Скачать 69.76 Kb.
|
Рышкова Л.М. г. Курск, Курский государственный университет lrysh@yandex.ru Педагогические условия воспитания «человека культуры» в процессе обучения истории В статье рассматриваются современные требования к определению «человек культуры» а также методы, приемы и условия воспитания «человека культуры» на уроках истории. Анализируя степень воспитанности современной молодежи в России, большинство исследователей (Л.И. Евсюкова, Г.М. Иващенко, Л.М. Маленкова, Т.М. Малькова, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов), а также сознательная общественность отмечает недостаточное развитие духовности и ответственного гражданского поведения у части старшеклассников, что проявляется в отсутствии активного стремления к общественной деятельности, преобладании потребительских и эгоистических настроений. Наблюдается устойчивая тенденция потери ориентаций в нравственных ценностях и традициях, зачастую модными становятся изначально негативные ценности и установки, возник дефицит духовности. Часто жизненная позиция приобретает неприемлемую форму, что проявляется в безразличии, пассивности, беспринципности, вседозволенности, агрессивности личности. Отмечаются проблемы в социальной адаптации и адекватной социализации подрастающего поколения. История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема усвоения правил и норм человеческого общежития, принятых в обществе - центральная проблема любого общества, переживающего кардинальные перемены на пути модернизации государства и изменений общественного уклада. Чем ниже уровень воспитанности и культуры человека, тем доступнее его сознание для манипулирование его волей и энергией. Тем более актуальной для современного образования является воспитание «человека культуры», обладающего способностью определять приоритеты в своем развитии, саморазвиваться, совершать осознанный выбор и обращаться к адекватным, социально одобряемым ценностям и образцам культуры. «Человек – не только биологическое существо, но и существо духовное. Ему нужна культурная среда как воздух. Если не будет культурной среды, будет происходить моральное вымирание человечества. Культурная среда – это и памятники архитектуры, искусства, это и сам язык. Вообще земной шар представляет собой грандиозный музей. Мы все должны за него отвечать, все должны его хранить», – писал известный русский ученый, филолог, культуролог Дмитрий Лихачев [5, с. 115]. Понятие «человек культуры» связано с успешной социокультурной адаптацией личности, которая выражается в сформированности гражданской идентичности, приверженности национальным ценностям, патриотизме и, в тоже время, это личность, обладающая межэтнической толерантностью, принимающая этнокультурные ценности других народов. В современном представлении культурный человек- это не только успешно социолизированная личность, но и личность, руководствующаяся в своей жизни духовно-нравственными ценностями, уважающая и знающая историю, культуру и духовные традиции своего народа. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания; умело применять их на практике для решения проблем, используя современные технологии; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельными; совершенствовать свою нравственность и духовную культуру; знать и уважать культуру и духовные традиции своего народа; соизмерять свои поступки с нравственными ценностями. Наибольшими возможностями в деле воспитания «человека культуры» обладают гуманитарные дисциплины, прежде всего история. Уроки истории дают возможность осмысления информации из разнообразных источников, решения познавательных и практических задач, формирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и гуманности. Среди основных задач, стоящих перед учебной дисциплиной «история», являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфесскональном обществе. История как учебный предмет школьной программы играет значимую роль и имеет большие возможности в формировании основных качеств и ценностей человека культуры у подрастающего поколения. Возможности истории в формировании культурной личности заложены в целях и задачах данной дисциплины, а также в содержательных компонентах уроков истории. Цель исторического образования в этом плане – ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. Главная задача истории – воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Воспитание культурного человека невозможно без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур, их тесной связи друг с другом. Школьники должны понимать, что их народ – часть мировой цивилизации. [1, с.82] В методике преподавания истории представлен широкий выбор различных методов и приемов, помогающих формировать у школьников качества, присущих человеку культуры. Наиболее способствует формирование качеств «человека культуры» использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как дискуссии, дебаты, встречи с участниками исторических событий, работа с архивными материалами, в том числе и школьного музея, выполнение творческих работ, социогуманитарных исследований, применение музыкальных, художественных произведений на уроках истории, конкурсы, эссе, интегративные уроки и уроки-путешестивия, проектная деятельность. Повышает воспитательный потенциал урока приемы создания эмоционально-нравственных ситуаций, способствующих внутреннему переживанию событий, приемов, обеспечивающих эмоциональное восприятие исторического материала. В таком состоянии к процессам внимания, запоминания, осмысления подключается глубокое внутреннее переживание личности, которое делает процесс обучения более эффективным. Целесообразным считается применение интегрированного и ценностного подходов к изучению культуры на уроках истории. Интегрированный подход основан на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода осуществляется посредством «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части. Другим способом реализации указанного подхода является изучение явлений социально-политического и экономического плана через культурно-исторические факты и достижения. Ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы общества. Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени [4, с.3] Использование материалов краеведения на уроках истории также способствует развитию духовно-нравственных качеств, патриотизма и гражданской идентичности подрастающего поколения. На современном этапе школьное краеведение сочетает в себе высокую идейность, общественно полезную направленность, поисково-исследовательский характер. История нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Благодаря этому у детей и подростков на конкретной исторической основе формируются чувства уважения к старшим, гордости за свою страну и подвиги русского народа. Безусловно, огромное значение в формировании качеств «человека культуры» принадлежит личности учителя истории, его опыту, знаниям, стилю общения с учениками. Для реализации указанной задачи значимыми являются применение личностно-ориентированных технологий, предполагающих установление доверительных отношений с обучающимися, отказ от навязывания своей точки зрения и аворитарности в общении. Главной задачей для учителя на уроке истории в русле рассматриваемой проблемы является через исторические знания формировать ценностные ориентации школьников, межэтническую толерантность, гражданскую позицию, ставить их перед решением морально-нравственных проблем, способствовать осознанию обучающимися своих исторических корней и социализации в обществе. Литература
. |