Скачать 79.96 Kb.
|
Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью работу необходимо начинать с раннего детства. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10 % школьников относятся к числу здоровых, 50 % имеют патологию, а 40 % относятся к группе риска. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как более 70 % времени его бодрствования связано со школой. В России 25,3 млн. детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу за последние 10 лет снизилась в 2 раза. Уровни физической активности учащихся в 2,3 раза ниже максимально необходимых, что обусловливает снижение мышечной силы на 18 % и жизненной ёмкости лёгких на 15 %. В результате за последние 10 лет число детей. Страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, а более 30 % девушек и 50 % юношей имеют заболевания, которые ведут к ограничению репродуктивных функций. Также отмечается высокий рост психических расстройств и нервно-психических заболеваний среди школьников. От 1 к 10 классу в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, зрения и слуха. Школьная учебная нагрузка в 1/3 школ превышает нормативные показатели. У многих обучающихся наблюдается гиподинамия, отмечается недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, дефицит ночного сна. В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий, которые имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребёнка. Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Задача школы – создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьников. В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, организация здорового режима учебного дня.
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Администрация школы - Обучающиеся школы - Классные руководители - Учителя-предметники - Школьная медсестра - Врачи-специалисты - Социально-психологическая служба - Родители
Учебно-воспитательная работа - организация учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, организация здорового режима учебного дня. Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как обучающихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-нибудь недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса. Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
- медосмотр обучающихся школы, определения уровня физического здоровья; - проведение диспансеризации обучающихся; - выявление обучающихся специальной медицинской группы; - организация и проведения бесед с обучающимися по вопросам личной гигиены, здорового образа жизни.
- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль; - общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся; - организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена; - организация контроля уроков физкультуры; - обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; - разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и её контроль; - организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль; - организация работы социально-психологической службы в школе.
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике частых заболеваний обучающихся; - организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; - организация и проведение профилактической работы с родителями; - организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и т.д.) в рамках программы «Здоровье»; - организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; - организация и проведение диагностик уровня и качества знаний обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Успешность осуществления поставленных целей и задач во многом зависит от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач. |