Скачать 304.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: СД.Р.02. Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация выпускника – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Составитель: Яковенко А.М. преподаватель кафедры СЭТ Веселкова С.В. преподаватель кафедры СЭТ Тюмень 2010 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Рабочая программа дисциплины………………..………..………...3
Раздел II. Методические рекомендации для студентов……………….......14 Словарь основных понятий……………………………………………..16 Раздел I. Рабочая программа дисциплины
Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев. Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования. Цель дисциплины «Стили современной хореографии» - овладение различными стилями современной хореографии и методикой их преподавания для дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в педагогической, постановочной и репетиционной деятельности. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников «Стили современной хореографии»— одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. «Стили современной хореографии» является дисциплиной регионального компонента, предназначенной для студентов с 2 по 5 курс, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение двух семестров. «Стили современной хореографии» является продолжением дисциплины «Танец и методика его преподавания: эстрадный танец». На данном предмете углубляется изучение джазового танца, расширяется стилевое разнообрание современного танца. Данная дисциплина дает возможность выроботать необходимые для современного хореографа и педагога такие качества как, координация, чувства ритма, свобуду тела, ориентацию в сценическом пространстве. Изучение данной дисциплины тесно связано с циклом специальных дисциплин: «Теория и история хореографического искусства», «Танец и методика его преподавания», «Анализ музыкально-танцевальных форм», с предметами «Мировая художественная культура», «История искусств». Дисциплина организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста в области хореографического искусства, педагога-хореографа. Требования к уровню подготовки студентов В ходе изучения дисциплины «Стили современной хореографии» студенты должны знать:
уметь:
владеть
При составлении данной программы были взяты опорные моменты, закономерности и основные правила техники джазового танца из многих пособий и программ разных педагогов, разных школ и техник современной хореографии, в частности: В. Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. Начало обучения»; Учебное пособие для преподавателей хореографии и сценического движения В. И. Панферова «Пластика современного танца»; Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства и культуры, колледжей и училищ культуры Л. Д. Ив левой «Джазовый танец», а также методику преподавания X. Гюнтера «Джаз-танец».
На основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Стили современной хореографии» предусмотрено 380 часов.
*Из общего количества часов для самостоятельной работы студентов 135 выделено на подготовку и проведение экзаменов в течение всего срока прохождения дисциплины
II курс, 3-4 семестр
История развития современного танца в России. Современный танец в Америке и американская школа танца модерн. Творчество выдающихся американских исполнителей и хореографов: Айседора Дункан, Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Тэд Шоун, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Хосе Лимон, Мэрс Каниннигхэм, Алвин Николас, Алвин Эйли, «Театр Джадсон», Триша Браун, Мэредит Монк,Твайла Тарп. Современный танец в Европе: Франция, Нидерланды, Англия, Германия, Швеция. Творчество выдающихся европейских исполнителей и хореографов: Рудольф фон Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс. Морис Бежар, Роланд Пети, Прель Жокаж, Ханс Ван Манен, Иржи Килиан, Пина Бауш, Ульям Форсайт, Матс Эк.
2.1. Изоляция Изучение комбинаций различных движений одного изолированного центра. Изолированные движения в различных ритмических рисунках. Голова:
Плечи:
Грудная клетка:
Пелвис:
Руки:
Ноги:
2.2. Координация На данном этапе обучения студенты должны полностью овладеть бицентрией в прямом и оппозиционном движении. В конце года вводится трицентрия. Большое значение приобретают различные координационные упражнения, связанные с шагами, а также движения центров в комбинациях с движениями рук. Более пристальное внимание уделяется не одномоментному способу координации, а способу последовательного управления, причем временной разрыв между включением в работу центров уменьшается.
2.3. Упражнения у станка В этом году обучения должно завершиться изучение упражнений у станка в качестве разогрева, т.к. станок в уроке современного класса носит вспомогательную роль. В этом году должны быть изучены:
Так же, как в классическом тренаже, возможно первоначальное изучение у станка прыжков. Возможны упражнения, связанные с глубокими перегибами корпуса назад (в мост). Возможны варианты рабочих растяжек ногой на станке и на полу. 2.4. Упражнения для позвоночника на середине В этом году обучения внимание должно уделяться небольшим комбинациям на середине зала, в которых сочетаются движения изолированных центров, наклоны, изгибы и спирали торса, а также используются ноги для передвижения в пространстве.
Каждый урок должен завершаться небольшой танцевальной комбинацией на 32 или 64 такта.
В этом году продолжается практическая работа по методике композиции урока модерн-джаз танца. Для изучения предлагаются следующие разделы: «Партер» и «Упражнения для позвоночника».
Формы контроля Согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев, изучение данной дисциплины предусматривает форму отчетности в третьем семестре экзамен, в четвертом - зачет. На контрольный урок выносятся следующие разделы урока.
III курс, 5-6 семестр
На третьем курсе основное внимание уделяется развитии техники, вводятся более сложные прыжки и вращения на различных уровнях, большое внимание уделяется умению студентов самостоятельно импровизировать с предложенным педагогом материалом. На третьем курсе движения отдельного изолированного центра практически не используются. Вводятся комплексы изоляций, а также одновременные изолированные движения нескольких центров, помимо сложных ритмических рисунков для одного центра вводиться понятие полиритмии первоначально для двух, а затем и трех центров. Основное внимание направлено на техническое совершенствование. Используются сложные переходы, прыжки и вращения. Расширяется стилевое многообразие предлагаемое к изучения материала. Проводиться сравнительный анализ техник различных школ и направлений: техника М. Мэттокса, техника Л. Хортона, техника Г. Джордано и др. ведущих педагогов.
Каждый урок должен завершаться небольшой танцевальной комбинацией на 32 или 64 такта.
|