Скачать 1.05 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягоднинская средняя общеобразовательная школа» Педагогический опыт ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Проводил: Учитель физической культуры Колмаков Алексей Дмитриевич п. Ягодное 2010 Оглавление Введение……………………………………………………………………….3 Глава I. Методика проведения занятий в малокомплектной школе 1.1. Особенности методики преподавания занятий физической культуры в малокомплектной сельской школе. …………............................5 1.2. Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности младших школьников, и их учёт в планировании физической нагрузки……11 1.3. Характеристика раздела лыжной подготовке в школьной программе по физической культуре. ………………………………………….18 1.4. Методика обучения разделу лыжной подготовки с учащимися младших классов в малокомплектной школе. ………………21 1.5. Методика развития общей и специальной выносливости……………..34 Глава II. Задачи, методы организации
2.3.Организация исследования…………………………………………………42 Глава III: Исследование эффективности используемых средств и методов для проведения занятий по лыжной подготовке с учащимися младших классов в малокомплектной школе 3.1. Предварительные результаты исследования уровня развития двигательной подготовленности у учащихся 3-4 классов…………………43 3.2. Методика специальных упражнений с целью развития общей и специальной выносливости………………………………………..44 3.3. Обсуждение результатов исследования………………………………..50 Выводы………………………………………………………………………...54 Литература……………………………………………………………………55 Приложения…………………………………………………………………..59 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается, по мнению специалистов, в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости. Исследования показывают, что более 50% детей подвержены учебным перегрузкам, которые ведут к эмоциональным расстройствам и психосоматическим заболеваниям. (В.К. Бальсевич 2000; А.П. Виноградов 1990; Н.Г. Лебедева 1997; С.В, Попов 1997; Б.Ф. Прокудин 1997). Это ещё раз подчёркивает значимость систематических занятий физической культурой. Именно в этих условиях и возникла необходимость увеличения количества часов, отведённых для занятий физической культурой в общеобразовательной школе согласно Приказу Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 года №2715/227/166/19 о введении третьего урока физической культуры. Однако содержание третьего урока физической культуры остаётся открытым. Недостаточно полно рассмотрены вопросы проведения учебных занятий на основе конкретных видов спорта, особенно таких которые требуют значительных материальных и временных затрат при введении в учебный процесс. К таким видам относится, прежде всего, лыжный спорт (М.Д. Кудрявцев 2003; Б.Ф. Прокудин 1997). Всё вышесказанное позволило сформулировать направление нашего исследования, определило содержание учебного процесса по предмету «Физическая культура» на основе лыжного спорта. Но увеличение объёма часов не всегда приводит к желаемому результату, если не будут разработаны новые методики, новые технологии обучения. Обеспечить достижение желаемого результата можно только в том случае, если учебный процесс будет осуществляться на совершенно новом качественном уровне. Поиск путей разрешения этого вопроса и обуславливает актуальность нашего исследования, связанного с особенностями методики проведения методики проведения занятий по лыжной подготовке. Цель исследования: оценка методики проведения занятий по лыжной подготовке с учётом трёх уроков в неделю для учащихся З-4 классов. Объект исследования: процесс воспитания общей и специальной выносливости у учащихся начальной общеобразовательной малокомплектной сельской школы. Предмет исследования: Методика развития общей и специальной выносливости с учётом трёх уроков в неделю. Гипотеза исследования. Предположение о том, что применение специальных упражнений направленных на развитие общей и специальной выносливости повысит уровень развития аналогичных физических качеств, при трёхразовых занятиях в неделю. Глава I. Методика проведения занятий в малокомплектной школе. 1.1. Особенности методики преподавания занятий физической культуры в малокомплектной сельской школе. Велика важность сельской школы в решении социальных проблем села, повышении культуры населения, решении демографических проблем. Чтобы эффективно управлять деятельностью сельской школы, надо иметь четкое представление о закономерностях и особенностях ее функционирования, факторах, определяющих ее развитие. Будучи самостоятельным объектом научного исследования, сельская школа нуждается в комплексном, системном изучении представителями всех общественных наук – педагогами, социологами, экономистами и т.д. Каждый учитель физической культуры в сельской школе — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся. Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям как в школе, так и дома. Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности. Сообщение учащимся знаний в виде информации, «натаскивание» их с целью развития физических качеств и двигательных навыков кажется кратчайшим путем, ведущим к цели. Но если мы хотим большего, чем просто научить тем или иным движениям, если нам важно, чтобы ученик научился самостоятельно находить путь, ведущий к цели, то просто научить его что-то делать — недостаточно, нужно еще, чтобы он «научился учиться делать»[26]. Практикой убедительно доказано, что успешность формирования умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми ставящейся перед ними задачи. Осмысленность же предполагает понимание и принятие учеником того, что от него хотят, а также наличие условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств ученика, пусть даже он хорошо физически подготовлен, явно недостаточно. Перспективнее стремиться к развитию у школьников творчества, инициативы, самостоятельности. Как по-настоящему увлечь ребенка физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями? Как привить вкус к здоровому образу жизни? Как помочь школьнику в его стремлении к гармоничному физическому развитию? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои подходы при решении этих проблем. Остановимся на работе школы, характерной для сельской местности, где небольшое количество учащихся и, как правило, отсутствует спортивный зал. Отсутствие спортивного зала в малочисленных школах компенсируется наличием спортивной пришкольной площадки или специально оборудованного места для занятий физическими упражнениями. Пришкольная спортивная площадка должна иметь прямую беговую дорожку длиной 100-130 м, круговую дорожку 200-300 м, волейбольную, баскетбольную площадки, футбольное поле, место для подвижных игр, прыжковую яму. Вполне по силам сделать место для подтягиваний, отжиманий в упоре, простейшие тренажеры. Чем больше оборудования, спортивного инвентаря, тем интереснее и разнообразнее занятие. Для занятий кроссовой подготовкой желательно иметь трассу с отрезками различной протяженности. При плохой погоде целесообразно использовать школьные коридоры. В школьном коридоре всегда можно найти место для гимнастического мата, гимнастического «козла», установить съемную (или «постоянную») перекладину, стол для настольного тенниса и т.д. Это даст возможность проводить занятия в ненастную погоду. Физические упражнения, проводимые на открытом воздухе в течение всего учебного года, особенно ценны тем, что в этом случае эффективнее осуществляется закаливание организма, повышается его сопротивляемость к простудным заболеваниям. Кроме того, физические упражнения, выполняемые на пришкольном участке, спортивной площадке, на местности с различным рельефом, создают благоприятные условия для разносторонней физической подготовки учащихся. Разнообразные условия, в которых проводятся упражнения на свежем воздухе, значительно расширяют у учеников круг двигательных навыков. Дети учатся преодолевать естественные препятствия, ориентироваться в новой обстановке, получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях по сравнению с занятиями в спортивном зале. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе содействует привлечению детей к общественно полезному труду. Готовясь к таким занятиям, школьники выполняют работы по элементарному оборудованию мест занятий, содержанию их в чистоте и порядке, изготавливают своими силами мелкий инвентарь. Всё это значительно повышает воспитательное и образовательное значение уроков физической культуры. Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Но в то же время малочисленность класса затрудняет реализацию некоторых форм спортивных занятий. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой — это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и т.д.). Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов (иногда в классе 2-3 человека). Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд, примерно равных по подготовленности и количеству участников, является выходом из создавшегося положения. Поэтому важным направлением в решении задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является объединение школьников нескольких классов в разновозрастную группу. Объединение учащихся позволяет увеличить количество занятий до трех-четырех в неделю. В этом случае два занятия проводятся в соответствии с программой по физической культуре. Кроме того, учитель может проводить спортивный час (час «здоровья») для всех учащихся в рамках учебного расписания, совершенствуя и расширяя учебный программный материал. Надо также отвести время для работы со спортивными секциями, для организации спортивных мероприятий в школе. Требуется время и для подготовки консультантов, помощников учителя, которые вместе с педагогом участвуют в учебном процессе. Проведение учебных занятий с разновозрастными группами высвобождает время для организации внеучебной воспитательной работы с детьми, их родителями, населением, что в условиях села имеет особенно важное значение, поскольку школа здесь часто является единственным действующим очагом культуры. При объединении классов появляется время на проведение бесед, лекций, сообщение теоретических сведений по учебному предмету «Физическая культура» и здоровому образу жизни. Несомненно, полезнее курс теоретических знаний, чем его отдельные фрагменты в период отдыха между физическими упражнениями. Теоретическая часть может содержать сведения по здоровому образу жизни, развитию физических качеств, проведению самостоятельных занятий, технике физических упражнений, по оказанию первой доврачебной помощи при травмах и т.д. Учитель на основании школьной программы и своего личного опыта может определить необходимый уровень знаний для каждой возрастной группы учащихся и каждого ученика. Лекции, беседы, подготовка учащимися сообщений, защита рефератов будут способствовать осознанной физической подготовке учащихся. Теоретические занятия могут быть плановыми или «резервными» — при дождливой или очень холодной погоде, когда нельзя заниматься на улице. Такой подход требует от учителя более тщательного подбора теоретического материала, и этот материал должен быть всегда под рукой. Осмысленное отношение к физическим упражнениям, знание физиологических процессов, происходящих в организме, активизирует учебный процесс и самостоятельные занятия школьников. Методику контроля за усвоением теоретического курса учащимися учитель разрабатывает самостоятельно. Можно проводить данный контроль в форме анкетирования, устных ответов на вопросы, контрольных работ, выполнения практических заданий. Положительным моментом увеличения количества учащихся на занятии физической культурой до 12-15 человек является и то, что уже создается коллектив. Полноценный коллектив — решающее условие формирования психологически здорового и социально активного человека. В здоровом коллективе ученик не растворяется, а находит условия для выявления и расцвета своих лучших качеств. Появляется возможность состязательности между учениками, между группами. Объединив малочисленные классы, мы устраняем ограниченность общения учащихся. В объединенном коллективе можно проводить спортивные и подвижные игры. Особенно это важно для учеников младших классов, где подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания. Проблему физического воспитания в сельской малочисленной школе невозможно решить усилиями только школы, без взаимного, заинтересованного, делового сотрудничества с родителями учеников. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать всё необходимое о школьной физической культуре. До начала учебного года на родительских собраниях, в личных беседах важно обратить внимание родителей на режим дня, активный отдых, утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливание, а также на обучение контролю за выполнением учащимися домашних заданий. Следует отметить необходимость личного примера родителей для обеспечения большей эффективности занятий физическими упражнениями, участия детей в спортивной жизни школы, так как именно в школьном возрасте авторитет старших несравним ни с какими другими мерами педагогического воздействия. Внеклассная работа является продолжением учебной работы. Внеурочные занятия можно рассматривать как предоставление учащимся возможности дополнительного образования в избранном виде спорта и как существенный фактор повышения уровня двигательной активности. Только при системном подходе с использованием всех форм работы можно добиться высокой результативности физического воспитания. Создание в школе кружков, секций из разновозрастных групп, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта позволяют учащимся совершенствовать спортивное мастерство, дают возможность организовать свой досуг согласно интересам и желаниям и, конечно же, расширяют круг общения. Не секрет, что школа в селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, служит местом организованного проведения досуга, становится единственным центром интеллектуально-культурной жизни села. Поскольку производственное окружение школы зачастую не имеет материальной базы, необходимой для обеспечения занятий физической культурой и спортом, то школа выступает также в качестве центра физкультурно-оздоровительной работы на селе. Таким образом, в работе учителя физической культуры сельской школы существуют специфические проблемы, которые требуют от учителя умения правильно ориентироваться в конкретных условиях, гибкости, творчества, широкой эрудиции[13]. |