Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.04.2014
Размер81.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок литературы в 11 классе

Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»

(Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой)
Цели урока:

  1. Показать многообразие проявления любви в творчестве М. Цветаевой.

  2. Совершенствовать умения уч-ся анализировать поэтическое произведение.

  3. Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту.

Оборудование:

Презентация (прилагается)

Технология: мастерская.
Ход урока

1.Индукция. Мастер.

Антология русской любовной поэзии начинается с творчества поэта В.К.Тредиаковского, который перевел на русский язык французский роман о любви «Езда в остров любви», украсив его собственными стихами. Те 200 лет, что прожила тема любви в стихах наших поэтов – со времен Тредиаковского до начала ХХ в., когда начала свой творческий путь М. Цветаева, - были наполнены многочисленными открытиями. И, тем не менее, каждый великий поэт вступает на этот путь первооткрывателем.

М. Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. И вся её жизнь была освещена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону. Но, оставаясь преданной ему, М. Цветаева всегда была еще в кого-нибудь влюблена. Недолгое, но сильное увлечение вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств, даруемых любовью.

Перечитаем строки эпиграфа к нашему уроку.

Каждый стих – дитя любви,

Нищий незаконнорожденный,

Первенец – у колеи

На поклон ветрам – положенный

М. Цветаева (1918)
Как вы понимаете метафору

«Каждый стих – дитя любви,…

незаконнорожденный,»? (уч-ся отвечают)

Учитель:

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся попасть на путь любви, открытый М. Цветаевой. А что же мы должны будем сделать, чтобы «пройти» по этому пути? Каковы же будут цели нашего урока? (уч-ся формулируют цели урока)

  1. Самоконструкция

Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Учитель:

Запишите, какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку или песню в исполнении А. Пугачёвой. Вспоминаете ли вы какие -либо моменты из своей жизни?
М. Цветаева, познакомившись с сочинениями А. С. Пушкина, сказала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь...»

Любовь, по мнению Цветаевой, - понятие бездонное. Любовь, говоря словами Маяковского, - «громада».

Учитель (читаю формулу Цветаевой):

«Пол и возраст ни при чем. Можно влюбиться в ребенка, в старуху, в дерево, в дом, в собаку, в героя романа, в собственную мечту — любовь тысячелика, а поэт утысячерённый человек».

Всё, что не вражда, ненависть, безразличие, по мнению Цветаевой, составляло любовь, которая вбирала в себя бесчисленные оттенки переживаний.

Любовь … Самое сильное человеческое чувство, самое загадочное, способное возвысить человека или довести до самого страшного преступления … Это самая непознаваемая и притягательная область человеческого бытия. Давайте вспомним, что говорили поэты о любви? (уч-ся приводят примеры)

- А по-вашему, что такое любовь? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите свои ассоциации в столбик слева. (уч-ся записывают слова, затем читают их в слух, дополняя свои списки теми словами, которые предложили одноклассники).

Учитель:

А сейчас сделайте свой первый выбор. Подчеркните наиболее значимое слово, на ваш взгляд.

  1. Социоконструкция

Ученица: (читает отрывок из письма М. Цветаевой)

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер, - нет весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя».

Учитель:

Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для М. Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает в слове ЛЮБОВЬ.

Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Но мы не будем останавливаться на фактах, событиях, и посмотрим сверху на все, что зовется ЛЮБОВЬЮ М. ЦВЕТАЕВОЙ.
Задания по группам: (карточки)

  1. ГРУППА

  1. Прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

  2. Познакомьтесь со стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из словарной статьи.

  3. Найдите в стихотворении два противоположных мира. Слова, означающие один мир, выделите красным цветом, другой – синим. Составьте творческий отчет.

  4. Сделайте выводы.




  1. ГРУППА

  1. Прочитайте отрывок из «Поэмы Конца».

  2. Выпишите все определения – формулы любви, которые дает лирическая героиня.

  3. Попытайтесь раскрыть смысл каждой формулы.

  4. Подумайте, как могут быть связаны эти определения друг с другом.




  1. ГРУППА

  1. Прочтите стихотворение «Кто создан из камня…»

  2. Кто герои этого стихотворения?

  3. Составьте таблицу (противопоставление Марины обыкновенным людям)

  4. Проанализируйте каждую строфу стихотворения.

  5. Сделайте выводы.


4.Социализация. Афиширование

(Уч-ся представляют результаты своей работы, дополняют свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями)

Учитель:

Ребята, в процессе представления результатов работы в группах, вы дополняете свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями, а затем делаете второй выбор.

  1. Разрыв

Учитель:

Над Мариной всегда висел рок разлуки. Действительно, часто она была далеко от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для неё не только боль, разлука, страдания. Это еще и радость, и полет, и источник творчества. Обратимся к ее письмам. (уч-ся цитируют строки из писем)

Учитель:

Многообразие – девиз поэта. И образ любви в поэзии Цветаевой чрезвычайно разнообразен. Попробуйте уловить оттенки этого чувства в других её стихах, которые сейчас прочтут ваши одноклассники. В процессе вы можете внести коррективы в свои ассоциативные ряды слов. И сделайте, пожалуйста, третий выбор. (уч-ся читают заранее подготовленные стихи , посвященные друзьям поэтессы)

Учитель

Весной 1922 года Борис Пастернак купил в Москве маленькую книжечку «Версты». Его сразу покорило поэтическое могущество цветаевской формы. И он написал письмо Цветаевой в Прагу…

Она ему ответила. Между ними завязалась переписка. Они подружились.

( отрывки из писем Цветаевой и Пастернака зачитывают учащиеся).

Учитель

Но годы шли… «Устали» Пастернаковы письма. Почувствовав это по неуловимому сперва изменению их тональности, Марина перестала вызывать их на себя.

3 августа 1941 года Марина Цветаева уезжала из Москвы в Елабугу, и провожал её Борис Леонидович Пастернак. Там 31 августа её не стало.

Напишите маленькую работу (всего несколько предложений «Пастернак в жизни Цветаевой)
Сплетение судеб двух великих поэтов... Всеоживляющая связь творчества соединила их, безжалостно разделенных временем в пространстве.

(Мастер к работам учащихся добавляет письмо Ариадны Эфрон к Пастернаку и её воспоминания).

Но, любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу.
Любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу.
6)Чтение стихотворения «Тоска по родине», 1934г.

Социоконструкция

1 группа.: Выпишите ключевые слова из этого стихотворения и объясните свой выбор.

Тоска по Родине

Одинокий

Дом

Мне всё равно

Мне безразлично

Родимое пятно (родимого пятна)

Куст

Рябина


2 группа: последнее слово в этом стихотворении «рябина». Запишите ассоциативные слова, возникающие в вашем воображении, к этому слову. Объясните свои ассоциации.
3 группа: сопоставьте все три стихотворения и определите, что обозначает поэтический образ рябины в каждом стихотворении.

1.«Тоска по родине»

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все едино,

Но если по дороге — куст

Встает, особенно рябина.

1934г.

(образ рябины)

2. Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

1916г

(Рождение новой жизни талантливого, гениального поэта. Вспышка в природе -

Жизнь — вспышка. Случайно ли? Праздничный день, и родился гениальный человек. Жить (принимать жизнь такой, какая она есть).

3. Рябину рубили зорькою.

Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками…

Рябина! Судьбина русская.
1934г

(Рябина, олицетворяющая горькую судьбу Цветаевой, с одной стороны. А с другой- рябина олицетворение горькой судьбы России.)

Выразительное чтение стихотворений.

Социализация (представление работы групп)

Итак, что составляет понятие любовь для Марины Цветаевой?

(Любовь к мужу.

Любовь к сыну.

Любовь к дочерям.

Дружеская любовь к друзьям-поэтам, к их поэтическому творчеству.

Любовь к Родине, России).
6. Творчество

Учитель:

Для Марины Цветаевой тема любви и мы сегодня в этом убедились, является главной. Причем не только в творчестве, но и в жизни.

Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой»,всегда спор, конфликт. Любовь в лирике М. Цветаевой многолика.

Поэтесса обращается к миру и человеку с признаниями в любви по самым различным поводам, но всегда страстно, дерзко, гордо, требовательно. Правда, чувства и честность слова для неё выступают священным заветом искусства.

Один из этапов урока – мастерской это создание сочинения-миниатюры, которое является результатом работы на уроке. Поэтому в качестве дом. задания я вам предлагаю написать сочинение-миниатюру, выбрав одну из предложенных тем (которые представляют собой цитаты из стихотворений Цветаевой)

(уч-ся пишут сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:)

  1. «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»

  2. «Откуда такая нежность?»

  3. «Любовь – это плоть и кровь».

  4. «Я ласточка твоя, Психея…»

  5. «Счастие или грусть…»

  6. «Возношу тебя, бремя лучшее…»

  7. «Воспоминанье слишком давит плечи…»

«С большою нежностью – потому…»

Эти темы напечатаны и лежат у вас на партах. Вы их можете взять себе. Откройте дневники и запишите домашнее задание: написать сочинение-миниатюру; выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой (по выбору)
7.Рефлексия

Учитель:

Наш урок подходит к концу. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, литературные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась по вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинении только правде сердца. А сейчас я предлагаю вам прислушаться к своему сердцу и написать свои впечатления незаконченного предложения.

  • Я узнал(а) …

  • научился …

  • понял, что…

  • задумался над…

  • вспомнил…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск