Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.03.2014
Размер60.1 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
«Представление педагогического опыта»

Курбатова Ирина Петровна

МБОУ ДОД «ДШИ с.Б-Уча»

Преподаватель теоретических дисциплин в ДШИ

Тема: «Основные художественные направления в музыке 20-21 века»

Пояснительная записка

Проработав в ДШИ у меня возникла необходимость в данной теме. Учебник по музыкальной литературе последнего года обучения очень хорошо освещает темы о творчестве композиторов 20 века, о стилях и приёмах композиторской техники, которыми пользуются композиторы 20 века, но не хватает обобщающей темы о художественных направлениях музыки 20-21 века.

Данная тема так же может быть использована и в качестве лекции перед старшеклассниками в средней школе или перед населением.

Урок в выпускном классе на тему:

«Основные художественные направления в музыке 20-21 века»

Цель: Познакомить с основными направлениями в музыке 20-21 века. Прослушать примеры музыки современных композиторов, различных художественных направлений 20-21 века.

Содержание доклада

Основные художественные направления в музыке 20 века можно поделить на 4 этапа:

1. Модернизм (с начала и до середины 20 века)

2. Авангардизм (40 – 50-е годы 20 века)

3. Поставангардизм (70-е годы)

4. Постмодернизм (90-е годы и до наших дней)

МОДЕРНИЗМ (современный, недавний) - характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля. В ИЗО модернизм возник несколько раньше. Датой его зарождения считают 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального художественного салона. Наиболее значительные течения: импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

Что касается постмодернизма, то в настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер. Вот некоторые из мнений:

- Умберто Эко

«Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить, иронично без наивности».

- Г.Хоффман

«Постмодернизм – самостоятельное направление в искусстве, означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма».

- Х.Летен

«Постмодернизма как целостного художественного направления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма».

АВАНГАРДИЗМ (впереди идущий) – характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

Модернизм включает в себя следующие течения:

1. Экспрессионизм 2. Неоклассицизм 3. Неофольклоризм

4. Додекафония 5. Сериальность, структурализм, пуантилизм

6. Фовизм, примитивизм 7. Урбанизм, дадаизм

Рассмотрим некоторые из них:

Экспрессионизм

Возник в Австрии в 1905 году. Первоначально появился в живописи, затем в литературе, а затем и в музыке. Появлению экспрессионизма способствовавло объединение художников «Синий всадник» и картина Э.Мунка «Крик». В музыке представителями экспрессионизма стали А.Берг, А.Веберн и Р.Штраус. Экспрессионизм распространился в Европе и Америке. Причиной возникновения экспрессионизма стала война.

Основные мотивы: одиночество, страх, отчаяние, мысли о смерти, ужасы, уродства, болезненность. Выразительные средства: отсутствие плавной мелодии, грубость, механичность, импульсивность ритмики, диссонансы и кластеры в гармонии, контраст динамики, тембр тяжёлой меди, использование крайних регистров, нарастающая звучность, в вокальной музыке – исполнение говорком.

Додекафония

Систему додекафонии разработал А.Шёнберг. Додекафония подразумевает отказ от функциональности и ладовости и основана на 12-ти звучном ряде в определённой последовательности. Все звуки при этом равноправны. Способы развития: инверсия, ракоход, начало от любого звука. Разновидности додекафонии: сериальная, модальная, тотальная (всеобщая).

Пуантилизм

Пуантилизм подразумевает минимум музыкальных средств. Звуков меньше, чем пауз. Повышенное внимание к каждому звуку и его окраске. Каждый звук воспринимается как целая тема.

Структурализм

Возник на основе сериальности. Это додекафония высшего порядка. За каждым звуком закрепляется своя динамика, длительность, тембр. Представители структурализма П.Булез и композиторы «Новой Венской школы» А.Шёнберг, А.Берг, А.Веберн. они ввели в музыку рациональность, точный расчёт, строгую логику интеллекта, отрицая всё образно-эмоциональное в музыке.

Неоклассицизм

Обращение к раннеклассическим жанрам: классическая симфония, сюита, вариации на basso ostinato, реквием, кончерто гроссо, грегорианский хорал. Используется полифонический стиль музыки, формы и средства музыкальной выразительности прошлого, старинные инструменты (виола, клавесин). Но принцип стилизации приобретает черты ироничного. Данное течение возникло как отрицание экспрессионизма. Наиболее яркие представители И.Стравинский, П.Хиндемит, Б.Бриттен. Неоклассицизм приводит к полистилистике (сочетание разных стилей в одном произведении).

Неофольклоризм

Это течение развивалось на протяжении всего 20 века. Оно подразумевает использование крестьянского и городского фольклора. Наиболее яркие представители И.Стравинский и Б.Барток.

Дадаизм

Стремление удивить, довести до абсурда. Причина – протест политическим событиям. Основоположником данного течения стал Эрик Сати. Вот названия некоторых из его пьес: «3 пьесы в форме груши», «3 сушёных эмбриона».

Урбанизм

Использование в музыке звуков города (автомобильные гудки, звуки сирены и т.д.). Стремление к упрощению музыки, провозглашение культа машин и современных городских ритмов. Представители Э.Сати, А.Онеггер, Д. Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Тайфер.

Близок к дадаизму и урбанизму фовизм, в переводе – дикий. Фовизм отличается яркостью, красочностью, примитивностью.

Авангардизм включает в себя следующие течения:

1. Алеаторика

2. Санористика

3. Конкретная музыка

4. Электронная музыка

Алеаторика

Означает жребий, игра в кости. Основа – случайный выбор, импровизация, выход на уровень подсознания. В живописи аналог алеаторики- сюрреализм. Алеаторика может быть тотальной и контролируемой. Основоположник В.Лютославский. суть алеаторики в том, что в музыке нет размера, деления на такты, нет фиксированной звуковысотности (указано лишь направление мелодии и продолжительность).

Санористика

В переводе «звучный». Главное в санористике – краска, темброво-красочные звучности. В музыке образуются сонорные поля вне ритма, мелодии и гармонии. Основные приёмы – длительное вибрато, тремоло, эффектные, оригинальные приёмы игры, кластеры, в вокале фонетика языка (визги, крики, вздохи, шёпот). Основоположник направления К.Пендерецкий.

Конкретная музыка

Это комбинирование звуков из окружающей среды без применения музыкальных закономерностей. Конкретная музыка делится на музыку нучно-технической революции, экологическую музыку и на музыку быта (пишущая машинка, вой сирены, бой часов, шаги и т. д.). Основатель – П.Шиффер.

Электронная музыка

Музыка, сделанная при помощи синтезатора или компьютера. Основатель американский композитор Штокхаузен Карлхайну.

Музыкальный материал:

- И.Стравинский балет «Петрушка» «Народные гуляния на масленой»

- И.Стравинский балет «Весна Священная» 1 часть

- А.Шнитке Симфония №1 2 часть

- Загний «Новогодняя музыка»

- John Zorn «Cat O Nine Tails»

- Steve Reich «Piano Phase»

- Michael Daugherty «Elvis Everywhere»

-Л. Берио Симфония, часть 3

- А.Мосолов «4 газетных объявления»

Вывод: Каждая эпоха стремится создать что- то своё, новое. Поиски нового привели музыку 20 -21 века и искусство в целом к таким новым направлениям как модернизм и авангардизм, с крторыми мы с вами сегодня и познакомились. А нравиться вам современное искусство или нет решать вам.

Использованная литература:

1. Лекции с КПК Петрушиной Л.А. (январь 2008 год)

2. Сведения из интернета

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск