Скачать 241.59 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО и.о. директора школы ________Кондрашова Н. А. Протокол № _____ Приказ № ___________ «29» августа 2013 г «30» августа 2013 г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР ___________Павшок Н.М. «30» августа 2013 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учитель: Жвик В.В. Предмет: Искусство (Музыка), 5 класс Срок реализации программы: 1 год 2013-2014 г Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной авторским коллективом (Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Г.Е.Вендрова, И.В. Кадобнова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С. Тарасов, А.Е. Трушин) под научным руководством Д.Б. Кабалевского «Музыка» 5 класс (35 часов в год), в соответствии с ГОС в части обязательного минимума содержания. Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности; - воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; - освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Приоритетным в данной программе, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образа отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и нравственности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребёнка, а так же интерес и уважение к культуре других народов мира. Преемственность содержания программы выражается в таких аспектах, как: - освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки; - включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки; - развитие ассоциативно – образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально – слуховых представлений; - формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки. Основные методические принципы построения программы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно – ценностного отношения к музыкальному искусству. Принцип увлеченности – в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребёнка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя – ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как его сочинил, кто и как его исполнил. Принцип тождества и контраста, сходства и различия – реализируется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Принцип интонационности – музыкальное произведение открывается перед ребёнком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) Принцип диалога культур- предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно – эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого творчества представителей разных эпох и культур. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп- культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: Хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной (проектной) деятельности и др. Реализация данной программы предполагает использование методов художественной педагогики: Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки – предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, её направленности на формирование личностных установок учащихся; в) усвоение общих (художественно - эстетических) и частных (языковых) свойствах музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетических ценностям. Метод интонационно- стилевого постижения музыки – действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие особенности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства м связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последствие», эмоциональный тонус.) Метод создания «композиций»- направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание даёт возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей – школьников, 6но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства. Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)- изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности её языка. Учебник Автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Название: Музыка 5 класс Издательство: Дрофа Количество часов в неделю: 1
(количество часов)
(количество часов) 1.Цели изучения курса
2. Структура курса
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ИТОГО: 4 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ИТОГО: 4 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы. 6. Список методической литературы по предмету М. Шорников «Музыкальная литература». М. Таривердиев «Маленький принц» стихи Н.Добронравова П.Чайковский «Октябрь» Р.Шуман «Первая утрата», Римский- Корсаков «Садко». Опера - былина CD диск караоке. Рождественские песни С. Рахманинов «Весенние воды». Н.Римский- Корсаков «Пляска златопёрых и серебристо чешуйчатых рыбок», «Колыбельная». И.Стравинский «Заколдованный замок Кащея» М.Мусоргский «Баба Яга», «Богатырские ворота». «Есть на Волге утёс»- русская народная песня М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» П.Чайковский «Отче наш», Г.Свиридов «Поёт зима…» 7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ Русская энциклопедия «Происхождение музыки». Детская энциклопедия. CD диск Кирилла и Мефодия Интернет ресурсы Сборник стихов С. Есенина Руслан и Людмила .А.Пушкин Отрывки поэмы. Садко. Былина из русского народного литературного фольклора. Музыкант – чародей. Белорусская народная сказка. Квартет. Басня. И. Крылов Моя Россия. Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Календарно – тематическое планирование по музыке. Класс 5, кол-во часов 35, в неделю 1 час. План составлен на основе учебных стандартов школ России. Концепция Д.Б. Кабалевского, реализуемая на основании учебно- методического комплекса «Музыка» Т.И. Науменко, В.В.Алеев.
|