Скачать 115.74 Kb.
|
Петрова Е.В. Разработка урока по технологии 8 класс Тема: ДВУСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ Цели: познакомить учащихся с разными видами двусторонней глади; учить выполнять элементы двусторонней глади разными приемами; развивать эстетический вкус. Оборудование: образцы изделий, вышитых разными видами двусторонней глади; ткань, нитки мулине, иглы, карандаш, калька, копировальная бумага, пяльцы. Словарь: двусторонняя гладь, прямая гладь, косая гладь, радиальные стежки. Ход урока I. Организация урока. 1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. Учитель. Знаете ли вы, чем двусторонняя гладь отличается от односторонней? Сможете ли вы их отличить друг от друга? Какие новые приемы выполнения вам придется осваивать? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на этом уроке.
Контрольная работа 1. Объясните различия в технологии выполнения швов «узелки» и «рококо». 2. Назовите приемы, с помощью которых можно достичь объемности вышивки «узелками» или «рококо». 3. На какой ткани можно выполнять швы «узелки» и «рококо»? 4. Какой толщины нитку нужно выбирать для вышивания швов «узелки» и «рококо»? IV. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 1. Двусторонняя гладь, ее разновидности. Двусторонняя гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками, имеющее одинаковый вид и с лицевой, и с изнаночной стороны. Двусторонняя гладь может быть плоской (без настила) и высокой или выпуклой (по настилу), одноцветной или многоцветной. Разновидностью двусторонней глади является белая гладь. Сравнительно недавно в г. Александрове Владимирской области возникла вышивка цветной гладью, которую стали называть александровской. В отличие от белой глади и владимирских швов цветная александровская гладь не имеет народной основы. Этот вид глади выполняют без настила. Для вышивания используют нитки мулине разных цветов. Гладью выполняют узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы веточки полевых цветов и ягод малины, рябины, крыжовника и т. д. Условно, как правило, и цветовое решение этих узоров. Например, красные ягоды сочетаются с коричневыми листьями, синие цветы с золотисто-желтыми листьями. Иногда узор выполняют только в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Узоры могут быть составлены из веток с распустившимися цветами и созревшими ягодами. Такое совмещение вполне оправданно: оно усиливает сходство с растением, помогает художнику дать интересные цветовое решение узора. Освоив несложные приемы этой вышивки, можно самому зарисовать понравившийся цветок или веточку с ягодами и листьями. Из веточки составить полоску и подобрать цвета ниток для вышивки узора. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. 2. Приемы вышивания определенных элементов узора. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка -радиально от края к центру, в листьях - к середине, в направлении жилок. Чтобы в цветке все стежки были расположены к центру, надо менять их длину, располагая в следующем порядке: один или два длинных, один короткий и т. д. При другом способе стежки двухстороннего гладьевого шва укладывают ровными рядами, нити одного тона не должны входить в нити другого. Узор переводят и разбивают на отдельные детали карандашом или швом «пунктир». Вышивают вначале одну часть, затем нить незаметно закрепляют и обрезают у самого основания. Берут нить другого тона и вышивают вторую часть и т. д. При вышивании цветков необходимо располагать нити темных тонов у основания лепестка, а светлых - у вершины. Л Вышивание цветков гладью а | б Вышивание листьев гладью истья исполняют так же, начиная с внешней стороны, снизу вверх, а затем сверху вниз, предварительно разбив их на контурные части. Стежки двухстороннего гладьевого шва при вышивании листьев могут быть неровными, один стежок длиннее, другой – короче. Крупные листья полностью не зашивают такую гладь еще называют краевой. Стежки выполняют разной длины, направляя их от края к середине. Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом. Мелкие листочки вышивают косой гладью, а ягоды - прямой гладью. Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, их обшивают по контуру швом вперед иголку, затем выполняют стежки двусторонней глади, закрывая стежки, проложенные по контуру. Для вышивания берут нитку мулине в одно сложение, но для того чтобы вышивка была плотной и не просвечивала ткань основы, стежки кладут вплотную друг к другу. Вышивание листьев стебельчатым швом IV. Демонстрация приемов выполнения двусторонней глади. Учитель показывает приемы вышивания элементов узора: прямой гладью, косой гладью, краевой гладью. V. Практическая работа. Задание 1: выполнить упражнения по вышиванию отдельных элементов узора двусторонней гладью. Задание 2: выполнить вышивку в технике двусторонней глади (учебник, практическая работа № 15, с. 51). Целевые обходы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполненной работы. Ф ИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение дыхательной гимнастики. Исходное положение - стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх, назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться и в исходное положение (естественный выдох). VI. Подведение итогов урока. 1.Выставка работ учащихся. 2. Заключительное слово учителя. Красива двусторонняя гладь, хотя и более сложна, чем, например, вышивка швами «рококо». А какое разнообразие в выборе рисунков! Но особенно хорош растительный орнамент, вышитый этой гладью, в чем вы убедились, выполняя практическую работу. Вышивание - это затягивающий процесс. Чем красивее у тебя получается, тем больше хочется вышивать. И это прекрасно, потому что, вышивая, вы успокаиваетесь, снимая стресс, и в то же время доставляете и себе и другим людям радость, эстетическое наслаждение. 3. Выставление оценок. Домашнее задание: учебник, § 17, с. 50-51. Уроки 33-34 Тема: Художественная гладь Цели: познакомить учащихся с разновидностью двусторонней глади - глади с эффектом светотени; учить выполнять вышивку в технике художественной глади; развивать умение подбирать цветовую гамму, добиваясь гармонии; воспитывать эстетический вкус. Оборудование: образцы изделий, вышитых в технике художественной глади; ткань, мулине, иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, калька, копировальная бумага, рисунки для вышивания. Ход урока I. Организация урока.
II. Сообщение темы урока. Учитель. Вы познакомились на прошлых уроках с разными вариантами глади: односторонней и двусторонней, одноцветной и многоцветной. Умение работать в этой технике позволяет создавать прекрасные вышивки. Но это лишь первые шаги к еще одной разновидности глади - художественной. Сегодня на уроке вы будете осваивать приемы вышивания в технике художественной глади, познакомитесь с творческими возможностями этой техники. III. Повторение пройденного материала. Опрос учащихся по вопросам:
IV. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 1. Художественная гладь - вершина мастерства вышивальщицы. Художественная гладь - это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки как самую сложную, поскольку при выполнении художественных работ кроме чисто профессиональных качеств - совершенства владения всеми приемами вышивки, обязательно требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы. Основой этой техники вышивки являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность - отсюда и название «гладь». Вышивку художественной гладью выполняют на нарядной одежде, салфетках, дорожках, украшая ею предметы обихода, и при создании художественных работ - панно, картин, портретов. При выполнении вышивки в художественной глади необходимо уметь создать из ограниченного количества оттенков цветных ниток возможность самых различных их цветосочетаний, поэтому необходимо познакомиться с терминами и правилами, применяемыми в этих работах. 2. Цветовое решение вышивки. Цвет, колорит в художественной вышивке играет важную роль. Интересно задуманная работа может быть испорчена неудачным подбором ниток и наоборот. Не стоит приступать к вышивке, если целиком не подобраны нитки для всей работы. Цветных ниток каждого цвета обязательно должно быть 2-3 тона. Тон - это степень интенсивности, насыщенности одного и того же цвета. Интенсивность окраски ниток - признак цвета при определении его как светлый или темный. Например, красный цвет может быть светлым -розовым или темным - бордовым. Синий цвет светлым - голубым или темным -синим. Насыщенность окраски ниток изменяется в зависимости от присутствия серого цвета и обычно характеризуется яркостью, неяркостью, мягким цветом, сероватостью тона и т. д. Цвета разделяются на теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый) и холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Деление это условно. Название «теплые тона» обычно связывают с представлением солнечного цвета, тепла, а «холодные цвета» - с представлением льда, воды и т. д. Теплые цвета обладают способностью «выступать» из фона, а холодные наоборот - «отступать». Эти свойства необходимо учитывать при подборе ниток для вышивания. Следует избегать сочетаний, при которых фон - второстепенный элемент - выглядит более ярким, чем вышитый узор. Поэтому для фона при выполнении художественных работ, панно следует брать ткань спокойных, неярких тонов, нейтральную - серую, коричневую, черную, бежевую. Гармоничное сочетание элементов вышивки заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сочетании близких цветов, воспринимающихся в качестве оттенков одного цвета. В подборе цветовых сочетаний большую роль играет колорит. Колорит - определенное взаимоотношение всех тонов и цветов ниток в смысле подчинения общему тону всей вышивки. Колорит от преобладания тонов может быть темным, ярким или приглушенным. Большое внимание при подборе цветов ниток для работ художественной глади следует уделять освещенности вышиваемого изображения. Взято за правило, что части рисунка, обращенные влево и вверх, должны быть освещены сильнее, для чего при их вышивании используются нитки светлых, более бледных тонов. Элементы рисунка, обращенные вправо, вовнутрь, загнутые вниз, середина различных цветов вышивается нитками более темных, насыщенных тонов. В работах художественной глади необходимо, вводя стежки другого цвета, соблюдать известную осторожность, чтобы они в сочетании со стежками других цветов не «выпячивались», а усиливали бы общее впечатление главного, основного тона. Поэтому все цвета вышивки должны органично сочетаться между собой, подбирать тона следует очень продуманно, не допуская резкого перехода одного цвета в другой; а как бы «вливая» один тон в другой. Это достигается путем на ложения стежков одного цвета разной длины. 3. Приемы работы в технике художественной глади. В художественной глади плавный переход от одного цвета к другому достигается применением редкой глади, в которой переход одного тона нитей в другой достигается при помощи стежков различной длины, плотно входящих один в другой. Направление гладьевых стежков зависи от расположения и формы различных деталей рисунка, например: в листиках от жилок. Направление стежков на вышивку наносят карандашными линиями. При наложении гладьевых стежков нитками одного цвета, но расположенных в разном направлении, также достигается объемное изображение вышиваемого предмета. Вышивая листья с загнутыми краями, заполняют гладьевыми швами вначале правую половину листа, затем левую для удобства. По контуру загнутой части сначала делают настилшвом «пунктир», затем гладьевой настил - это создает впечатление рельефности. Если основную часть листа вышивают светлыми нитями, то загнутую темными или наоборот. При наложении цвета следует учитывать расположение листа в узоре. Если лист находится на переднем плане, его вышивают более светлыми нитями, если на втором плане - темными, в центре или где-нибудь в глубине – самым темными, делая плавные переходы от тона к тону. При вышивании цветов каждый лепесток делят на части и карандашом намечают на правление стежков. Карандашом также обводят границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая границы светлого и темного тонов. Вышивают в три-четыре тона, постепенно сгущая краску от края к центру. Середина цветков вышивается или гладевым валиком или узелками. Добиваясь объемности изображения, некоторые части рисунка можно предварительно заполнить настилом хлопчатобумажными нитками. Вышивание цветов гладьевым валиком или узелками V. Демонстрация приемов работы в технике художественной глади. Учитель показывает приемы выполнения теневой глади, обращая внимание учащихся на плавность перехода от одного тона к другому. VI. Практическая работа. Задание: выполнить вышивку в технике художественной глади (в учебнике практическая работа № 16, с. 53). Целевые обходы:
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполненной работы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1. Потягивание. При выполнении обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе - опускать. Исходное положение - стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; два - вернуться в исходное положение. 4-6 раз. 2. Исходное положение - стоя, руки на поясе (варианты - за голову, вперед, в стороны). На раз - выполнить наклон вперед с прогнутой спиной; два - вернуться в исходное положение. 5-6 раз. 3. Полуприседания. Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз -присесть на носках или всей стопе, на два - вернуться в исходное положение. 10-12 раз. VII. Подведение итогов урока. 1.Выставка работ учащихся. 2. Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке вы познакомились с азами техники вышивания художест венной гладью и убедились, что это непростая техника. Необхо дим опыт, освоение более сложных приемов работы для того, чтобы в результате получились прекрасные образцы вышиваль ного творчества. Но все в ваших руках! Изучение специальной литературы, ваше терпение, ваш труд помогут достичь хороших результатов. 3. Выставление оценок. Домашнее задание: учебник, § 18, с. 52-53, подобрать рисунки с изображениями цветов, овощей и фруктов, которые можно использовать для вышивки. |