Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации01.04.2014
Размер1.05 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягоднинская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический опыт
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Проводил:

Учитель физической культуры

Колмаков Алексей

Дмитриевич

п. Ягодное 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Методика проведения занятий в малокомплектной школе

1.1. Особенности методики преподавания занятий физической

культуры в малокомплектной сельской школе. …………............................5

1.2. Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности младших школьников, и их учёт в планировании физической нагрузки……11

1.3. Характеристика раздела лыжной подготовке в школьной

программе по физической культуре. ………………………………………….18

1.4. Методика обучения разделу лыжной подготовки

с учащимися младших классов в малокомплектной школе. ………………21

1.5. Методика развития общей и специальной выносливости……………..34

Глава II. Задачи, методы организации

  1. .Задачи исследования………………………………………………………..39

  2. .Методы исследования……………………………………………………...39

2.3.Организация исследования…………………………………………………42

Глава III: Исследование эффективности используемых средств и методов для проведения занятий по лыжной подготовке с учащимися младших классов в малокомплектной школе

3.1. Предварительные результаты исследования уровня развития двигательной подготовленности у учащихся 3-4 классов…………………43

3.2. Методика специальных упражнений с целью развития

общей и специальной выносливости………………………………………..44

3.3. Обсуждение результатов исследования………………………………..50

Выводы………………………………………………………………………...54

Литература……………………………………………………………………55

Приложения…………………………………………………………………..59

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития российско­го общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оце­нивается как неудовлетворительное. Это выражается, по мнению специали­стов, в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работо­способности, высоким уровнем заболеваемости.

Исследования показывают, что более 50% детей подвержены учебным перегрузкам, которые ведут к эмоциональным расстройствам и психосомати­ческим заболеваниям. (В.К. Бальсевич 2000; А.П. Виноградов 1990; Н.Г. Ле­бедева 1997; С.В, Попов 1997; Б.Ф. Прокудин 1997). Это ещё раз подчёркива­ет значимость систематических занятий физической культурой.

Именно в этих условиях и возникла необходимость увеличения количе­ства часов, отведённых для занятий физической культурой в общеобразова­тельной школе согласно Приказу Министерства образования России, Мин­здрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 года №2715/227/166/19 о введении третьего урока физической культуры.

Однако содержание третьего урока физической культуры остаётся открытым. Недоста­точно полно рассмотрены вопросы проведения учебных занятий на основе конкретных видов спорта, особенно таких которые требуют значительных материальных и временных затрат при введении в учебный процесс. К таким видам относится, прежде всего, лыжный спорт (М.Д. Кудрявцев 2003; Б.Ф. Прокудин 1997).

Всё вышесказанное позволило сформулировать направление нашего исследования, определило содержание учебного процесса по предмету «Фи­зическая культура» на основе лыжного спорта.

Но увеличение объёма часов не всегда приводит к желаемому резуль­тату, если не будут разработаны новые методики, новые технологии обуче­ния.

Обеспечить достижение желаемого результата можно только в том случае, если учебный процесс будет осуществляться на совершенно новом качественном уровне.

Поиск путей разрешения этого вопроса и обуславливает актуальность нашего исследования, связанного с особенностями методики проведения методики проведения занятий по лыжной подготовке.

Цель исследования: оценка методики проведения занятий по лыжной подготовке с учётом трёх уроков в неделю для учащихся З-4 классов.

Объект исследования: процесс воспитания общей и специальной выносливости у учащихся начальной общеобразовательной малокомплектной сельской школы.

Предмет исследования: Методика развития общей и специальной выносливости с учётом трёх уроков в неделю.

Гипотеза исследования. Предположение о том, что применение специальных упражнений направленных на развитие общей и специальной выносливости повысит уровень развития аналогичных физических качеств, при трёхразовых занятиях в неделю.


Глава I. Методика проведения занятий в малокомплектной школе.

1.1. Особенности методики преподавания занятий физической культуры в малокомплектной сельской школе.

Велика важность сельской школы в решении социальных проблем села, повышении культуры населения, решении демографических проблем. Чтобы эффективно управлять деятельностью сельской школы, надо иметь четкое представление о закономерностях и особенностях ее функционирования, факторах, определяющих ее развитие. Будучи самостоятельным объектом научного исследования, сельская школа нуждается в комплексном, системном изучении представителями всех общественных наук – педагогами, социологами, экономистами и т.д.

Каждый учитель фи­зической культуры в сельской школе — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он справляется с возни­кающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить уроч­ную и внеклассную физкультурно-оздоровитель­ную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.

Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физическо­го воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной фор­мой занятий. Содержание и форма его прове­дения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спор­тивной увлеченности школьников. Очень важ­но, чтобы он наряду с общепринятыми задача­ми имел инструктивную направленность и сти­мулировал учащихся к самостоятельным заня­тиям как в школе, так и дома.

Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навы­ки ученик приобрел на уроке, что от них оста­лось к следующим занятиям, как он их реали­зовал в повседневной жизни, как их исполь­зует в других видах деятельности. Сообщение учащимся знаний в виде информации, «ната­скивание» их с целью развития физических ка­честв и двигательных навыков кажется крат­чайшим путем, ведущим к цели. Но если мы хо­тим большего, чем просто научить тем или иным движениям, если нам важно, чтобы ученик на­учился самостоятельно находить путь, ведущий к цели, то просто научить его что-то делать — недостаточно, нужно еще, чтобы он «научился учиться делать»[26].

Практикой убедительно доказано, что успеш­ность формирования умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми ставящейся перед ними задачи. Осмыс­ленность же предполагает понимание и приня­тие учеником того, что от него хотят, а также на­личие условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств ученика, пусть даже он хорошо физически подготовлен, явно недостаточно. Перспективнее стремиться к раз­витию у школьников творчества, инициативы, самостоятельности.

Как по-настоящему увлечь ребенка физиче­ской культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься физически­ми упражнениями? Как привить вкус к здоро­вому образу жизни? Как помочь школьнику в его стремлении к гармоничному физическому развитию? Эти и многие другие вопросы вста­ют перед учителем физической культуры. Отве­тить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои подходы при решении этих проблем.

Остановимся на работе школы, характерной для сельской местности, где небольшое количество учащихся и, как правило, отсутствует спор­тивный зал. Отсутствие спортивного зала в малочисленных школах компенсируется наличием спортивной пришкольной площадки или специ­ально оборудованного места для занятий физи­ческими упражнениями.

Пришкольная спортивная площадка долж­на иметь прямую беговую дорожку длиной 100-130 м, круговую дорожку 200-300 м, волей­больную, баскетбольную площадки, футболь­ное поле, место для подвижных игр, прыжковую яму. Вполне по силам сделать место для подтягиваний, отжиманий в упоре, простейшие тре­нажеры. Чем больше оборудования, спортив­ного инвентаря, тем интереснее и разнообраз­нее занятие.

Для занятий кроссовой подготов­кой желательно иметь трассу с отрезками различной протяженности. При пло­хой погоде целесообразно использовать школь­ные коридоры. В школьном коридоре всегда можно найти место для гимнастического мата, гимнастического «козла», установить съемную (или «постоянную») перекладину, стол для на­стольного тенниса и т.д. Это даст возможность проводить занятия в ненастную погоду.

Физические упражнения, проводимые на от­крытом воздухе в течение всего учебного года, особенно ценны тем, что в этом случае эффек­тивнее осуществляется закаливание организ­ма, повышается его сопротивляемость к про­студным заболеваниям.

Кроме того, физические упражнения, выпол­няемые на пришкольном участке, спортивной площадке, на местности с различным релье­фом, создают благоприятные условия для разносторонней физической подготовки учащих­ся. Разнообразные условия, в которых проводятся упражнения на свежем воздухе, значи­тельно расширяют у учеников круг двигательных навыков. Дети учатся преодолевать есте­ственные препятствия, ориентироваться в новой обстановке, получают возможность прояв­лять большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях по сравнению с заня­тиями в спортивном зале.

Выполнение физических упражнений на све­жем воздухе содействует привлечению детей к общественно полезному труду. Готовясь к та­ким занятиям, школьники выполняют работы по элементарному оборудованию мест заня­тий, содержанию их в чистоте и порядке, изготавливают своими силами мелкий инвентарь. Всё это значительно повышает воспитатель­ное и образовательное значение уроков физи­ческой культуры.

Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуаль­ное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Но в то же время малочислен­ность класса затрудняет реализацию некоторых форм спортивных занятий.

Так, самая привлекательная для детей фор­ма занятий физической культурой — это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и побе­дить, а это способствует выработке необходи­мых психологических и физических качеств (це­леустремленности, инициативности, настойчи­вости, решительности и т.д.). Сложность прове­дения спортивных соревнований в малочислен­ной школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов (иногда в классе 2-3 человека).

Смысл соревнований и конкурен­ция в данной ситуации отсутствуют, что снижа­ет интерес детей к занятиям. Создание разно­возрастных команд, примерно равных по подго­товленности и количеству участников, является выходом из создавшегося положения.

Поэтому важным направлением в реше­нии задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является объединение школьников нескольких классов в разновозрастную группу. Объединение учащихся позво­ляет увеличить количество занятий до трех-четырех в неделю. В этом случае два занятия про­водятся в соответствии с программой по фи­зической культуре. Кроме того, учитель может проводить спортивный час (час «здоровья») для всех учащихся в рамках учебного расписания, совершенствуя и расширяя учебный програм­мный материал.

Надо также отвести время для работы со спортивными секциями, для органи­зации спортивных мероприятий в школе. Требуется время и для подготовки консультантов, по­мощников учителя, которые вместе с педагогом участвуют в учебном процессе.

Проведение учебных занятий с разново­зрастными группами высвобождает время для организации внеучебной воспитательной работы с детьми, их родителями, населени­ем, что в условиях села имеет особенно важ­ное значение, поскольку школа здесь часто является единственным действующим очагом культуры.

При объединении классов появляется время на проведение бесед, лекций, сообщение теоретических сведений по учебному предмету «Фи­зическая культура» и здоровому образу жизни. Несомненно, полезнее курс теоретических зна­ний, чем его отдельные фрагменты в период от­дыха между физическими упражнениями. Тео­ретическая часть может содержать сведения по здоровому образу жизни, развитию физических качеств, проведению самостоятельных занятий, технике физических упражнений, по оказанию первой доврачебной помощи при травмах и т.д. Учитель на основании школьной программы и своего личного опыта может определить необ­ходимый уровень знаний для каждой возраст­ной группы учащихся и каждого ученика.

Лекции, беседы, подготовка учащимися со­общений, защита рефератов будут способство­вать осознанной физической подготовке уча­щихся. Теоретические занятия могут быть пла­новыми или «резервными» — при дождливой или очень холодной погоде, когда нельзя зани­маться на улице. Такой подход требует от учите­ля более тщательного подбора теоретического материала, и этот материал должен быть всег­да под рукой.

Осмысленное отношение к физическим упражнениям, знание физиологических процессов, происходящих в организме, активизи­рует учебный процесс и самостоятельные заня­тия школьников. Методику контроля за усвое­нием теоретического курса учащимися учитель разрабатывает самостоятельно. Можно прово­дить данный контроль в форме анкетирования, устных ответов на вопросы, контрольных работ, выполнения практических заданий.

Положительным моментом увеличения коли­чества учащихся на занятии физической культурой до 12-15 человек является и то, что уже создается коллектив. Полноценный коллек­тив — решающее условие формирования пси­хологически здорового и социально активно­го человека. В здоровом коллективе ученик не растворяется, а находит условия для выяв­ления и расцвета своих лучших качеств.

Появ­ляется возможность состязательности между учениками, между группами. Объединив мало­численные классы, мы устраняем ограниченность общения учащихся. В объединенном кол­лективе можно проводить спортивные и под­вижные игры. Особенно это важно для учени­ков младших классов, где подвижные игры яв­ляются одним из основных средств физическо­го воспитания.

Проблему физического воспитания в сель­ской малочисленной школе невозможно ре­шить усилиями только школы, без взаимного, заинтересованного, делового сотрудничества с родителями учеников. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать всё необходи­мое о школьной физической культуре. До нача­ла учебного года на родительских собраниях, в личных беседах важно обратить внимание ро­дителей на режим дня, активный отдых, утрен­нюю гигиеническую гимнастику, закаливание, а также на обучение контролю за выполнени­ем учащимися домашних заданий.

Следует отметить необходимость личного примера родителей для обеспечения большей эффективности занятий физическими упражне­ниями, участия детей в спортивной жизни школы, так как именно в школьном возрасте авто­ритет старших несравним ни с какими другими мерами педагогического воздействия.

Внеклассная работа является продолжени­ем учебной работы. Внеурочные занятия мож­но рассматривать как предоставление учащим­ся возможности дополнительного образования в избранном виде спорта и как существенный фактор повышения уровня двигательной активности. Только при системном подходе с ис­пользованием всех форм работы можно добиться высокой результативности физическо­го воспитания.

Создание в школе кружков, секций из разно­возрастных групп, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта по­зволяют учащимся совершенствовать спортив­ное мастерство, дают возможность организо­вать свой досуг согласно интересам и желаниям и, конечно же, расширяют круг общения.

Не секрет, что школа в селе зачастую оказы­вается единственным очагом приобщения де­тей к занятиям физической культурой и спор­том, служит местом организованного проведе­ния досуга, становится единственным центром интеллектуально-культурной жизни села. Поскольку производственное окружение школы зачастую не имеет материальной базы, необходимой для обеспечения занятий физической культурой и спортом, то школа выступает также в качестве центра физкультурно-оздоровитель­ной работы на селе.

Таким образом, в работе учителя физической культуры сельской школы существуют специфические проблемы, которые требуют от учителя умения правильно ориентироваться в конкретных условиях, гибкости, творчества, широкой эрудиции[13].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск