Кичак Т.П. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
На изучение учебного предмета отводится 35 часов, 1 час в неделю, (приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.08.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном. Жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусс Реализация данной программы опирается па следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В.Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б.Абдуллиным, Г. П.Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по тину, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| 1.
| I полугодие «Музыкальный образ»
| 16 часов
| 2.
| II полугодие «Музыкальная драматургия»
| 19часов
| За учебный год:
| 35 часов
|
Требовании к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно-тематическое планирование
Тема четверти
| Кол-во ча-сов
| Дата по факту
| Дата по плану
| №
уро-
ка
| Что пройдено на уроке.
Музыкальный материал.
| Вид деятельности
| Валеология
| I четверть
| 9
|
| 02 09
| 1
| «Дороги» А. Новиков
| разучивание
|
| « Музыкальный
|
|
|
|
| «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир»
С. Прокофьев
| слушание, беседа, анализ
| правильная певческая посадка
| образ»
|
|
| 09 09
| 2
| «Лесной царь» Ф. Шуберт
| слушание, беседа, анализ
|
|
|
|
|
|
| «Дороги» А. Новиков
| исполнение в характере
|
|
|
|
|
|
| «Вальс» С. Прокофьев
| слушание, беседа
|
|
|
|
| 16 09
| 3
| «Прелюдия» А. Скрябин
| слушание, беседа, анализ
|
|
|
|
|
|
| «Дороги» А. Новиков
| исполнение в характере
|
|
|
|
|
|
| «Милый мой хоровод» (р.н.п.)
| разучивание
| упражнения на
|
|
|
|
|
| «Этюд» А. Скрябин
| слушание, беседа, анализ
| осанку
|
|
|
| 23 09
| 4
| «Милый мой хоровод» (р.н.п.)
| исполнение в характере
|
|
|
|
|
|
| «Дороги» А. Новиков
| исполнение в характере
|
|
|
|
|
|
| «Островок» С. Рахманинов
| слушание, беседа, анализ
|
|
|
|
| 30 09
| 5
| «Милый мой хоровод» (р.н.п.)
| исполнение в характере
| муз. движен.
|
|
|
|
|
| Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
| слушание, беседа, анализ
| марш. движ.
|
|
|
|
|
| «Песня Клерхен» Л. Бетховен
| разучивание
|
|
|
|
| 07 10
| 6
| «Болеро» М. Равель
| слушание, беседа, анализ
|
|
|
|
|
|
| «Песня Клерхен» Л. Бетховен
| исполнение в характере
|
|
|
|
| 14 10
| 7
| «Гремят барабаны» Л. Бетховен
| выраз.исполнение
|
|
|
|
|
|
| «Песня туристов» К. Молчанов
| разучивание
|
|
|
|
|
|
| «Болеро» М. Равель
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 2110
| 8
| «Песня туристов» К. Молчанов
| исполнение в хар.
|
|
|
|
|
|
| «Вторая рапсодия» Ф. Лист
| слушание, беседа
|
|
|
|
| 28 10
| 9
| «Песня туристов» К. Молчанов
| исполнение в хар.
|
|
|
|
|
|
| «Вторая рапсодия» Ф. Лист
| слушание, беседа
| физкультминут.
| II четверть
| 7
|
| 11 11
| 10
| «Гимн демократической молодежи» А. Новиков
| слушание, разучивание
| марш. движения
| «Музыкальный
|
|
|
|
| «Песня о молоте» П. Сигер
| беседа, слушание
|
| образ»
|
|
| 18 11
| 11
| «В путь» В. Лаурушас
| слушание, беседа, анализ
|
| (продолжение)
|
|
|
|
| «Гимн демократической молодежи» А. Новиков
| исполнение в характере
|
|
|
|
|
|
| «Деревянная лошадка» Б. Дварионас
| беседа, слушание
|
|
|
|
| 25 11
| 12
| «Два вальса» Ф. Шопен
| беседа, слушание, анализ
| муз.-ритм. упр.
|
|
|
|
|
| «Звездопад» А. Пахмутова
| слушание, разучивание
|
|
|
|
| 02 12
| 13
| «Звездопад» А. Пахмутова
| исполнение без сопров.
|
|
|
|
|
|
| «Органная фуга» (ля минор) И. Бах
| слушание, обсуждение
|
|
|
|
| 09 12
| 14
| «Звездопад» А. Пахмутова
| исполнение
|
|
|
|
|
|
| «Эпизод нашествия» Д. Шостакович
| слушание, обсуждение
|
|
|
|
| 16 12
| 15
| «Грустный вальс» Я. Сивелиус
| слушание, беседа, анализ
| правильная по-
|
|
|
|
|
| «Звездопад» А. Пахмутова
| исполнение в характере
| садка при пении
|
|
|
| 23 12
| 16
| «Прогулка» 7 симфония 1 часть Д. Шостакович
| слушание, обсуждение
|
|
|
|
|
|
| «Звездопад» А. Пахмутова
| исполнение в характере
|
| III четверть
| 10
|
| 1301
| 17
| «Школьный корабль» Г. Струве
| слушание, разучивание
|
|
|
|
|
|
| Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка
| слушание, анализ, беседа
|
| «Музыкальная
|
|
| 20 01
| 18
| «Школьный корабль» Г. Струве
| исполнение в характере
|
| драматургия»
|
|
|
|
| Увертюра М. Глинка
| слушание, анализ, беседа
| движ.под музыку
|
|
|
|
|
| Песня по выбору учащихся
| разуч., выразит. пение
|
|
|
|
| 27 01
| 19
| Оратория «Сегодня умер Руставели» О. Тактакишвили
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
|
|
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| разуч., выразит. пение
|
|
|
|
| 03 02
| 20
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 10 02
| 21
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| исполнение в характере
| физкультминут.
|
|
|
|
|
| Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
|
|
| «День победы» А. Тухманов
| разуч,.выразит. пение
|
|
|
|
| 17 02
| 22
| «День победы» А. Тухманов
| разуч., выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| «Венгерские напевы» А. Эшпай
| лушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 24 02
| 23
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| выразит. исполнение
|
|
|
|
|
|
| «Соната для виолончели с ф-но» Э. Григ
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 03 03
| 24
| «Соната для виолончели с ф-но» Э. Григ
| слушание, анализ, беседа
| физкультминут.
|
|
|
|
|
| «День победы» А. Тухманов
| выразит. пение
|
|
|
|
| 10 03
| 25
| «Школьный корабль» Г. Струве
| выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| «Органная фуга» И. Бах
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 17 03
| 26
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| беседа выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| «Грустный вальс» Я. Сибелиус
| беседа, слушание, анализ
|
| IY четверть
| 9
|
| 31 03
| 27
| «Счастье» Д. Кабалевский
| разуч., выразит. пение
|
| «Музыкальная
|
|
|
|
| «Полонез» М. Огинский
| слушание, анализ, беседа
|
| драматургия»
|
|
| 07 04
| 28
| «Счастье» Д. Кабалевский
| выразит. пение
| упр. на осанку
|
|
|
|
|
| «Симфония 40» А. Моцарт
| слушание, анализ, иллюс-трирование музыки
|
|
|
|
| 14 04
| 29
| «Симфония 40» А. Моцарт
| слушание, анализ, иллюс-трирование музыки
| правильная пев-
ческая посадка
|
|
|
|
|
| «Звездопад» А. Пахмутова
| выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| «Счастье» Д. Кабалевский
| выразит. пение
|
|
|
|
| 21 04
| 30
| «День победы» А. Тухманов
| выразит. пение
|
|
|
|
|
|
| «Увертюра-фантазия» П. Чайковский
| слушание, анализ, беседа
| физминутка
|
|
|
| 28 04
| 31
| «День победы» А. Тухманов
| сольное исполнение
|
|
|
|
|
|
| «Дороги» А. Новиков
| сольное исполнение
| танцев. движения
|
|
|
|
|
| «Ромео и Джульетта» П. Чайковский
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
| 05 05
| 32
| «Бухенвальдский набат» Н. Мурадели
| сольное исполнение
|
|
|
|
|
|
| «Эпизод нашествия» Д. Шостакович
| слушание, анализ, беседа
| движения под муз.
|
|
|
| 12 05
| 33
| «Счастье» Д. Кабалевский
| хоровое пение
|
|
|
|
|
|
| «Золушка» С. Прокофьев
|
|
|
|
|
| 19 05
| 34
| «Золушка» С. Прокофьев
| слушание, анализ, беседа
|
|
|
|
|
|
| «Счастье» Д. Кабалевский
| слушание, беседа
|
|
|
|
| 26 05
| 35
| Песня по выбору учащихся
«Золушка» С. Прокофьев
| хоровое пение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |