Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации01.04.2014
Размер428 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4

Пути формирования общекультурных

и общетрудовых компетенций

на современном этапе



Характеристика процесса формирования общекультурных и общетрудовых компетенций младших школьников

Сегодня в системе общего среднего образования России происходит процесс критического переосмысления пройденного пути, отказа от идеологических стереотипов, поиска новых перспективных направлений развития. Магистральной линией современной педагогики становится комплексная разработка проблем формирования личности на основе демократизации учебно-воспитательного процесса 7,с.127. Политехническое образование, как неотъемлемый элемент общего среднего образования, прошло продолжительное развитие. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов политехнизма внесли П. П. Блонский 11, М. К. Гончаров 20, С. М. Шабалов 66.

Выявлению подходов к определению содержания политехнического образования посвящены работы П. Р. Атутова 47, В. А. Полякова 68 .

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, когда встает в полный рост актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного”.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Компетентность включает следующие аспекты:

смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Наличие общекультурных умений школьников особенно необходимо в современной ситуации, когда происходит активизация самосознания этносов, различных по величине и интенсивности внутренней связи, по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу.

Целью школьного образования в области формирования общекультурных компетенций является: достижение уровня общекультурных компетенций, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно: социально-экономической; политико-правовой; в сфере науки, религии; экологической; эстетической; коммуникативной; бытовой; досуговой и др.

В этой связи перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска, обоснования и использования эффективных путей формирования общекультурных умений школьников. Проблема формирования общекультурных умений затрагивалась ранее в исследованиях, касающихся вопросов эстетики поведения, культуры общения у Запорожца А.В. и Эренгросса Б.А.[24; 69 ].

В гуманистической парадигме образования центрация на личность учащегося организует его развитие как субъекта деятельности, способного не только к полаганию себя в мире культуры, но и умения взаимодействовать с культурой.

Такие аспекты, как деятельностная природа культуры, наличие механизма социально-личностного наследования культуры, имманентная направленность ее на развитие личности, ресурсная роль для преобразования деятельности человека, имеют первостепенное значение для педагогической науки, в том числе для решения проблемы формирования общекультурных умений школьников.

Носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личность.

В культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности. В культуре заключен освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации.

Культура имеет историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат исторического процесса. Осваивая культуру, приобретая общекультурные умения, человек выделяет себя из мира природы.[69, с.17]

Л.А.Воловичем выделен определенный набор элементов культуры: нравственный, эстетический, психологический, профессионально-трудовой, умственный, физический, правовой, экономический, политический, конфессиональный, - который характеризует общую культуру личности. В отличие от автономных, существуют интегрированные (общекультурные умения), обладающие всеобъемлющими функциями и свойствами, могущими выступать в качестве характеристики общей культуры личности.

Живой переводчик и транслятор культуры – образование.

В «культурной парадигме» образования существенна одна деталь: наличие образованности свидетельствует о наличии определенной культуры, но наличие не всякой культуры гарантирует образованность. Поэтому для образования вопрос о том, какие именно компоненты культуры отличают образованность, является принципиальным. И человек как цель образования может утратить свою целостность в зависимости от того, какая культура и в какой связи с другими его «культурами» станет определять его человеческие проявления.

Формирование общекультурных умений школьников происходит более эффективно, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

  • Развитие положительной мотивации школьников к данному процессу;

  • Создание культурной образовательной среды школы;

  • Готовность учителя к поэтапному осуществлению процесса формирования общекультурных умений школьников.[65]

Общекультурные умения – это совокупность сложных осознанных действий школьника, характеризующая уровень развития культуры личности в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения и включающая эмоциональный поведенческий и познавательный компонент. По содержанию они объединяют умения, характеризующие: культурные формы поведения, поведение в разноэтнической среде, организацию культурной деятельности. [69]

Формирование общекультурных умений школьников – это объективное, закономерное явление, обусловленное эволюцией общественно-исторических (социальных, этнокультурных, теоретико-практических) предпосылок.

Успешности процесса формирования общекультурных умений школьников способствует его реализация через ряд последовательных этапов: мотивационно-целевой, собственно формирования общекультурных умений, результативно-оценочный.

Общекультурные умения, по мнению Г.П.Шевченко, проявляясь в поведении, выступают показателем общекультурной воспитанности. Они высвечивают историческую специфику отношений личности с природой и другими людьми в процессе общественной деятельности.

Знание (в широком смысле) - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; 9в педагогике) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действительностью. [64,с.44 – 45]

Сама система знаний учебных предметов 1-4 классов позволяет формировать первоначальные представления о мире, и все, что закладывается ученикам этой системой учебных предметов в начальных классах, определяет на много лет вперед успешность и уровень процесса формирования личности человека.

Младшие школьники не овладевают законами природы, которые можно непосредственно применять в процессе производства. Эта задача решается в старших классах общеобразовательной школы, где изучаются систематические курсы природно-математического цикла: физика, химия, биология и т.д., ученики усваивают научные основы современного производства. Итак, в развернутой форме принцип связи обучения с жизнью может быть осуществлен в старших классах средней школы.

Тем не менее, со ставшей традиционной трактовкой решения этого вопроса полностью согласиться нельзя. Уже на дошкольном этапе развития ребенок непосредственно воспринимает из окружающей среды все то, что он видит, слышит, ощущает, то есть познает реальный мир. В результате этого он непроизвольно получает первоначальные (пусть несистематические) сведения о работе, природе, обществе. Позже эти сведения систематизируются, используются и развиваются в процессе усвоения предметов начальных классов.

Общетрудовые знания должны помочь школьнику осознанно выполнять трудовые операции, проявлять творчество в решении поставленных задач, правильно объяснять выбор материалов, инструментов, приемов работы. Трудовые знания должны находить постоянное применение в труде, они являются определяющими при формировании трудовых умений.

Рассматривая вопрос трудового образования учеников невозможно не уделить внимание таким понятиям, как знания, умения и способности.

Теперь остановимся на таких понятиях как «общетрудовые знания, умения и навыки». Придерживаясь мнения И.Г. Майоровой [59], получаем следующее:

- трудовое знание – это целостная и систематическая совокупность понятий, категорий, законов развития общества и мышления, накопленных в процессе активной преобразующей деятельности, проведенных трудовой практикой и направленных на ускорение развития общества;

- трудовое умение – это возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.

Трудовые знания должны помочь школьнику осознанно выполнять трудовые операции, проявлять творчество в решении поставленных задач, правильно объяснять выбор материалов, инструментов, приемов работы. Трудовые знания должны находить постоянное применение в труде, они являются определяющими при формировании трудовых умений.

Умения иногда сводят к знанию какого-нибудь дела, пониманию того, как оно делается, ознакомлению с порядком его выполнения. Тем не менее, это еще не является умением, а только одной из его нужных предпосылок.

Ученик может знать, как надо составлять план рассказа, но достаточно проследить за выполнением им этой задачи, чтобы сказать, что нужное умение у него еще не сформировалось. Умения являются там, где знание определенного дела объединяется со сноровкой во время выполнения тех действий, из которых складывается эта деятельность. Умение - это овладение способами (приемами, действиями) для использования усвоенных знаний на практике 65, с.145.

Педагогический словарь в двух томах дает следующее определение: «Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта». [52, с.511]

Деятельность человека часто состоит из целого ряда разных действий. Поэтому умение их выполнять также состоит из ряда частичных умений. Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, соответственно определенными правилами (знаниями). Умение соотносится с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения), что понятно ученику и может быть произвольно им воспроизведено. Во время использования этого знания оно приобретает некоторые операционные характеристики, имеет форму правильно выполняемых действий, которые регулируются этим правилом. В случае возникновения трудности ученик обращается к правилу с целью контроля над действиями или проверки допущенных ошибок.

На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. В процессе тренировки, которая включает решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение регуляционно-ориентированной основы действия, а само действие выполняется правильно, без соотнесения с правилом (знанием).

Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Процесс выполнения действия осуществляется в форме автоматизированной (не осознаваемой) психической регуляции, а обращение к знанию происходит лишь в случаях затруднений в действиях.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях. [52,с. 530]

«Психологами и педагогами выделяются общетрудовые умения, необходимые для любой трудовой деятельности (планирование, организация работы, самоконтроль и др,)». [52, с.531]

Понятие «умения трудовые» получило широкое распространение в литературе, в практике обучения и не вызывает разноречий в толковании. Хотя строгого определения его содержания, как правило, не дается, но подразумевается, что умения трудовые – это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле слова, когда он становится синонимом практически всякой деятельности (умственный труд, труд ученого, художника и т.д.), а в том конкретном смысле, умения осуществлять деятельность по непосредственному преобразованию материальной действительности.

На современном этапе изменилась и роль начальной школы школьников, их всестороннее воспитание 8,с.89. В ходе обучения ученик должен не только усвоить основы научных знаний, а и овладеть способами их применения на практике, приобрести широкие умения эффективного использования знаний в практической деятельности, в том числе трудовой. Решение этих задач в значительной мере связано с правильной реализацией принципа связи обучения с жизнью в общем и в трудовом обучении в частности 13,с.63.

Таким образом, под общетрудовыми знаниями мы будем понимать совокупность понятий и категорий, используемых в трудовой практике; под трудовыми умениями младших школьников – уровень усвоения трудовых действий с сознательным контролем каждого его элемента.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. [36, с.381]

Способность – определяется как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Р.Кеттел считал способность чертой характера, определяющей умение и эффективность в достижении цели. В структуре способности очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.[36, с. 622 – 623]

Природные задатки еще не определяют развитие способностей как индивидуальных психологических способностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями.

Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения или через формирование типичного стиля деятельности, или через другую, более развитую способность.

Б.М. Теплов так же считает, что способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям и умениям. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются регулятором, обусловливающим возможность их приобретения.

Ученый указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть задатки. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития задатков и формируются в деятельности. Б.М.Теплов пишет «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [57, с.133]

Таким образом, к способностям относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причем, способности не только проявляются в деятельности, они в ней создаются.

Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей. Одни способности могут заменяться другими – схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Содержание образования, как уже говорилось, являет собой педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в собственной деятельности. Опыт осуществления познавательной, репродуктивной, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений реализуется путем применения соответствующих способов деятельности по отношению к реальной изучаемой действительности: природе, культуре, технике, социальным коммуникациям и другим реальным объектам образовательных областей. В содержание образования, таким образом, входят не только знания о действительности, но и сама действительность, зафиксированная в виде минимального перечня реальных объектов, подлежащих изучению. В отношении этих объектов организуется соответствующая образовательная деятельность учащихся, которая приводит к формированию у них общекультурных знаний, умений, навыков и способов деятельности, систематизированных в минимальном перечне ключевых компетенций.

Общекультурное содержание образования включает основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества.

Общекультурное содержание строится на основе обобщенного социального опыта, созданного специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности - учёными, писателями, художниками, музыкантами, инженерами и др. Предполагается, что предметом их деятельности являлись именно те реальные объекты, которые выделяются в качестве фундаментальных.

Общекультурное содержание включает в свой состав также и фундаментальные проблемы, решаемые человечеством, основные ценностные установки, смыслы и другие компоненты, обуславливающие имеющийся социальный опыт в той части, которая должна быть представлена в содержании общего среднего образования для обеспечения достижения его основных целей.

  • Правильно организовать рабочее место;

  • Соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока;

  • Выполнять трудовые действия качественно;

  • Экономно расходовать материалы;

  • Строго выполнять правила безопасной работы инструментами;

  • Постоянно контролировать правильность выполнения задания;

  • Находить ошибки и по возможности исправлять их.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск