Скачать 352.2 Kb.
|
Пояснительная записка 9 класс (музыка) Данная рабочая образовательная программа по музыке для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка.», авторы Т.И. Науменко,В.В. Алеев, (Музыка.9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа, 2010.-144 с.: ил., нот.) с учетом возрастных особенностей детей. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080. Приложение 1) Актуальность, педагогическая целесообразность. Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры. Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать и ценить явления искусства, наслаждаться ими. Вот почему важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием « музыкальная культура школьника». Под музыкальной культурой личности ученика общеобразовательной школы подразумевается: -индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; -интегрированное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству, способность к восприятию новой музыки, знаний об искусстве, развитость художественного вкуса, избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).1 Преемственность программы. Формирование музыкальной культуры учащихся 9 классов происходит в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого характера. При сохранении задач музыкального воспитания, реализуемых в начальной школе (формирование интереса и любви к музыкальному искусству, осознания связи его с жизнью, сообщение учащимся знаний, облегчающих понимание языка музыки и т.д.) в среднем звене ОУ работа на уроках музыки приобретает в большей степени обучающую направленность и, как следствие, поднимает на новый уровень общение учителя и учащихся – это уже прямое сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем при чутком отношении педагога к вкусам, интересам и потребностям учащихся.2 Цель- передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности обучающегося. Задачи программы.
Отличительные особенности. Помимо разделов и тем учебника для оптимизации учебного процесса в курс программы введены фрагменты некоторых разделов по предмету «Музыкальная литература», построенные на основе учебного пособия для музыкальных школ. (Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д.Сорокотягин.- Ростов н/Дону : Феникс, 2009.-221, [1] с.: ил. – Учебные пособия для ДМШ ). Материал представлен в виде таблиц с кратким изложением основных этапов в жизни и творчестве композиторов, а также основными понятиями в музыкальной деятельности, кратким объяснением специальной терминологии. В данной учебной программе значительная роль отведена обучению вокально-хоровым навыкам учащихся по методике поточного пения Ф.В. Иванникова. Методика достаточно легка для восприятия обучающегося, дает прекрасный результат за сравнительно небольшой промежуток времени. Данная методика постановки голоса отличается от традиционных тем, что предлагает несложные по форме и содержанию упражнения для развития голосового аппарата, а также воспитывает навыки анализа производимой деятельности (как, зачем, почему так или иначе…), что способствует более продуктивному обучению. Сроки реализации программы, этапы. Количество часов по учебному плану всего-34, в неделю-1 час.. Формы проведения учебных занятий. Методы организации занятий: словесные метолы (объяснение педагога), наглядные методы (показ, метод образных сравнений), практические методы (систематичность, последовательность, постепенность; взаимосвязь деятельности ребенка и педагога; метод «быстрого ведения урока»; «от простого к сложному). Основной структурой занятия по данной программе являются следующие виды деятельности: повторение пройденного, разбор нового материала, слушание музыки, постановка голоса, разучивание песенного репертуара. Освоение учащимися музыкальных умений: В слушательской деятельности это умения: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания. В данной деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения музыки ученик должен:знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
А также развить:
К концу учебного года учащийся может:
Оценка результативности выполнения программы проводится с помощью итоговых занятий в конце четверти (различные формы проведения: викторины, урок-концерт и т.д.), сдачи самостоятельных работ по темам, участия в конкурсах и фестивалях. |