Скачать 0.57 Mb.
|
Министерство образования и науки Чеченской Республики Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» Утверждаю ______________________ Ректор Г. Б. Эльмурзаева «___»___________2012 г. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики в условиях введения ФГОС » Программа дополнительного профессионального образования для заместителей директоров ОУ по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Утверждена на заседании Ученого Совета Протокол №__ от «___»____2012 г. Грозный 2012 Пояснительная записка Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание истории религий и основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предметов «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», «Основы ислама», «История религий». Программа дополнительного профессионального образования по теме «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики в условиях введения ФГОС предназначена для оказания работникам образования теоретической и практической помощи по овладению содержанием и стратегиями преподавания новых предметов.. В программе освещаются теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы организации работы по духовно-нравственному воспитанию и преподавания ОРКСЭ, «Истории религий» и «Основ ислама» в 5 классах общеобразовательных учреждений Чеченской Республики. Эффективное повышение квалификации работников образования предполагает применение информационно-коммуникационных технологий, активных и интерактивных активных форм обучения, что стимулирует развитие творческого потенциала педагогов и способствует преодолению противоречия между возможностями современных средств учебного назначения и неспособностью педагогов к построению образовательного процесса на основе нового подхода к преподаванию курса. Новизна программы заключается в ее инновационности:
В результате обучения слушатели познакомятся с: - нормативно-правовым обеспечением реализации государственной политики в области духовно-нравственного развития и воспитания; - инструктивно-методическим обеспечением предметов ОРКСЭ, «История религий» и «Основы ислама»; - использованием в педагогическом процессе активного и интерактивного обучения (диалоговые и игровые технологии, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, кейс-метод, работа с информацией и иллюстративным материалом); - формами, типами и видами учебных занятий; - теоретико-методическими и предметно-практическими аспектами подготовки учителя к ведению данных учебных предметов. Работа слушателей осуществляется в системе взаимосвязанных компонентов: - проблемная лекция; - практическое занятие; - методическое моделирование. Таким образом, освоение Программы позволяет слушателям: -активно участвовать в обсуждении наиболее сложных и актуальных вопросов; -освоить ключевые профессиональные компетенции современного учителя, связанные с разработкой ценностно-целевых компонентов учебного курса, многоуровневой диагностикой достигнутых результатов, стратегическим планированием форм и способов учебной деятельности учащихся, созданием и обоснованием конкретных моделей уроков. В результате освоения программы слушатели получат: знания: - о нормативно-правовых документах, регламентирующих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; - о стратегии преподавания предметов ОРКСЭ, «История религий» и «Основы ислама»; - о принципах и методах преподавания предметов ОРКСЭ, «История религий» и «Основы ислама»; - о формах внеурочной работы и работы с родителями; - об основах мировых религиозных культур и светской этики. умения: - разрабатывать рабочую программу, технологическую карту урока; - использовать новые технологии в образовательном процессе. Программой предусмотрена текущая аттестация по итогам каждого модуля: -написание эссе по модулю «Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания и преподавания предметов ОРКСЭ, «История религий» и «Основы ислама»; - проекты методических разработок уроков с использованием современных технологий по модулю «Стратегии преподавания предметов ОРКСЭ, «История религий» и «Основы ислама»; -проект «Совершенствование системы воспитательной работы в школе» по модулю «Направления и содержание учебно-воспитательной деятельности школы по реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания»; -видеопрезентация к уроку по модулю «Использование ИКТ при изучении предметов «Основы ислама», «История религий» и ОРКСЭ. Содержание и формы проведения занятий стимулируют параллельную самостоятельную работу слушателей над формированием портфолио. Итоговая аттестация будет проходить в форме защиты портфолио слушателя. Особенностью учебной программы курсов повышения квалификации, рассчитанной на 136 часов, является её практическая направленность: количество учебных часов практического характера составляет 65% от общего количества часов. Слушатели, успешно освоившие программу, получат сертификаты о повышении квалификации. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» Утверждаю ______________________ Ректор Г. Б. Эльмурзаева «___»___________2012 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы дополнительного профессионального образования для заместителей директоров ОУ по духовно-нравственному развитию и воспитанию. «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждения Чеченской Республики в условиях введения ФГОС» Цель: теоретическая и методическая подготовка заместителей директоров ОУ к организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в условиях введения ФГОС. Категория слушателей: заместители директоров ОУ по духовно-нравственному воспитанию. Срок обучения: Форма обучения: очная Режим занятий: 8ч.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» Утверждаю ______________________ Ректор Г. Б. Эльмурзаева «___»___________2012 г. УЧЕБН0-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы дополнительного профессионального образования для заместителей директоров ОУ по духовно-нравственному развитию и воспитанию. «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждения Чеченской Республики в условиях введения ФГОС» Цель: теоретическая и методическая подготовка заместителей директоров ОУ к организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в условиях введения ФГОС. Категория слушателей: заместители директоров ОУ по духовно-нравственному воспитанию. Срок обучения: Форма обучения: очная Режим занятий: 8ч.
Содержание программы. Модуль 1. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития и воспитания (12ч.) |