Скачать 81.19 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой» (Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой) Цели урока:
Оборудование: Презентация (прилагается) Технология: мастерская. Ход урока 1.Индукция. Мастер. Антология русской любовной поэзии начинается с творчества поэта В.К.Тредиаковского, который перевел на русский язык французский роман о любви «Езда в остров любви», украсив его собственными стихами. Те 200 лет, что прожила тема любви в стихах наших поэтов – со времен Тредиаковского до начала ХХ в., когда начала свой творческий путь М. Цветаева, - были наполнены многочисленными открытиями. И, тем не менее, каждый великий поэт вступает на этот путь первооткрывателем. М. Цветаева была великим поэтом. Она была рождена любить. И вся её жизнь была освещена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону. Но, оставаясь преданной ему, М. Цветаева всегда была еще в кого-нибудь влюблена. Недолгое, но сильное увлечение вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств, даруемых любовью. Перечитаем строки эпиграфа к нашему уроку. Каждый стих – дитя любви, Нищий незаконнорожденный, Первенец – у колеи На поклон ветрам – положенный М. Цветаева (1918) Как вы понимаете метафору «Каждый стих – дитя любви,… незаконнорожденный,»? (уч-ся отвечают) Учитель: На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся попасть на путь любви, открытый М. Цветаевой. А что же мы должны будем сделать, чтобы «пройти» по этому пути? Каковы же будут цели нашего урока? (уч-ся формулируют цели урока)
Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» Учитель: Запишите, какие чувства вы испытываете, когда слушаете эту музыку или песню в исполнении А. Пугачёвой. Вспоминаете ли вы какие -либо моменты из своей жизни? М. Цветаева, познакомившись с сочинениями А. С. Пушкина, сказала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь...» Любовь, по мнению Цветаевой, - понятие бездонное. Любовь, говоря словами Маяковского, - «громада». Учитель (читаю формулу Цветаевой): «Пол и возраст ни при чем. Можно влюбиться в ребенка, в старуху, в дерево, в дом, в собаку, в героя романа, в собственную мечту — любовь тысячелика, а поэт утысячерённый человек». Всё, что не вражда, ненависть, безразличие, по мнению Цветаевой, составляло любовь, которая вбирала в себя бесчисленные оттенки переживаний. Любовь … Самое сильное человеческое чувство, самое загадочное, способное возвысить человека или довести до самого страшного преступления … Это самая непознаваемая и притягательная область человеческого бытия. Давайте вспомним, что говорили поэты о любви? (уч-ся приводят примеры) - А по-вашему, что такое любовь? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите свои ассоциации в столбик слева. (уч-ся записывают слова, затем читают их в слух, дополняя свои списки теми словами, которые предложили одноклассники). Учитель: А сейчас сделайте свой первый выбор. Подчеркните наиболее значимое слово, на ваш взгляд.
Ученица: (читает отрывок из письма М. Цветаевой) «Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер, - нет весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя». Учитель: Эти красивейшие строки – не из романа, не из поэмы, они – из письма к любимому человеку. И письмо это для М. Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает в слове ЛЮБОВЬ. Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Но мы не будем останавливаться на фактах, событиях, и посмотрим сверху на все, что зовется ЛЮБОВЬЮ М. ЦВЕТАЕВОЙ. Задания по группам: (карточки)
4.Социализация. Афиширование (Уч-ся представляют результаты своей работы, дополняют свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями) Учитель: Ребята, в процессе представления результатов работы в группах, вы дополняете свои ассоциативные ряды слов новыми понятиями, а затем делаете второй выбор.
Учитель: Над Мариной всегда висел рок разлуки. Действительно, часто она была далеко от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для неё не только боль, разлука, страдания. Это еще и радость, и полет, и источник творчества. Обратимся к ее письмам. (уч-ся цитируют строки из писем) Учитель: Многообразие – девиз поэта. И образ любви в поэзии Цветаевой чрезвычайно разнообразен. Попробуйте уловить оттенки этого чувства в других её стихах, которые сейчас прочтут ваши одноклассники. В процессе вы можете внести коррективы в свои ассоциативные ряды слов. И сделайте, пожалуйста, третий выбор. (уч-ся читают заранее подготовленные стихи , посвященные друзьям поэтессы) Учитель Весной 1922 года Борис Пастернак купил в Москве маленькую книжечку «Версты». Его сразу покорило поэтическое могущество цветаевской формы. И он написал письмо Цветаевой в Прагу… Она ему ответила. Между ними завязалась переписка. Они подружились. ( отрывки из писем Цветаевой и Пастернака зачитывают учащиеся). Учитель Но годы шли… «Устали» Пастернаковы письма. Почувствовав это по неуловимому сперва изменению их тональности, Марина перестала вызывать их на себя. 3 августа 1941 года Марина Цветаева уезжала из Москвы в Елабугу, и провожал её Борис Леонидович Пастернак. Там 31 августа её не стало. Напишите маленькую работу (всего несколько предложений «Пастернак в жизни Цветаевой) Сплетение судеб двух великих поэтов... Всеоживляющая связь творчества соединила их, безжалостно разделенных временем в пространстве. (Мастер к работам учащихся добавляет письмо Ариадны Эфрон к Пастернаку и её воспоминания). Но, любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу. Любя родину, стремилась ли Цветаева вернуться домой? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Что до возвращения на Родину, Цветаева знала одно: если муж туда поедет, она поедет за ним, как в 1922г. поехала к нему за границу. 6)Чтение стихотворения «Тоска по родине», 1934г. Социоконструкция 1 группа.: Выпишите ключевые слова из этого стихотворения и объясните свой выбор. Тоска по Родине Одинокий Дом Мне всё равно Мне безразлично Родимое пятно (родимого пятна) Куст Рябина 2 группа: последнее слово в этом стихотворении «рябина». Запишите ассоциативные слова, возникающие в вашем воображении, к этому слову. Объясните свои ассоциации. 3 группа: сопоставьте все три стихотворения и определите, что обозначает поэтический образ рябины в каждом стихотворении. 1.«Тоска по родине» Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все - равно, и все — едино, Но если по дороге — куст Встает, особенно рябина. 1934г. (образ рябины) 2. Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 1916г (Рождение новой жизни талантливого, гениального поэта. Вспышка в природе - Жизнь — вспышка. Случайно ли? Праздничный день, и родился гениальный человек. Жить (принимать жизнь такой, какая она есть). 3. Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая. Рябина седыми спусками… Рябина! Судьбина русская. 1934г (Рябина, олицетворяющая горькую судьбу Цветаевой, с одной стороны. А с другой- рябина — олицетворение горькой судьбы России.) Выразительное чтение стихотворений. Социализация (представление работы групп) Итак, что составляет понятие любовь для Марины Цветаевой? (Любовь к мужу. Любовь к сыну. Любовь к дочерям. Дружеская любовь к друзьям-поэтам, к их поэтическому творчеству. Любовь к Родине, России). 6. Творчество Учитель: Для Марины Цветаевой тема любви и мы сегодня в этом убедились, является главной. Причем не только в творчестве, но и в жизни. Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой»,всегда спор, конфликт. Любовь в лирике М. Цветаевой многолика. Поэтесса обращается к миру и человеку с признаниями в любви по самым различным поводам, но всегда страстно, дерзко, гордо, требовательно. Правда, чувства и честность слова для неё выступают священным заветом искусства. Один из этапов урока – мастерской это создание сочинения-миниатюры, которое является результатом работы на уроке. Поэтому в качестве дом. задания я вам предлагаю написать сочинение-миниатюру, выбрав одну из предложенных тем (которые представляют собой цитаты из стихотворений Цветаевой) (уч-ся пишут сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:)
«С большою нежностью – потому…» Эти темы напечатаны и лежат у вас на партах. Вы их можете взять себе. Откройте дневники и запишите домашнее задание: написать сочинение-миниатюру; выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой (по выбору) 7.Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, литературные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась по вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинении только правде сердца. А сейчас я предлагаю вам прислушаться к своему сердцу и написать свои впечатления незаконченного предложения.
|