Скачать 85.47 Kb.
|
Модуль: Основы православной культуры. «Человек и Бог в православии» Цель:
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийная презентация, репродукции картин с изображением Христа – Спасителя, репродукции икон (Троица, Спас и другие), фотографии богослужебных книг. Основные термины и понятия: Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. Бог. Творец. Ход урока.
Слайд 2. Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы. (По Л.Н. Толстому) - Сегодня на уроке мы поговорим о человеке и Боге, их предназначении в православной культуре.
●Рассказы учащихся «Культура и религия» (по желанию), их дополнительное обсуждение. Слайд 3. ●Повторение терминов и понятий: Родина, христианство, православие, культура, религия. Слайд 4. - Найдите соответствие между понятием слова и его определением. Родина это правила, нормы, обычаи, проведение праздников встречи гостей Культура это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок Христианство это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями Православие это истинное представление о Боге и творении Религия это религия, которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир ● Продолжите фразу. Слайд 5. 1) Культура даёт человеку знание о … - духовных ценностях; - правилах хорошего тона; - материальном состоянии народа. Проверка ответа – слайд 6. Слайд 7. 2) Религиозным человека можно назвать, если … - соблюдает правила, установленные в его религии; - называет себя верующим; - знает основы религии. Проверка ответа – слайд 8. Слайд 9. 3) Что является самым важным показателем религиозного человека? - демонстрирование своего отношения к религии других людей; - положение в церковном мире; - вера. Проверка ответа – слайд 10.
Обсуждение темы урока с учащимися: - Как вы понимаете тему урока? 2. Легенда «Как Бог сотворил первых людей». Слайд 12. Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим "дуновением Божиим" или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей. Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом - к миру видимому, вещественному, земному, а душою - к миру невидимому, духовному, небесному. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значить "взятый из земли". Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его. В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое - древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: "от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь". Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей. Бог благословил первых людей в раю и сказал им: "плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею". Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными - любить и беречь друг друга. 3. Работа с основными понятиями. Слайд 13. - У каждого человека есть тело, есть душа, есть внутренний мир. Давайте задумаемся над этими словами. - Что вы понимаете под словом «тело»? (Человеческий организм в его внешних, физических формах.) - Что такое «душа»? (Нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека или внутренний, психический мир человек) - Что такое «внутренний мир» человека? (Вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.) - Думая о красоте, не забудем красоты мыслей и чувств человека, которые созидают его внутренний мир. 4. Работа с текстом. Слайд 14. - Мы прослушали ваши высказывания. А теперь я предлагаю вам рассказ великого русского писателя и педагога К. Д. Ушинского « Размышления маленького христианина о человеке». - Подумайте и сравните свои размышления с размышлением автора. ( Чтение текста учителем) « Размышление маленького христианина о человеке». К.Д. Ушинский. «Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. Слайд 15. Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». 5. Работа по- прочитанному. Слайд 16. а) - Итак, ребята, давайте сравним свои размышления с размышлением автора.
Вывод: главное у человека есть душа. И душа эта обладает разными способностями, давайте назовем их и заполним таблицу. 6. Исследовательская работа. Слайд 17. Давайте сравним способности человека и животного. Отметьте в таблице, кто по-вашему обладает данными способностями.
- Сравним наши выводы с мнением К.Д. Ушинского. Вывод: слайд 18. «У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше» 7. Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи в учебнике. - Какие дары дал Бог человеку? - Можно ли Ваню назвать православным человеком? - Какие его убеждения проявились в его поступке? Слайд 19. Выпишите 2-3 предложения, в которых говорится о боге и мире. Объясните, как вы поняли эти предложения. 8. Отгадайте загадку. Слайд 20. Рассказ- загадка « Чудный домик». К.Д. Ушинский. Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: все тук да тук- и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла,- на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. Слайд 21 Загадка. Хозяйка – д _ _ а человека Домик – т _ _ о человека Эконом – с _ _ _ _ е Зала – л _ _ _ _ е Ставенки – г _ _ _ а IV.Обобщение . - Что же главное в человеке? (Душа) - Где «живет» душа? ( Тело) - Почему Бога называют Творцом? V. Итог урока. Слайд 22.
VI. Домашнее задание. Слайд 23. Подготовь рассказ на тему: «Что значит быть православным человеком?» Слайд 24. Любите Бога! Лесной ручей бежал, журча. Благоухала сныть-трава, Кругом раскинув кружева. И в нежном пении ручья Звучали мудрые слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Весенний ветерок живой Шептал, слегка шурша листвой: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Небес сияла синева, И золотом лились слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» |