Рассмотрено на заседании ШМО учителей
Протокол № ____ от
Руководитель ШМО _________ Пономарчук Г.С
«____»________ 2013г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ с. Кировское
________ Побуранова Г.В.
«____»________ 2013г.
| УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МОУ СОШ с. Кировское
_________ Гельм Н.В.
Приказ № ___ от
«____»________ 2013г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
3 класс Пономарчук Галины Сергеевны
2013-2014 учебный год.
Учебно- тематическое планирование по музыке Класс: 3 Учиель: Пономарчук Галина Сергеевна. Всего 34 часа, 1 час в неделю. Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , примерной программы начального общего образования и авторской программы «Музыка» В.О.Усачева, Л.В.Школяр.(Образовательная программа 2100)
Учебно – методический комплект представлен: В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка. Учебник 3 класс. Изд.Москва: Баласс 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: В.О.Усачева,Л.В.Школяр
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация .
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. В.О.Усачева, Л.В.Школяр Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
Календарно - тематическое планирование по музыке
№
| Название раздела.
Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Основные виды учебной деятельности учащихся
| Примечания
| Дата проведения
| план
| факт
| Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевность (9 часов)
| 1
| Песенность, танцевальность и маршевность.
Мелодия и мотив. Увертюра к опере «Кармен» Ж.Бизе.
| 1
| Урок открытия нового знания
| •Песенность танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
• Широкий круг образов и особенности музыкального языка сочинений разных времён и народов. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
|
| 7.09
|
| 2
| Жанровые истоки сочинений композиторов –классиков. Р.Щедрин «Конёк-горбунок»
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 14.09
|
| 3
| Мелодия и лад
«Полонез» Ф.Шопена. «Скворушка прощается» М.Ивенсон
| 1
| Урок рефлексии
|
| 21.09
|
| 4
| Мелодия и лад. «Утро» Э.Грига.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 28.09
|
| 5
| Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.Глинка.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 5.10
|
| 6
| Мелодия и ритм. «Арогонская охота» М.Глинка
| 1
| Урок рефлексии
|
| 19.10
|
| 7
| Мелодия и гармония. «Дружат дети всей планеты» В.Викторова.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 26.10
|
| 8
| Гармония звуков музыки. Симфония №5 Л.Бетховен
| 1
| Урок рефлексии
|
| 2.11
|
| 9
| Природа в музыке. «Времена года» П.Чайковский.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 9.11
|
| Интонация (7 часов)
| 10
| Интонация в музыке. «Болтунья» С.Прокофьев.
| 1
| Урок открытия нового знания
|
|
| 16.11
|
| 11
| Разучиваем, поём, следим за интонацией, за ударением в словах. «Спой нам ветер» И Дунаевский.
| 1
| Урок рефлексии
| Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация – «сплав» средств музыкальной выразитель- ности. «Зерно-интонация».
•Импровизации
с использованием
«зерна-интонации»(вокальные, инструментальные, ритмические, пластические).
Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто- нация и как из неё вырастает мелодия.
• Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи..
|
| 30.11
|
| 12
| Зерно- интонация.Р. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 7.12
|
| 13
| Зерно- интонация. Попевка «Кто дежурные» «Пусть всегда будет солнце» А.Островского
| 1
| Урок рефлексии
|
| 14.12
|
| 14
| Главные интонации в музыкальном произведении. Темы Петушка, звездочёта, царя Дадона из оеры «Золотой петушок»
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 21.12
|
| 15
| Юмор в музыке. «Котенок и щенок»
| 1
| Урок рефлексии
|
| 28.12
|
| 16
| Интонация –основа музыки.
Вальс Шуберта.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 11.01
|
| Развитие музыки (10 часов)
| 17
| Как изменяется музыка. «Почему медведь зимой спит»
| 1
| Урок открытия нового знания
| • Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому.
Музыка – искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
• Повтор, контраст, вариацион- ность – основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами.
«Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
• Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
Формирование умений уча- щихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись.
|
| 18.01
|
| 18
| Контраст элементов музыкальной речи. Русская народная песня «Во поле березка стояла», финал Симфонии №4 П.И.Чайковского
| 1
| Урок рефлексии
|
| 25.01
|
| 19
| Контраст в музыке. Песня Д.Кабалевского «Разные ребята», прелюдия №7 Ф.Шопена.
| 1
| Урок рефлексии
|
| 1.02
|
| 20
| Прием варьирования в музыке. Т.Потапенко «Школьные годы», прелюдия №20 Ф.Шопена
| 1
| Урок
открытия нового знания
|
| 8.02
|
| 21
| Зерно-интонация, тема и её развитие в музыке.
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 15.02
|
| 22
| Сказка в музыке. «Купание в котлах» из балетаР.Щедрина «Конёк-горбунок
| 1
| Урок рефлексии
|
| 1.03
|
| 23
| Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, лад (минор,мажор)
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 15.03
|
| 24
| Полифоническое развитие музыки. «Резвушка, Злюка, Плакса» Д.Кабалевского
| 1
| Урок рефлексии
|
| 22.03
|
| 25
| «Золотые рыбки» из балета «Конек-горбуное», « Любитель-рыболов»
| 1
| Урок рефлексии
|
| 29.03
|
| 26
| «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига
| 1
| Урок рефлексии
|
| 5.04
|
| Построение формы музыки (8 часов)
| 27
| Изменение характера музыки и смена частей в музыкальном произведении. Песня Сольвейг Э.Григ
| 1
| Урок открытия нового знания
| • Изменения характера музыки и смена частей в музыкальном произведении.
|
| 19.04
|
| 28
| Одночастная и двухчастная формы.Француская народная песня «Пастушья песня»
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 26.04
|
| 29
| Форма рондо. «Спящая княжна»А.Бородин
| 1
| Урок открытия нового знания
| . Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии эпизодов) и формы вариаций
|
| 3.05
|
| 30
| Вариационная форма. «Со вьюном я хожу» русская народная песня
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 10.05
|
| 31
| Сонатная форма. Детская симфония №4 П.Чайковский
| 1
| Урок открытия нового знания
|
| 17.05
|
| 32
| Музыкальный образ и форма.
«Музыкальная табакерка» А.К.Лядова
| 1
| Урок рефлексии
|
| 24.05
|
| 33-34
| Резервные уроки
| 2
| Урок рефлексии
|
|
|
|
| |