Скачать 1.63 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СВЕРДЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА О Б О З Р Е Н И Е Итоги работы культурно-досуговых учреждений Свердловской области (2007 год) Екатеринбург 2008 ББК 77.02 О 21 ОБОЗРЕНИЕ: Сб.: Итоги работы культурно-досуговых учреждений Свердловской области (2007 год). – Екатеринбург: СГОДНТ, 2008 г., 98 стр. * * * В работе над сборником принимали участие специалисты Свердловского государственного областного Дворца народного творчества, проанализировавшие информационные и статистические отчеты руководителей органов управления культурой муниципальных образований Свердловской области за 2007 год. * * * Составитель, редактор-корректор Л.Г. Шишкина Оформление Д.А. Штанько Верстка и редактирование И.И. Золотова Ответственная за выпуск Е.С. Кудряшова * * * На 1 странице обложки - юная Весна из Североуральска. В оформлении обложки использованы фото из отчетов муниципальных образований Свердловской области. -------------------------------------- ã СГОДНТ, 2008 год ИТОГИ РАБОТЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ Сеть учреждений культуры остается основным производителем услуг культуры и социально ориентированного досуга для населения. Численность работающих в отрасли ежегодно растет и сегодня составляет 21 539 человек, происходит и увеличение заработной платы работников. Финансовую основу деятельности всех типов государственных и муниципальных учреждений культуры Свердловской области по-прежнему составляют бюджетные средства. За последние три года консолидированный бюджет отрасли культуры Свердловской области в абсолютном выражении вырос в 2,5 раза. В 2007 году за счет средств действующих областных государственных целевых программ осуществлено укрепление материально-технической базы 7 областных государственных учреждений культуры, проведены ремонтно-реставрационные работы на 11 объектах культурного наследия; приобретено профильное оборудование и музыкальные инструменты. Областной бюджет несет сегодня значительную нагрузку по финансированию культурной деятельности на территории области. Все большие объемы средств направляются на развитие инфраструктуры отрасли, в том числе в форме субсидий областного бюджета муниципальным образованиям. Результатом финансовых вложений в укрепление материально-технической базы стало увеличение… охвата сельских жителей внестационарным культурным обслуживанием. Работающими передвижными культурно-досуговыми центрами для сельских жителей в отчетном году проведено 1115 мероприятий. Значительную часть услуг отрасли, направленных на формирование местного сообщества и повышения качества среды, составляют культурно-досуговые услуги. Возрастание активности посещения жителями области домов, дворцов культуры и клубов связано с ростом их внешней и содержательной привлекательности в результате произошедших положительных изменений состояния материально-технической базы. В 2007 году бюджетные расходы на эти цели возросли более чем в два раза. Реальным положительным социальным результатом проведенной работы можно считать увеличение доли охвата детей творческими видами досуга на 1%. …Основными поставщиками кадров для отрасли остаются учреждения среднего и высшего профессионального образования. В 2007 году 473 молодых человека стали студентами учреждений среднего профессионального образования, 375 — выпускниками. 45-ти молодым специалистам выплачены единовременные пособия на обзаведение хозяйством в сумме 960 тысяч рублей. Средний показатель образовательного уровня специалистов отрасли составил в прошедшем году 87 %. Проведена большая работа по информационному сопровождению культурной деятельности на территории Свердловской области, осуществляемой в направлении реализации приоритетов развития отрасли, намеченных региональным компонентом приоритетного национального проекта в сфере культуры. Это способствовало привлечению внимания широкой общественности к жизнедеятельности отрасли. Вместе с тем, продолжается сокращение муниципальной сети наиболее массовых учреждений культуры — культурно-досуговых и библиотек. Наблюдается ежегодное уменьшение расходов местных бюджетов на финансирование социально-значимых культурно-досуговых мероприятий. Требуют увеличения размеры бюджетного финансирования расходов, связанных с постановкой новых спектаклей и концертных программ. Необходимо изменение финансовой политики в направлениях наращивания активов учреждений, переориентации расходования средств в текущем режиме сметного финансирования на целевое бюджетирование по достигнутым результатам. Замедленными темпами происходит модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, не все территории области выполняют свои обязательства по софинан-сированию расходов на эти цели. Еще значительна территориальная дифференциация в качестве, ассортименте и доступности предоставляемых населению бюджетных культурных услуг. Необходимо расширять географию выездной театрально-концертной и другой художественной деятельности на территории Свердловской области. Недостаточно встроены в сложившуюся систему государственной и муниципальной культурной жизни организации не бюджетного сектора культуры. Сохраняется острый спрос на специалистов высокой квалификации. Уровень заработной планы работников культуры отстает от средней по экономике и в два раза ниже средней по промышленности, - все это не стимулирует позитивные изменения. В этой связи реформирование оплаты труда — необходимое условие повышения результативности сферы. Из Постановления коллегии Министерства культуры Свердловской области (2 апреля 2008 года) ИТОГИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 году культурно-досуговая сфера Свердловской области включала более девятисот учреждений (902), из них 732 сетевых единиц располагалось в сельской местности (81%). Сеть культурно-досуговых учреждений Исходя из ежегодного анализа деятельности культурно-досуговых учреждений, можно отметить, что наблюдаются положительные тенденции в их развитии. Благодаря реализации регионального компонента приоритетного национального проекта в сфере культуры происходит улучшение материально-технической базы учреждений. Ежегодно показатели по характеристикам зданий улучшаются, однако эта проблема и по сей день остается актуальной, так как еще 44% учреждений находится в неудовлетворительном состоянии. Необходимо отметить, что за последние пять лет доля зданий, требующих капитального ремонта, снизилась на 7%. Финансирование расходов на капремонты клубных зданий из средств областного и местных бюджетов в отчетном году составило 172,7 млн. рублей, что на 56 млн. рублей больше, чем в 2006 году (увеличение на 33%). Состояние зданий культурно-досуговых учреждений Общее финансирование клубной сферы выросло за три года на 44 %, доля финансирования культурно-досуговой деятельности учредителями составила в 2007 году 84% (что меньше аналогичного показателя 2006 года на 5% (88,9%). Более чем в 2 раза увеличились в 2007 году расходы областного и местных бюджетов на модернизацию профильного клубного оборудования. Если в 2006 году на приобретение нового оборудования было израсходовано 56 млн. рублей (доля бюджетных расходов учредителей на эти цели - 73%), то в 2007 году эта сумма составила 126 млн. рублей (доля бюджетных расходов учредителей - 79%). Приобретение оборудования Финансовое обеспечение социально-значимых мероприятий Стоимость 1 посещения клубного учреждения населением (за вычетом капитальных затрат) составила в 2007 году 57,9 руб. Продолжается процесс внедрения современных информационных технологий в деятельность культурно-досуговых учреждений. За последние пять лет компьютерная оснащенность домов и дворцов культуры области повысилась более чем в 3 раза. Количество клубных учреждений, имеющих выход в Интернет, составило в 2007 году 65 единиц (7,2%), что в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2005 года. Информатизация становится доступной и для сельских учреждений. Еще 3 года назад только 2% из них имели персональный компьютер, сейчас эта цифра возросла до 24%. Десять сельских клубных учреждений имеют выход в Интернет (в ГО Верхняя Пышма и Первоуральск, в Каменском, Кушвинском и Новолялинском городских округах, в МО Красноуфимский округ, в Камышловском и Нижнесергинском муниципальных районах). Положительные тенденции дают надежду на дальнейшее развитие этого фактора. В течение отчетного года продолжалась работа по правовому оформлению деятельности культурно-досуговых учреждений – определению их юридического статуса и организационно-правовой формы, оформлению прав на имущество, земельные участки и прилегающие территории. На 1 января 2008 года статус юридического лица оформили более 140 муниципальных учреждений культурно-досугового типа (они включают в себя порядка 450 сетевых единиц). Кроме того, еще 24 юридических лица – это органы управления культурой, в состав которых входят более 60 учреждений клубного типа. Несложно подсчитать, что оставшимся культурно-досуговым учреждениям (около 40 %) предстоит работа по определению их юридического статуса, иначе они останутся за пределами правового поля, что ставит под угрозу сам факт их существования. 2007 год стал годом осмысления новых путей для дальнейшего развития культурно-досуговых учреждений области. Федеральный Закон «Об автономных учреждениях» (№174-ФЗ) сподвигнул многих прогрессивно мыслящих руководителей КДУ к серьезной проработке нормативно-правовой базы для осуществления в ближайшие годы своей основной деятельности в новых условиях автономности. В 2007 году многие культурно-досуговые учреждения Свердловской области приобрели первый опыт привлечения дополнительных средств через систему грантов. Большой интерес и активность вызвали конкурсы среди муниципальных культурно-досуговых учреждений и среди коллективов самодеятельного художественного творчества муниципальных домов и дворцов культуры, центров досуга и клубов на получение грантов Правительства Свердловский области. 40 учреждений (включая 19 сельских и 21 городское) приняли участие в конкурсе среди муниципальных культурно-досуговых учреждений. Десять из них - 6 сельских и 4 городских - стали обладателями грантов в размере 1 млн. рублей (на приобретение профильного клубного оборудования и музыкальных инструментов). Вот список первых «миллионеров»:
Конечной целью выделения этих грантов является создание в Свердловской области модельных культурно-досуговых учреждений, имеющих оптимальный набор материально-технических и кадровых ресурсов, который необходим для осуществления качественного культурного обслуживания населения. Бесспорно, что главным ресурсом культурно-досуговых учреждений являются кадры, уровень их профессионального мастерства и адаптированности к преобразовательным процессам. Поэтому сохранение и развитие кадрового потенциала, повышение конкурентоспособности руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений на рынке культурных услуг является одной из важных задач. В клубных учреждениях Свердловской области работают около 4,5 тысяч специалистов культурно-досугового профиля. Из них 24% имеют высшее образование, 50% - средне - специальное; 26% не имеют специального образования, причем, в сельских учреждениях этот показатель составляет 37%. За последние 5 лет показатели по образовательному уровню специалистов культурно-досуговой сферы улучшились на 8%. Образовательный уровень специалистов культурно-досуговой сферы Состояние кадров культурно-досуговых учреждений Однако по-прежнему существует проблема несоответствия уровня образования специалистов и возложенных на них социальных функций. Большинство руководителей учреждений и их структурных подразделений не обладают комплексом знаний современных управленческих технологий. На решение данных проблем направлена система повышения квалификации кадров. Ежегодно в муниципальных образованиях Свердловской области проводится около 500 семинаров и творческих лабораторий районного и городского уровней, через которые проходят около 2 000 специалистов. В 2007 году не менее 2 500 человек приняли участие в 72 учебно-образовательных мероприятиях, организованных СГОДНТ. Из них более 800 стали участниками учебно-методических мероприятий малых форм, таких как творческие лаборатории, круглые столы, мастер-классы, информационно-методические дни и т.п. На курсах повышения квалификации СГОДНТ по различным образовательным программам прошли обучение (с выдачей документов установленного образца) около 1700 руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы из 64 муниципальных образований Свердловской области. В 2007 году за пределами учебно-образовательной деятельности СГОДНТ оказались специалисты из таких городских округов, как Среднеуральск, Староуткинск, Пелым, Верх-Нейвинский, ЗАТО Свободный; а также из Таборинского муниципального района, Бисертского, Гаринского городских округов. Лидерами по количеству специалистов, прошедших обучение на курсах повышения квалификации, стали города Полевской, Екатеринбург, Березовский, Верхняя Пышма, Ревда, Первоуральск, Белоярский и Серовский городские округа, городские округа Заречный, Рефтинский и Верхнее Дуброво, Камышловский муниципальный район, Алапаевское муниципальное образование, Малышевский и Новоуральский городские округа. Многим муниципальным образованиям удалось обучить значительное количество своих специалистов благодаря развитию передвижных курсов повышения квалификации: 19 из 46 учебно-образовательных мероприятий СГОДНТ прошли в различных территориях Свердловской области и собрали около 800 слушателей. Среди них - 9 курсов повышения квалификации, организованные совместно с окружными координационно-методическими центрами, действующими в Западном, Северном, Южном управленческих округах области. Продолжалась практика проведение краткосрочных семинаров «Азбука директора сельского клуба». Подобные семинары состоялись для специалистов Ирбитского муниципального образования, Невьянского, Артемовского, Тугулымского, Ачитского, Сосьвинского и Серовского городских округов. Семинар по образовательной программе «Содержание деятельности культурно-досуговых учреждений в современных условиях» прошел для работников культуры города Лесной и Нижнетуринского городского округа. Для руководителей коллективов различных жанров любительского творчества прошли областные и окружные семинары в городах Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Заречный, Асбест. В системе повышения квалификации специалистов активно применялись и новые формы учебно-методических и учебно-образовательных мероприятий. Так, в 2007 году по ряду направлений были использованы крупные формы обучения - от 144 и более учебных часов: это впервые организованные «Школа театральной режиссуры», «Школа современной хореографии» (на базе театра «Провинциальнее танцы») и «Школа лечебной педагогики и социальной терапии для специалистов культурно-досуговых учреждений» (совместно с ИРРО). Актуальной проблемой является привлечение в культурно-досуговые учреждения молодых специалистов. Особенно остро она стоит в сельских территориях. Выпускники специализированных учебных заведений неохотно идут работать в муниципальные учреждения культуры. Хочется надеяться, что выделение единовременного пособия (30 тысяч рублей) на обзаведение хозяйством лицам, окончившим образовательные учреждения и впервые поступившим на работу по полученной специальности, будет способствовать притоку молодых специалистов в учреждения культурно-досуговой сферы. Возлагаются большие надежды и на специалистов, заочно обучающихся в различных высших и средне - специальных учебных заведениях. Их количество сегодня составляет более 250 человек. Привлечению молодых специалистов может способствовать и повышение престижа и привлекательности культурно-досуговой сферы. В ряде муниципальных образований проводятся конкурсы профессионального мастерства, учреждаются специальные премии за достижения в культуре и искусстве. Учредителями подобных премий и конкурсов являются органы управления культурой или главы муниципальных образований. Такая практика существует сегодня во многих территориях Свердловской области (Алапаевск, Асбест, Алапаевское МО, Горноуральский ГО, Каменский ГО, Краснотурьинск, Режевской ГО и др.), включая в ряде муниципальных образований и вручение специальных стипендий одаренным детям. Традиционно в конце мая в Свердловском государственном областном Дворце народного творчества проводится торжественная церемония вручения премий Министерства культуры Свердловской области в сфере культурно-досуговой деятельности. По итогам работы в 2007 году лауреатами Премий Министерства культуры стали:
Помимо этого специальной премией Уральского Центра народных промыслов и ремесел была отмечена Метелькова Лилия Евгеньевна – мастер декоративно-прикладного искусства, город Екатеринбург. Свой специальный приз «Верность призванию» - за большой личный вклад в развитие культурно-досуговой сферы Свердловской области - в этот раз Свердловский государственный областной Дворец народного творчества вручил сразу двум директорам СДК: Попковой Людмиле Петровне (директору Дома культуры села Мраморское муниципального учреждения «Центр культуры и народного творчества», Полевской городской округ) и Пыхтеевой Галине Николаевне (директору Дома культуры села Конево, Невьянский городской округ). Содействием повышению престижа профессии специалиста культурно-досуговой сферы и созданию благоприятного имиджа учреждений культуры можно, без сомнения, считать Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2007 года за № 1111, устанавливающий 25 марта официальный государственный праздник - День работника культуры. |